Моя бабушка пела частушки-2

Татьяна Александровна Андреева
Бабушка, петухи и азарт

В Вологде во всех деревянных домах раньше старались держать живность – кто козу, кто куриц и обязательно петуха.  На окраинах даже коров держали.  Петухов всегда называли по фамилии хозяев – демидовский, смирновский, и так далее.  Самый противный и злобный был левтяковский петух, он всегда с другими петухами дрался и побеждал всех.  Левтяковский даже на людей нападал.  Он особенно не любил красный цвет и нашу бабушку Пашу, должно быть, за то, что она за всех заступалась и отбивала от него, то вицей, то водой.  Я много раз попадала к нему в лапы.  Надену платок красный с чёрным, клетчатый, а он откуда и возьмётся, взлетит на голову и давай прямо в красные клетки своим «железным» клювом долбить.  Я наклоню голову, чтобы в глаза не попал и ору не своим голосом: «Бабушка, помоги!»  А она не то, что бежит - прямо летит ко мне, и давай левтяковского вицей охобачивать (стегать), да приговаривает: «А ну, сволочь левтяковская отпусти мою дивку, а то пришибу ненароком!»
Слово «сволочь» у бабушки было самое ругательное, а иногда носило другой оттенок, смотря с какой интонацией она его произносила.
Но вернёмся к петухам.  Петухи в нашей округе часто дрались, и эти бои собирали много зрителей: бабушек, ребятишек и мужиков – любопытствовали, чей петух победит.  Болели за своих, как на футболе.  Громче всех кричала бабушка Паша: «Да, укокошьте кто-нибудь левтяковского-то, всем надоел, зараза, проходу людям не даёт!»  После победы не любимого петуха с невольным уважением говорила: «Гли-ко, гли-ко левтяковской-то укотошил вахрушевского.  Вот ведь, сволочь, сильной какой и характерной!»  И шла жалеть вахрушевского, кормить его крошками.
И про людей, глядя в окно, могла с некоторым сочувствием в голосе сказать: «Вон, чья-то сволочь пьяная домой ползёт, корми его, обстирывай"…  И, как бы убеждая в правоте своих слов самоё себя, добавляла: "Сволочь, она и есть сволочь беспонятная».  Когда я стала старше и делала бабушке замечания, по поводу её деревенского лексикона, она удивлённо смотрела на меня и говорила, обращаясь к маме: «Шурк, гли-ко, какую умную дивку я тебе взрастила, баушку уж учит!»  И заявляла мне: «Ещё не едино яйцо, ни едину курицу ничему не учило и не научит, вот так-то дивонька».  И мне становилось стыдно.

Бабушкина наука

Раньше в деревне не принято было скандалы устраивать.  Даже если среди соседей возникали серьёзные споры, их старались разрешать мирным путём, договариваться.  Могли у себя дома, в углу, недовольство высказать, а чтобы на люди выносить, так нет.  Потому что Бога боялись, в смысле боялись, что Бог от них отвернётся.
Вот и моя бабушка была, как сейчас говорят, неконфликтная.  Когда я совсем выросла и вышла замуж, она учила меня разговаривать с мужем, когда он приходил домой поздно или навеселе. 
Она говорила: «Чем ругань устраивать, лучше спой ему частушек».  И учила меня этим частушкам.  Вот они, может и вам пригодятся.

Ты, цветочек аленький,
Не напивайся пьяненький
А напьёшься – упадёшь,
Тебя домой не доведёшь.

Моего милёночка
Избаловала водочка,
Сладкая наливочка,
Гуляет, как картиночка.

Мой милёнок, как телёнок,
Только разница одна:
Мой милёнок любит водку,
А телёнок никогда!

Ты крапива некрасива,
Покосить надо тебя,
Тебе, дроля, не спасибо,
Позабыл ноне меня!

Не изменивай-ко золотко,
И я не изменю!
Сроду этого не сделаю,
Измены милому!

Продолжение следует в рассказе "Подруженьки".