Трон в крови, 1957, Япония, реж. А. Куросава

Максим Странник Петров
#### Испытание властью, или Почему мы не должны знать свою судьбу

По мотивам пьесы Шекспира "Макбет"

"Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся..."
Ф.И.Тютчев

Интересные ощущения рождает фильм Куросавы. Здесь, пожалуй, лучше всего сказал о фильме режиссёр Григорий Козинцев:

"…Я видел «Макбета», где не было стихов, Шотландии; вместо ведьм лишь один старичок разматывал вечную нить, однако, на мой взгляд, «Окровавленный трон» японского режиссёра Акиры Куросавы, снятый в 1957 году, — лучший шекспировский фильм. Случилось так, что пластика образа феодальной Японии: крепости-загоны, сбитые из огромных бревен, воинственный ритуал самураев, их доспехи с значками-флагами, заткнутыми за спины, кровавые поединки, подобные танцу, — все это оказалось близким трагической поэзии шекспировских образов. И, разумеется, прежде всего следует говорить о том, что наполнило жизненной силой пластические образы: о силе страсти японских исполнителей, неведомой европейскому театру и кино. Неподвижную маску — лицо Тоширо Мифуне с бешеными раскосыми глазами — забыть, хотя бы раз посмотрев фильм, уже невозможно. В игре актеров не было внешней жизнеподобности, но напряжение мысли и чувств одухотворяло условность. Внутренняя жизнь людей была не только подлинной, но и по-шекспировски мощной…"

Фильм, с одной стороны, создаёт ощущение условности происходящего, театральности, а с другой, именно японская историческая обстановка, костюмы, ритуалы и сдерживаемая страстность героев мощно воздействуют на зрителя.

Акира Куросава вновь обращается к периоду внутренних распрей в Японии. Именно такой исторический период наиболее раскрывает пагубность поклонения страстям человеческим. Жажда власти - одна из самых сильных и самых драматичных слабостей человеческой природы. Власть даёт славу, расширение зоны своего влияния на других людей. Есть такое выражение: пройти воду, огонь и медные трубы. Как правило, самые отважные герои справляются с первыми двумя испытаниями (физическими), но немногие могут выдержать испытаний нравственных: медными трубами, фанфарами, которые воспевают миру смелость, отвагу, величие героя. Почести, привилегии, награды, звания - как много людей в языческом обществе стали заложниками всего этого. Само общество часто пропагандирует путь на властный олимп. Там расширяются твои возможности по осуществлению самых сокровенных твоих мыслей, идей, мечтаний. Как правило, человек страдает от того, что его начальство, чиновники не дают возможности осуществить свои творческие планы. В науке, искусстве, управлении всегда есть препятствия к достижению целей. Часто самых искренних, бескорыстных. Но те, кто мешают, кажутся ненужными помехами, ретроградами, сдерживающими прогресс. В борьбе с такими силами человек не замечает, как борьба становится самоцелью. Уже не за идею борется человек, а за утверждение себя в качестве знатока истины, непогрешимого борца за правду. И как только цель достигнута, статус повышен, территория влияния расширена, появляется страх, что на эту территорию могут посягнуть другие. Смысл дальнейшей жизни тогда превращается не в поиск новых знаний, истин, не в защиту нравственных ценностей, не в единство с миром, а в защиту завоёванных рубежей, в уничтожении тех, кто пытается вторгнуться на территорию твоего царства. И лучше уничтожать оппонентов заранее, пока они представляют только потенциальную угрозу. Так многие талантливые учёные, деятели искусства, политики, администраторы, получив тяжёлыми усилиями свои посты, звания, одобрение общества, превращаются в людей, которые тщательно оберегают своё "статус-кво". Они не пускают в науку тех, кто приходят с новыми гипотезами, опровергающими достижения их молодости, обрушиваются с критикой на молодых писателей за их попытку заявить миру о проблемах человеческой души.

Мы забываем о том, что всё, что мы получаем, мы берём на время, в аренду: богатства, положение в обществе, славу, свою судьбу, даже своё тело. Мы получаем все ценности, материальные, духовные, от Создателя для того, чтобы они служили инструментом совершенствования нашей души. Это похоже на то, как плотнику для постройки дома нужен плотничий инструмент, доски, гвозди, без которых он не сможет строить. Но сам дом невозможно построить, только имея инструмент и материалы. Нужны ещё мастерство плотника, его руки, затраты его сил, физических и душевных. Через этот труд, через эту работу он становится лучше, постигает новые истины своего ремесла, жизни. Это и умение наладить контакт с заказчиком, научиться понимать желания другого человека, его душу. Таким образом, профессия плотника, его орудия труда, его затраты усилий - это только ступенька в процессе познания мира. Тело бренно, земная жизнь конечна. Всё накопленное знание о мире остаётся в душе человека. И создаёт стартовый капитал на следующую жизнь. И снова в путь, и так всё время. Пока мы не соединимся с Творцом.

Фильм "Трон в крови" повествует о смелом отважном человеке, воине, который своей смелостью и преданностью своему правителю заслужил славу и почести. Но тут-то и начались проблемы. Колдунья предсказывает ему его будущее. Оно тешит его самолюбие, оно возвышает его в собственных глазах. И первая часть предсказаний не заставляет себя долго ждать. Васидзу получает от князя Цудзуки в управление Северный замок как признание его заслуг в подавлении мятежа. Но ожидание исполнения дальнейшего пророчества связана с жизнью других людей. Если Васидзу суждено занять место князя, то князь должен быть убит. Но Куросава сместил акценты, которые были в оригинале. Главным вдохновителем всех дальнейших злодеяний стала женщина, жена Васидзу Асадзи. Именно она составила все планы убийства князя и лучшего друга Васидзу. Именно она старательно уговаривала на осуществление этих планов своего мужа. И именно она сначала рождает мёртвого ребёнка, а потом сходит с ума. Таким образом Куросава второй раз после фильма "Расёмон" обозначил влияние женщины на здоровье общества. В "Расёмоне" и в "Троне в крови" именно женщина становится змеёй-искусительницей в судьбе мужчин, играя на их честолбии. А разве не так происходит и в реальной жизни? Энергетика женщины гораздо сильнее мужской. Мужчина по своей природе должен быть готов умирать, защищая свою семью, своё отечество. Женщина должна быть хранителем очага, хранителем того, что приносит в дом мужчина. Он добытчик, женщина - хранитель. Но она же и рождает новую жизнь. То есть, женщина - хранитель всего того, что считается ценным в земной жизни: материальные и духовные ценности семьи, рода, укрепление его благополучия. Мужчина так не привязан к земному как женщина. Неправильное представление о ценностях мира, искажённое мировоззрение женщины может приводить к вырождению рода, что мы и наблюдаем в фильме "Трон в крови": рождение мёртвого ребёнка.

Эта особая роль и сила женщины в судьбе рода была подмечена и позже замечательным русским писателем Николаем Лесковым. Он не случайно назвал свой очерк "Леди Макбет Мценского уезда", увидя параллель с пьесой Шекспира. Не муж, не любовник стали главными авторами разыгравшейся драмы, а именно Катерина Измайлова, которая отдалась потаканию своим инстинктам, своей страсти.

Одна из важных тем, затронутых в фильме, является тема знаний своего будущего. Никто не станет отрицать, что возможность увидеть своё будущее, приоткрыть завесу тайны своей судьбы человек может. Во все времена истории существовали особые люди, обладающие даром ясновидения. Но почти всегда эти знания были под запретом. Когда-то колдуний сжигали на костре инквизиции. И сейчас интерес людей узнать будущее не ослабевает. И сейчас есть такие провидцы, которые способны увидеть то, что скрыто от глаз обывателя. Но почти всегда это занятие становится опасным как для тех, кто узнаёт свою судьбу, так и для тех, кто эту информацию даёт. Почему так? Почему вообще нам не дано знать своё будущее, как закрыто наше сознание от знания своих прошлых жизней?

Ответ -  в фильме. Васидзу узнал своё будущее. И не смог совладать со своими страстями. Его жена не смогла справиться со своими инстинктами. Представьте себе - вы узнали, что завтра умрёте. Незнание этого факта делает вас человеком, который продолжает жить, познавать мир, созидать, преобразовывать его, менять себя, свой характер. Вы независимы тогда от результатов своих усилий, потому что не знаете, как ваши действия отразятся на результате. Но вот вы знаете, что умрёте. Зачем тогда стараться, предпринимать какие-то усилия? Всё бесполезно! Или вы узнали, что будете президентом компании. Это тут же растит в вашем сердце гордыню. Вы - избранный. Вы - особенный. Вы перестаёте общаться с теми, кто ниже вас. Вы вообще особо не задумываетесь о том, чтобы учитывать интересы других. Зачем? Ведь вы уже выиграли. Только незнание результата и постепенность движение к цели взращивает в человеке сдержанность, терпимость, мудрость. Ошибки, падения, опыт заставляют человека укреплять свою веру, взращивать в себе лучшие качества, необходимые человеку на вершине власти. Неопасно знание будущего только чистым душой людям, тем, кого мы называем святыми. И именно им приоткрывались знания о будущем. Они знали, что могут правильно ими распорядиться. И часто они знали точный день и час своей смерти. Васидзу не смог пройти испытание, данное новыми знаниями. Он не перенёс искушения властью. Его жена не смогла принять предсказание как данность от Бога. Она захотела сама реализовать это будущее. А это предсказание было всего лишь испытанием на возможность жертвы. Получить трон, который не достанется наследникам Васидзу, а будет наследным троном его лучшего друга. Вот жертва. Но жена Васидзу не смогла принять такого будущего.

Мы все стоим на пороге будущего, в котором у многих людей начнут раскрываться сверхспособности. Они заложены в матрицу этого будущего. Но способны будут вписаться в эту матрицу только те, кто сможет преодолеть в себе животное начало, кто сможет искренне поверить и опереться на своё божественное начало, которое находится в нашей душе. А сделать это можно только через терпеливое каждодневное трудное взращивание в своей душе цветка любви к Создателю, к миру, к людям. Тогда наш род получит новый импульс для своего существования. Тогда человечество обретёт второе дыхание и перейдёт в качественно новое состояние. всё это зависит от каждого из нас. Творчество Куросавы наполнено стремлением раскрыть секреты долголетия человеческого рода, предупредить человека о тех подводных камнях, которые подстерегают нас на пути к будущему.