ДЖАЗ-1. ИСТОРИЯ ДЖАЗА
1. Гигантами джаза признаны 7 джазменов: АРМСТРОНГ; ГУДМЕН; ДЭВИС; КОЛТРЕЙН; ПАРКЕР; ФИТЦДЖЕРАЛЬД; ЭЛЛИНГТОН.
2. Историю джаза фактически делали 5 человек: АРМСТРОНГ; ПАРКЕР; КОЛТРЕЙН; ДЭВИС; и поверх всех ЭЛЛИНГТОН.
3. Джаз возник в негритянской среде в начале XX века.
4. Три источника происхождения джаза: спиричуэлс (духовные, религиозные песнопения североамериканских негров); блюз (народная, светская форма песнопения) и музыкальный театр менестрелей.
5. Три главных элемента джаза: ИМПРОВИЗАЦИЯ; БЛЮЗОВОЕ ЧУВСТВО и СВИНГ.
6. Оркестр состоит из инструментальных групп: мелодической (саксофонов), медной (труб, тромбонов) и ритм - группы. Состав – 10-20 человек (обычно 17). Это – «бэнд». Малый состав (до 10 человек) называется «КОМБО».
7. Блюз – краеугольный камень джаза. Исходная основа большинства хитов Армстронга. Хиты Эллингтона представляют трансформацию блюза (это не джазовый стиль).
8. Блюз – это медленная, и грустная музыка – «когда на душе кошки скребут».
9. «Джаз – это блюз, получивший высшее образование!»
10. Регтайм (рваный ритм). В отличие от блюза и спиричуэлса почти всегда бодрый и веселый настрой. Был присущ музыке молодого Эллингтона, Стравинского. Фортепианный стиль регтайма не имел той выразительности, какая имела место в блюзах и спиричуэлс. Поэтому регтайм постепенно отошёл от «главного течения» («мейнстрима») инструментального джаза. К 1917 г. вышел из моды.
11. Диксиленд – традиционный инструментальный импровизационный джаз (6-7 человек). Характерна коллективная импровизация! Зародился в Новом Орлеане («новоарлеанский джаз»). Слово «диксиленд» вместо «новоарлеанского джаза» стало употребляться «белыми» оркестрами при исполнении той же музыки, которую исполняли негры, которые являлись лучшими джазменами. К концу 1920-х гг. этот стиль был вытеснен большими оркестрами («биг-бэндами») особенно в период свинга1930-х гг.
12. История биг-бэндов начинается с Флетчера Хэндерсона (1898-1952 гг.), первый оркестр, которого создан в 1924 г., Оркестр Эллингтона создан в 1926 г.
13. Первый знаменитый биг-бэнд среди белых создан в 1934 г. «королем свинга» Б. Гудменом (записывал на кларнете музыку Моцарта).
14. Свинг характерен для больших инструментальных составов. Свинг - это ритм, качание, нарастание темпа, напор («драйв»). В свинге совершенно отсутствует коллективная импровизация. На первый план выдвигается аранжировка и сольная импровизация.
15. Свинг стоял на 4 китах: Гудмане; Миллере; Томми Дорси и Арти Шоу. Также блистал Каунт Бэйси.
16. Все руководители свинг-бэндов были играющими лидерами-джазменами.
17. В период свинга развитие получило общество джазменов под названием «джем – сешн» - встреча друзей в узком кругу, где они импровизируют для удовольствия, а не для коммерции. Задаются только три условия «3-Т» - выбор Темы, Тональности и Темпа исполнения.
18.Свинг был последней популярной музыкой, когда джаз являлся действительно всенародным искусством.
19. "Блюз – это когда хорошему человеку плохо, а попса – когда плохому человеку хорошо".
20. Чем отличается классика от джаза? В классике любой исполнитель всегда ниже уровня музыкального произведения, а в джазе исполнитель всегда выше исполняемой им музыки.
21. Современный джаз. До 1940 г. джаз считается классическим (диксиленд; свинг), а с 1940 г. - современным. Его первый стиль – «БОП» («БИ-БОП»).
22. Боп – развитие свинга – открыл период современного джаза. Появился в начале 1940-х, как и прогрессив, но его создателями были негры из нью-йоркского района Гарлема. При свинге были определённые технические и музыкальные ограничения, а многие музыканты стремились к большему самовыражению и свободе импровизации.
23. Основное отличие от свинга: вместо мелодических вариаций появилась гармоническая импровизация, т. е. основой импровизации становится не мелодия, а гармония (ОДИНОЧНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ). Формат размеров сведён до размеров «КОМБО» (до 10 человек), в основном до 5-6 человек, т.к музыка «боп» основана на сольной импровизации. Ударники тоже превратились в солистов, только функция контрабаса осталась прежней.
24. Первое время было противостояние бопперов с музыкантами свинга и с диксилендом, но к концу 1940-х всё это сошло на нет. Этому способствовали великие лидеры и инициаторы бопа – ЧАРЛИ ПАРКЕР и ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ. Они переиграли всех.
25. Прогрессивный джаз (стиль – «прогрессив»). Появился на Западе США в начале 1940-х (как и боп), но это была музыка белых. Происходит расширение оркестра до 17-20 человек. Если боп – это удел комбо, то прогрессив – это оркестровый стиль. В историческом отношении «прогрессив» - это второй из самых первых стилей современного джаза. Главный представитель Стен Кентон – пианист и композитор. Музыка приближалась к классике. Он увлекался Бартоком, Хиндемитом, Стравинским, Шёнбергом и, в особенности, Вагнером. Прогрессив – это, по - существу, концертная версия свинга, близок к симфоджазу (привлечение в джаз некоторых симфонических ресурсов). Кентон был избран в «Пантеон славы», наряду с Армстронгом и Миллером.
26. Прохладный джаз (стиль – «КУЛ»). Характерен для конца 1940-х гг. и 1950-х гг. Развитие «боп». В дальнейшем, станет основой современного («модерн») джаза. Усложняется джазовая гармония. Спокойная манера игры, в противовес напористости бопа. Это наибольшее приближение к белым идиомам джаза. Импровизация лишается лихорадочности, характерной для бопа. Первый состав – негритянское комбо «Модерн джаз квартет» под руководством пианиста Джона Льюиса. В этом стиле работали Стен Гетц и Джерри Маллиген. Позже кул-джаз перенесён на «биг-бэнды» (оркестр Эванса, в котором соло на трубе исполнял Дэвис). 1950-е годы – апогей кул-джаза (при сохранении всех предыдущих джазовых стилей). Это музыка настроения. Происходит встреча джаза с классической музыкой. Льюис выступал как сольный исполнитель с симфоническими оркестрами и являлся одним из ведущих композиторов, так называемого «третьего течения», пытаясь нарушить искусственные барьеры между классикой и джазом.
27. Третье течение. В конце 1950-х гг. было введено название «третье течение», где слились классика и джаз. Композиторы-классики, осуществлявшие контакты с джазом: Гершвин; Бернстайн; Дворжак, Стравинский, Дебюсси, Равель, Мийо и др. Они пытались привнести в академическую музыку лишь отдельные элементы джаза. Известны и джазмены, которые пробовали применять принципы классической музыки в своих джазовых партитурах. В 1920-е гг. это был симфоджаз (Поль Уайтмен, единственный в истории джаза носил титул «King of Jazz»), а в 1960-е гг. – «третье течение». «Третье течение» упоминается именно в джазовой истории, потому что к этому тогда пришли со своей стороны джазмены, а не классики. Это было экспериментальное направление современного джаза, для которого характерно ограниченное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями. Наиболее яркими представителями этого направления были: Гюнтер Шулер (был в СССР в 1978 и 1991 г.), Джон Льюис (руководитель «Модерн джаз квартета», Гэри Мак-Фарленд, Джимми Джуффри и др. Последующих побегов в истории джаза не дало. Многие критиковали это направление, как измену джазу. Во многом это был уже не джаз и не классика, а нечто новое – некая современная интеллектуальная музыка.
28. Мацуев: «Классика – это моя жена, а джаз – это моя любовница».
29. В оркестре Каунта Бэйси импровизация тщательно готовилась, а в оркестре Дюка Эллингтона такое не признавалось.
Фото из интернета
ДЖАЗ-1. ИСТОРИЯ ДЖАЗА http://www.proza.ru/2016/10/03/1761
ДЖАЗ-2. О ЗНАМЕНИТЫХ ДЖАЗМЕНАХ http://www.proza.ru/2017/03/08/354
ДЖАЗ-3. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ДЖАЗМЕНОВ http://www.proza.ru/2016/10/03/1773