Об одной повести

Владимир Лобарев
Перестроечная повесть. – О чём и зачем речь? – Причину войн и искусственно создаваемого хаоса в нужных для ТНК (транс национальных компаний) странах я давно знаю, а про современные перестройки – не совсем. С таким подходом читал «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя. Нашел ей новое название – «перестроечная». Ты, конечно, читал её и даже изучал в школе. Жили люди по хуторам, близ Диканьки, мирно, работали каждый сам на себя – единолично; торговали – обменивались товарами; накануне рождества колядовали, веселились. – Говорили, что был, когда – то, болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто бы от него и пошли колядки, что колядовать – это значит угождать сатане, но народ пел и Коляду не вспоминал при этом, веселился. - Всё шло своим чередом. Пока из трубы одной хаты не вылетела ведьма. Она звёзды в свой рукав складывала. Три или четыре ещё блестели, и тут появился черт. Страшный, дальше некуда и с хвостом. Он учил добрых людей грехам. С первыми колоколами он убегал в свою берлогу, поджав хвост.  Однажды он украл с неба месяц. И с этого времени в хуторе «процесс пошел». Хутор буквально перестроился. Зачем он это злое дело сделал?  Черт мстил кузнецу за   картину.  - За что? - За то, что тот нарисовал картину страшного суда, где грешники били и гоняли черта кнутами, и всем чем попало. За то, что кузнец, силач и детина хоть куда, был чёрту противнее проповедей отца Кондрата.  Досаднее всего то, что черт воображал себя красавцем, между тем как был – взглянуть совестно. – Помню, помню. – Сегодня идёт поиск героя – образца для подражания, так? Так. Так вот же он – кузнец ВАКУЛА! «Создавая сильные и цельные характеры, Гоголь как бы искал ту архимедову точку опоры, утвердившись на которой можно перевернуть мир… он пытался это сделать, зная, что за ним стоят такие герои, как кузнец Вакула, несгибаемые защитники родной земли Тарас Бульба и его сын Остап. Если Тарас и Остап раскрывались на поле брани, то характер Вакулы раскрывался вне битв и народных потрясений, когда мужеству и благородству выявиться сложнее. С первых же страниц повести Гоголь обращает внимание читателей на замечательное свойство героя – кузнец постоянно занят делом, к нему тянутся люди. Даже любимой, Оксане, он рассказывает о своём деле; он готовит ей роскошный подарок – окованный железом ларец… он думает, покорить девушку трудолюбием, верностью своему делу, надёжностью своих крепких рук. Даже в самые дурные минуты, когда Оксана так и не отвечала на его пылкую любовь, Вакула не предавался бесцельной печали, как иные романтические герои, не посылал неумолимой красавице жестокие упрёки, а «рассеянно оглядывал углы своей хаты…» и наконец остановил взгляд на мешках: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнесу их в кузницу!» Замечательна и всегдашняя тяга Вакулы к прекрасному, умение ценить и понимать творческий труд. Короче: герой что надо! Повесть заканчивается так: Оксана полюбила Вакулу ещё до получения от него царских тапочек или туфелек. «Но ещё больше преосвященный похвалил Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и нарисовал черта в аду. Такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; бабы, как только у них расплакивалось дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалёвана!», и дитя, удерживая слезки, косилось на картину и жалось к груди матери». Так начинаются и заканчиваются перестройки. Такие герой периодически появляются на Руси нашей. В. Лоб.