Дорогие мои земляки

Заболоцкая Мария
Дорога жизни человеческой начинается с одной точки на карте мира. В день, час и минуту появления человека на свет в этой точке сходятся звёзды только однажды и только так, как больше не сойдутся. Вы никогда не задумывались? А может быть, именно этим и объясняется уникальность каждого человека, даже не осознаваемая многими… И что бы ни происходило в жизни, и как бы ни происходило, а точка отсчета жизни человека – место его рождения. В моей точке отсчёта на карте России – в городе Прокопьевске – находится какой-то магнит, который тянет меня туда с такой силой, которой в определенный момент невозможно становится сопротивляться - хотя возвращаться назад, в прежние места, не рекомендует известный поэт   Геннадий Шпаликов:

По несчастью или к счастью, Истина проста:
Никогда не возвращайся в прежние места.
Даже если пепелище выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне…

Звезду, которая заглядывала в окно родного дедова дома, помню как вчера. Сейчас эта звезда тоже заглядывает в окно дедова дома, но многое в нём изменилось. И внешний его вид, и внутреннее содержание. Там живут другие люди. И, слава Богу, дедов дом еще стоит – ведь за ним нет уже половины улицы. И пепелище не выглядит там «вполне», и не найти того, что ищешь. Но почему-то тянет и греет это место душу по-прежнему, хотя и вызывает грусть. Когда приезжаю в родной город, иду на родную улицу и смотрю на дедов дом, так изменившийся, что и не узнать (не в лучшую сторону).

Помню, как однажды я привела к своему родному дому человека, который изо всех сил старался стать «близким». Хотела показать дом, где родилась. Когда я с трепетом смотрела на свой дом, человек взял и просто сказал: «Что мы как дураки, смотрим, стоим тут, пошли отсюда скорее…» И всё, аванс доверия был исчерпан… Со всеми вытекающими последствиями. Такой вот тест получился…

Помню, когда был жив дед, как мы вместе шли на кладбище к бабушке, в честь которой меня назвали Марией, и я часто представляла, как уже стала взрослой, вернулась в родной город известной певицей (такие мысли уже посещали меня в 13 лет)… При этом я, конечно, тогда не представляла, что деда уже не будет… И вот ведь воплотилось - недавно! Меня пригласило телевидение моего родного города. Насколько известной певицей – понятие всегда относительное, конечно. Не будем это сейчас обсуждать. Потому что всему этому была посвящена вся книга, всё её предыдущее повествование.

Когда-то преподаватель Гнесинки, приглашая меня в Москву, сказала дословно: «Сегодня я убедилась, что можно жить у стен Кремля и ничего собой не представлять, а можно жить в далекой от Кремля глубинке – и представлять собой личность…» Теперь то же самое я могу сказать о телевидении своего родного города. Уровень съемок и организации работы настолько высокий, что вызывает и восхищение, и чувство благодарности землякам, которые в небольшом городке стараются и умеют качественно делать своё дело. С отдачей, воодушевлением, любовью.

Сначала мы отсняли небольшой концерт в телестудии. Песни мы подобрали такие, которые подходят к теме родного города, которому в этом году исполнилось 85 лет. Выбрали вместе с режиссёром «Русую Россию», «Старого солдата», «Ходики» - моего авторства, «Ветры мая» авторства одного моего знакомого журналиста Юрия Михайлова и «Город мой», которую я привезла в прошлом году из Беларуси (у неё белорусские авторы – Юрий Быков и Елена Олейник). Петь в студии приходилось «на раз» - повторить еще раз было трудно, потому что я балансировала буквально на грани эмоций. Это моё не совсем типичное состояние – оно связано со встречей с родным городом.

Потом мы отсняли интервью для передачи. Ведущая передачи и редактор канала – Елена – не просто профессионально сделала свою работу, она вложила в неё всю душу. Я видела перед собой искреннего человека, который задает не дежурные вопросы, а с интересом расспрашивает о многом том, о чем написана эта книга. И вопросы эти вытекли из содержания этой книги. И видеорежиссёр, снимающий нашу беседу, тоже вложил свою душу - это видно по видеоряду, по крупным планам, как старательно были подхвачены каждый взгляд и слово. Такого откровенного и подробного интервью о жизни "артистки из народа" я еще не давала, как своим землякам.

Потом мы поехали снимать видеоклип на мою песню «Русая Россия». В клипе нужно было отснять ребенка, и я взяла в этот раз актрисой свою маленькую племянницу Алису, которая старательно ждала всё предыдущее время съемки на телевидении, а заодно тем временем всем восхищалась, глядя своими распахнутыми глазенками по сторонам. Моя сестра Настя, мама Алисы, фотографировала нашу маленькую артистку. Когда еще на телевидение попадут! Столько новых ощущений и эмоций было у ребенка… И Настя, попав на телевидение впервые, была в не меньшем восторге, чем Алиса. Мне всегда интересно наблюдать за реакцией людей, особенно детей, когда они впервые что-то для себя открывают – и приятно, когда ты им это открываешь, как добрая волшебница. Как сказали мои девочки, два этих часа на телевидении пролетели незаметно, так интересно было.

Алисочку мы снимали час. Ей надо было сказать свои четыре строчки текста в нашем клипе о России. В съемочном процессе есть свои особенности. Например, часто бывает, когда маленький ребенок в кадре идет и читает свой текст, который она старательно репетировала месяц, в это время в кадр входит то одна прохожая тётя, то другая, прекрасно видя, что идет съемка и в кадре ребенок… Промучившись так какое-то время, мы с режиссёром просто встали с двух сторон от дороги, где снимали клип. Как только мы встали на стражу видеоряда, то дело пошло быстрее.

Потом мы отпустили наших девочек и поехали на другое место съемки. Водителя прежнего уже отпустили на какие-то другие съемки, а нам взяли такси. Водитель такси и не чаял попасть на настоящие съемки клипа. Сначала он наблюдал со стороны, потом не выдержал и стал участвовать как мог и от всей души. Собирал по своей инициативе земляничку, с которой я стояла в кадре во втором куплете, предлагал, что еще можно отснять в кадр. В общем, проявлял посильную инициативу и творчество. И делал это с таким искренним участием! Меня всегда трогает искренность, которую могут проявлять люди. И какое же это особенное чувство и редкое – не самой руководить процессом, а полностью довериться режиссеру, когда видишь его заинтересованность и увлеченность. Ты делаешь своё дело перед видеокамерой, а режиссер – руководит процессом.

Как я успела заметить за этот один свой день нахождения здесь, все на «27 канале» четко знают своё дело. Хорошая аппаратура, отдельное двухэтажное здание телеканала. Накануне я смотрела съемку видеозаписи «Бессмертного полка» в родном городе, по которой было видно, что снимают несколькими на разных точках установленными камерами, в том числе и с помощью крана – устройство, когда съемка ведется сверху. Конечно, телевидение – это всегда четко отлаженный и организованный процесс работы. У меня не было ощущения, что это телевидение небольшого городка, хотя мне есть с чем сравнить.

Когда клип «Русая Россия» был готов, я поняла, что это – лучший клип, который мне снимали когда-либо разные студии телевидения. И что даже в Москве эту песню вряд ли бы сняли лучше. Уровень съемок - московский! Земляки постарались.

Когда я ехала назад после этой своей встречи с малой родиной, вдруг увидела из окна по дороге двойную радугу, которая раскинулась над бескрайним полем и целый час не сходила с неба. Она плыла сбоку над дорогой удивительно долго. А может быть, это, как в моей песне о России, «вдруг улыбнулась мне Русь»…


Видеоклип "Русая Россия" можно посмотреть по ссылке (скопируйте ссылку для просмотра) -

https://www.youtube.com/watch?v=HxsWeopoHGA


Интервью в рамках передачи "Талантливая жизнь" (скопируйте ссылку для просмотра) -

https://www.youtube.com/watch?v=aHfBPn_-1uU


на фото: Мария Заболоцкая и ведущая передачи Елена Назаренко во время съемок