Наследие

Елена Орлова 14
Вопросами наследства материального, будь то недвижимость, земля или еще что-то подобное, здесь никто не заморачивается. Это решается на государственном уровне, в специальном отделе муниципалитета, в соответствие с действующим (и не меняющемся в этом направлении) законодательством. Родители больше акцентируют свое внимание на духовном наследии своих чад, созданном прошлыми поколениями и передающимся будущим как нечто самое ценное и почитаемое.
А вещи, которые представляют какую-либо семейную ценность обычно распределяются между женщинами семьи – женой и дочками отца семейства.

Доктор Сулейман был «народным достоянием» страны: первый национальный врач, микрохирург –офтальмолог. Всю свою жизнь он прожил на работе, в стенах Первой столичной больницы, которую сам и основал в конце шестидесятых.

Невысокого роста, красивый, с огромными глазами, излучающими мудрость и добро, в первую нашу встречу он сразу же спросил: «Борщ хорошо готовишь?» Меня не так шокировало слово «борщ», я его действительно вкусно готовлю, как то, что спросил он об этом на русском языке. Не успела я перевести дыхание, как последовал вопрос о том, люблю ли я читать русских классиков.
- Борщ готовлю. Классическую литературу обожаю, и не только русскую…
- Тогда я за сына спокоен… А русский язык я знаю, так что не удивляйся! Учился в Москве. Друг-коллега у меня тоже из России. Я в семидесятых годах начал оперировать его методом… Доктор Святослав…
- Неужели сам Федоров?
- Да, мы давно дружим… Видишь эти очки? Это-его подарок. Они для меня бесценны.
Очки были самыми обычными – в темно-коричневой роговой оправе, такие очки были у моего деда… Только именно эти очки хранились в дорогом бархатном футляре,  как что-то особенное.
- Если есть желание, зайди в мою библиотеку, может что для себя найдешь, здесь же не продают книги на русском…
Моему удивлению не было предела, так как арабы в своем большинстве, вообще книг дома не держат. Они, конечно-же, читают, но книги берут в государственных библиотеках, которых здесь очень много.
А в библиотеке, которая располагалась в большом холле на втором этаже, чего только не было! И стояли там в старых советских переплетах книги Толстого, Достоевского, Тургенева. Там же серебрились переплеты томиков Пушкина, Лермонтова, Фета…
А на столике стояла черно-белая фотография, на которой молодой доктор Сулейман браво шагал с портретом Хрущева по Красной площади во время первомайской демонстрации.

Уже позднее, в беседах с доктором Сулейманом, я поняла, что он неплохо знал и историю российскую, владел знаниями по искусству, вспоминал свои походы в московские театры…
- Жаль, что из всех моих детей только мой младший сын стал врачом. Жаль…

Он знал, что жить ему осталось совсем немного. Как врач, он почти определил день своего ухода в мир иной.
При последнем моем визите к доктору Сулейману, он, уже совсем слабый, как-то тихо предложил мне посидеть немного около него.

- Будете в Москве-поклонитесь Первому Медицинскому… Он дал мне не просто профессию, он подарил мне настоящую жизнь…
Он немного помолчал, набираясь сил и продолжил:В мир жизни земной мы приходим наивными и нагими… А вот какими мы уйдем в мир иной, зависит от нас самих.  Я прожил интересную жизнь… Возвращая своим пациентам зрение, я каждый раз сам заново видел мир.  Жаль, что из всех моих детей только младший мой сын стал врачом… Жаль… Вот, возьми,-проговорил он, протягивая мне бордового цвета конверт,- вскроешь, когда меня не станет…

Его не стало в апреле две тысячи пятого…
- Приезжайте, пожалуйста, завтра,- позвонила супруга доктора Сулеймана, моя свекровь. Нужно некоторые вещи доктора распределить, время пришло.
Я уже вскрыла конверт к тому времени, но не посмела сама заявить об этом, не хотела нарушать уединение своей свекрови во скорби… Да и была я всего лишь невесткой, а оным не положены подарки по такого рода случаям.

- Дочка, сбереги мои книги и очки. Внучка вырастит – передай ей. Я верю, что именно она поймет ценность этого моего подарка, - записка такого содержания лежала в том бордовом конверте.

В нашей библиотеке сегодня есть специальный шкаф с книгами доктора Сулеймана. В этих книгах живут думы прошлого, восторги тех, кто когда-то держал эти книги в своих руках.  Там же, в шкафу, нашли свое пристанище бархатная коробочка с очками и… фотография доктора с портретом Хрущева. В записке об этой фотографии не было ни слова. Так решила моя свекровь, со словами: «Ты сумела стать дочерью для доктора Сулеймана.»

Эти памятные вещи, они - бесценное наследство и наследие. Глядя на них, в душе появляется чувство необычных чистоты и тепла.

- На Большую Пироговку мы пришли ясным сентябрьским днем.
Вот она, альма-матер, напитавшая духовно твоего деда, - пояснила я своей дочери-подростку. А сейчас, как и просил твой дед, мы все поклонимся этому храму медицинской науки.
Не дети пошли по стопам доктора Сулеймана. Его профессиональное наследие продолжили пятеро внучек и четверо внуков. Именно они каждое утро приходят на работу в Первую столичную больницу, останавливаются около портрета ее основателя, висящего в парадном холле, и произносят: «Здравствуй, Дед! Пожелай нам доброго дня!»