Что важнее?

Николай Парацельс
Что важнее? /из цикла "Землянских сказок"/

СКАЗКА
* * *
Раз в сочельник – да под Рождество
Случай тот в реальности явился.
На Хохлатской улице, бог знает,  отчего
Петухом кукарекала рыжая курица!

Всё неладно и нескладно, а видать с того,
Что понять мы всё не можем ничего!

        Бывают такие особенные ночи под Рождество, когда вдруг оживают самые неожиданные  вещи. Это относится не только к детским игрушкам, но и к вещам более серьезным.  Вот что случилось в Землянске на улице Хохлатской дом №***, где жил- поживал дед Женя со своей старухой-женой.

      Зашел дед Женя в сарайчик-хлев, где он животину держал: корову, три овечки да две козы с чернобородым козлом по прозванию Жид.  Рядом и куры были, сидели на насестах в отдельном сарайчике – курятнике. А отдельно в хлеву пристроечка была, где дед всякий инструментарий держал. А инструментов в сельской жизни на земле много нужно и разного. Это и лопаты разные, вилы, косы, пара топоров, грабли, ножовки… Всего и не перечислить.

     А зашел дед Женя по делу особо важному. Под сеном, сложенном на навесе под крышей сарая припрятана была у Жени была чекушка лучшего Рейблицкого самопьяна ( по нашему самогона). Да чекушка не малая, не 0,25 литра, как вы подумали, а литра на два с  половиною.

       Налил себе в 16-ти-граный стакан самопьяну, да залпом и выпил, закусив кусочком хлеба с сальцем да сырым яичком взятым рядом в курятнике.   
 
     А выпил он не с того, что был пьяницей, а потому как осерчал на свою старуху, которая заставила его, снег до дороги огребать. "Дескать, может, гости к нам пожалуют!"

– Да, каких таких гостей нам, старая, ждать! Все дети-внуки за тридевять земель живут, а коли собрались бы приехать, то позвонили бы.
 
– Нет, иди, чисти снег до проезжей дороги, а то ни щей тебе, ни картохи!

    Сделал это дело дед Женя, ведь со старой спорить, что чёрта дразнить, всё равно в дураках останешься, да и пошел в сарайчик "успокоительного" принять чуток. И хоть закусил дед немножко, ведь по русскому присловью: "Закуска градус крадёт!", но ноги его что-то обмякли и присел он в закуточек на старое выброшенное в сарай креслице и придремнул чуток – толи с устатку, толи с Рейблицкого самопьяна, которым говорят и тараканов травят. Сидит он так, дремлет, но не спит, а слышит разговор какой-то…
      
    А оказалось это лопаты, топоры, вилы и молотки, да и иной инструмент меж собой спор затеяли – какой их них для человека важнее.

– Мы для сельчан особо важны! – заявили неведомо с чего вилы. – Без нас весь бы хлев навозом заплыл, да и сено без нас не сметать в стог. А еще нами картошку удобно убирать и землю рыхлить!

– Вы? –  Возразили им лопаты. – Это без нас ни огорода вскопать, ни колодца вырыть! А в хлеву бы почище вашего убрать можем!

 – Ха-ха-ха! Тук-тук-тук! – застучали вдруг молотки. – Да, без нас бы отдельно были железками вы без черенков. Кто гвоздь вбил куда надо? Кто этот сарай гвоздями скрепил, крышу сбил, чтоб не мокли вы все под дождём!

 – Да, молотки, вы молодцы, – вмешался в общий разговор топор, –  но и обухом топора можно гвозди забивать и даже более в старину давно-бывшую дома и даже храмы люди могли без гвоздей с подмогой одного топора возводить.

     Сидит дед Женя и в дрёме своей разговор этот слушает.

     А в разговор козочка белая, по имени Роза, вмешалась: " Конечно, все вы инструменты вещи важные и для человека нужные, но без рук и умения человеческого вы просто железяки с деревяшками. Только с помощью их вы и смастерите что-то".

   – Да, м-м-мя, молодец, Роза! Умелые руки да науки всё смастерят без скуки!" – завершил спор в сарае козёл Жид и, подойдя, к деду Жене лизнул его языком в нос.

     А тут из курятника и голос курицы Рыжухи донёсся: " Ку-ко-ко-ку-ры!!! А ведь козёл Жид прав, коль руки мастеровые, то и инструменты живые!"

    Вздрогнул дед Женя от такого ку-ко-рекания, глаз один открыл, а пред ним рогатый чёрт бородой трясёт, ухмыляется, глядит грозно, но не бодается. – Чур, меня! Чур, меня! – вскрикнул он и из сарая вон домой к старухе  своей.

    И с тех пор Рейблицкого самопьяну на дух не переносит, чтобы черти более не привиделись. Водочкой разве чисто чуток побалуется - остограммится, когда дети погостить приедут.

   Вот такая история была у нас недавно в Землянске на улице Хохлатской, которую в стародавние времена основали хохлы, искавшие убежище на Руси от набегов татар крымских.
 
воскресенье, 2 октября 2016 г. 10:28    *О рецепте Рейблицского самопьяна Вы можете прочитать здесь: http://www.proza.ru/2012/07/19/279