Должен ли тренер быть чемпионом?

Алексей Ратушный
Наиболее распространённое заблуждение незнакомых с существом тренировочного процесса людей состоит в том, что по их мнению гроссмейстер тренирует лучше чем перворазрядник, чемпион тренирует лучше, чем человек никогда не занимавший высоких мест в состязаниях по данному виду спорта.
Мне понравилась реплика в фильме о тренере нашей олимпийской сборной по синхронному плаванию. Нечто в этом стиле опубликовано и в Интернете.

Цитирую:

«Кого не спроси, отвечают — бассейн - ее стихия. Хотя сама Татьяна Покровская синхронисткой никогда не была. В сборную пришла как хореограф. Она вообще плавает плохо.
"Войти в эту воду ненавистную я себя порой заставляю. Можно сказать, что бассейн я не люблю. Ну если я плаваю плохо! Бывает, что очень сильный спортсмен становится сильным тренером, но бывает, что из теоретиков лучше получается тренер", - говорит главный тренер сборной России по синхронному плаванию Татьяна Покровская.»

Конец цитаты.

Здесь выложена СУТЬ: тренер и чемпион – это совершенно разные ипостаси.
Скажу больше: большинство чемпионов вообще не годится в тренеры.
По очень простой причине.
Тренер специализируется на работе с другим человеком, а спортсмен высокой квалификации специализируется на работе с самим собой.
Но работа с самим собой и работа с другой личностью – это весьма различные типы работ.
Например лёгкая атлетика.
Тренер может вообще скверно прыгать сам.
Зато его подопечные перепрыгивают всех и вся.
Хороший тренер стайеров может сам вообще не бегать.
Ни длинные, ни короткие дистанции.
Ведь его задача, чтобы его ученики обгоняли соперников.
Здесь, как и везде, необходимо избегать и идеализаций и абсолютизаций.
И среди чемпионов встречаются люди с даром учить и тренировать других людей,
И среди массы тренеров крайние «неумехи» конечно же редкость.
Конкретно в шахматах уровень первого разряда или кандидата в мастера вполне достаточен для решения абсолютного большинства тренерских задач.
Какими реальными качествами должен обладать такой специалист, помимо некоторого уровня шахматной квалификации?

Образованность.
Широкий кругозор.
Жизненный и соревновательный опыт.
Судейская квалификация.
Тонкий психолог.
Командный игрок.
Немного «врач».
Хороший родитель.
Заботливый человек.
Опрятность.
Аккуратность.
Обязательность.
Умение вовремя промолчать и вовремя заговорить и высказаться.
Принципиальность в ключевых вопросах.
Большой такт и тактичность.
Проницательность и наблюдательность.
Педантичность в необходимых случаях.
Строгость и взыскательность.
Культура поведения и речи.
Дипломатичность.
Умение искать и находить компромиссы.
Умение слушать и слушать других людей.
Скромность.
Надёжность.
Ответственность.
Безупречность и предупредительность.
Умение прощать.
Умение настоять на своём.
Умение убеждать и доказывать.
Юридическая грамотность.

Я перечислил только некоторые общие качества, как всегда не претендуя на полноту. Как видим – чемпионство и гроссмейстерский уровень в этот перечень не входят и, на мой взгляд, входить и не должны.

Я не знаю, какие места занимала Этери Тутберидзе, но её ученицы принесли нашей стране олимпийское золото  и первенство в мире.
Потому что она – превосходный тренер.