Скромный обзор на Песнь Льда и Пламени

Вячеслав Штопель
Внимание! Сколько людей, столько и мнений. Автор высказывает свою точку зрения, чего и вам желает. Никаких рекламных, либо антирекламных целей не преследую, да и не собираюсь.

Для многих мир Средиземья, созданный Джоном Р.Р. Толкином, является не только абсолютным идеалом фэнтези, но и в принципе единственным произведением, которое заслуживает прочтения в этом жанре. Происходит это во многом из-за того, что конкуренты, которые пишут в этом жанре, не дотягивают до уровня “Властелин колец” или “Хоббит”. У каждого есть своё любимое произведение, но стоит признать – Толкин создал и описал свой мир так, что в него трудно не поверить. Однако, нашёлся ещё один такой писатель, который понял, что история твоего мира – это залог успеха. Дамы и господа, представляю вам обзор на цикл “Песнь Льда и Пламени” автора Джорджа Р. Р. Мартина.

Немного о сюжете:

Действие «Песни Льда и Пламени» происходит в вымышленном мире, напоминающем Европу Позднего Средневековья. В мире «Песни…» лето и зима длятся годами; события книг охватывают несколько лет, на которые приходится конец долгого десятилетнего лета, осень и начало тяжёлой и неопределённо долгой зимы. Ряд сюжетных линий связан с борьбой за Железный Трон — престол Вестероса. После смерти короля Роберта Баратеона разворачивается борьба за власть между влиятельными семействами и их сторонниками — сначала в виде дворцовых интриг, потом в виде гражданской войны. Некоторые области страны откалываются, провозглашая себя независимыми государствами. Важная сюжетная линия, в центре которой находится юноша-бастард Джон Сноу, связана с событиями на крайнем севере Вестероса, где гигантская Стена ограждает южные королевства людей от диких земель по ту сторону. Здесь с концом лета появляются Иные — зловещие сверхъестественные существа, связанные с холодом и смертью. Часть повествования протекает за пределами Вестероса — на восточном континенте Эссос. Дейенерис Таргариен, последняя представительница династии Таргариенов, когда-то правившей Вестеросом, но свергнутой и изгнанной Робертом Баратеоном, пытается найти себе союзников, чтобы вернуть принадлежавший её предкам Железный Трон. Дейенерис становится хозяйкой трёх единственных в мире драконов.

Итак, чем же может захватить нас сей цикл?

Самый главный плюс мира Мартина в том, что он отлично проработан. Перед прочтением вам необходимо обязательно найти карту и изучить её, чтобы знать примерное расположение земель, городов, замков и пр. Но нужно это сделать не просто потому, что без карты вы ничего не поймёте, а ради интереса. Мир Мартина огромен и богат на локации, некоторые из которых даже и не упоминаются в основном повествовании. Основные действия происходят в Вестеросе и малой части Эссоса, но дальше на востоке лежат ещё большие земли и локации, о которых можно написать немало книг. Но увы, основной сюжет водит нас по строго определённым местам, не отличающимся особым разнообразием. Однако это и правильно, ибо если бы нам рассказывали обо всём, что есть в мире, то книг было бы раза в два больше, чем мы имеем на данный момент.

Всего Мартин написал пять книг на данный момент, а ещё двум только предстоит увидеть свет.

Один из самых главных козырей всего цикла – это само повествование и его подача. Историю нам рассказывают от лица нескольких героев, список которых разнится из книги в книгу, но главные персонажи при этом сохраняются. Такая подача не может не заинтересовать и не увлечь , ведь таким образом мы можем взглянуть на одно и тоже событие под разным углом, что отлично “освежает” саму историю и не даёт зацикливаться на одном персонаже или событии.

Сам же сюжет интригует и затягивает. Герои живут настоящим, но часто вспоминают прошлое, из-за чего у читателя создаётся, вполне окрепший образ, как героев, так и событий, которые происходили до основной линии сюжета.

Необходимо признать, что миры Толкина и Мартина – это две крайности одной и тоже сущности. В Средиземье мы наблюдали истинные идеалы добра и зла. Толкина часто критиковали за то, что в его произведениях нет интриги – есть истинно хорошие персонажа, и есть истинно плохие, третьего не дано. Ни во “Властелине колец”, ни в “Хоббите”, а уж тем более в “Сильмариллионе” вы не встретите грандиозных попоек, секса и разврата, в соседстве с дворцовыми интригами и заговорами. А вот мир Мартина предлагает нам ровно тоже самое, что и мир Толкина, только наоборот, при чём в достаточно нескромных количествах. Стоит отметить, что повествованию наличие постельных и пахабных сцен не мешает, ибо баланс всего этого удовольствия более или менее выдержан. Клише "борьба добра со злом" здесь носит также условный характер, ибо у всех сторон конфликта своя "правда" и каждый борется за свои идеалы и устои. Абсолютно добрых и злых персонажей здесь также нет (за некоторым исключением), ибо герои, которые нам казались антагонистами в начале, могут вполне стать более или менее сносными через некоторое время, и мы вполне можем начать им симпатизировать. Вот такие повороты в "Песни..." и заставляют читать дальше...

Самое интересное, за что можно полюбить весь цикл – это интриги и отношения персонажей в рамках иерархий и принадлежности к “Домам”. В Вестеросе существуют “Дома”, которые представляют собой семью и закреплённый за этой семьёй герб, девиз и замок. Пусть это всё нам не в новинку и вообще в истории такого полно, но Мартин великолепно подстроил такую фишку под себя, и она отлично подошла в построении его мира. За политикой и отношениями, как домов, так и персонажей, следить интересно и занимательно, уже не говоря о том, что всё это интригует. Не менее восхищает и то, что Мартин придумал огромное количество гербов и с лёгкостью их описывает, что не может не восхищать.   

Как уже указывалось выше, есть здесь не только политика и воины между армиями людей, но и та самая “сверхъестественная сила”, которую мы так привыкли видеть у Толкина. Как раз, к началу всей сюжетной линии, далеко на севере за Стеной пробуждаются Иные, мистические существа, которых очень сложно победить. И вот эта “третья сила”, “враг из-за бугра” предстаёт перед нами далёкой угрозой, но постепенно даёт понять, что именно он и есть главное зло.

Итак, есть в цикле и борьба добра и зла, имеются человеческие пороки, политика, сражения и многое другое. Есть ли вероятность того, что данное произведение вам не понравится? Увы, но такое предположение вполне реально.

Во-первых, далеко не все любят политику, интриги и замковые многоходовки, а данные фишки – это хлеб с маслом цикла Мартина. Пусть и обставлено здесь всё интересно, во многом даже неожиданно, но если вы на дух не переносите политику как наяву, так и в книгах, то это уже серьёзное основание не читать “Песнь Льда и Пламени”.

Во-вторых, здесь очень много персонажей. Даже если у вас всё хорошо с воображением и памятью и вы не испытываете проблем с “вливанием” в мир, то данное произведение бросит вам вызов. Персонажей здесь огромное количество, и многие из них,  так  или иначе, взаимодействуют с сюжетом, не давая быстро выкинуть их из головы. А даже если этот герой и пропал, то это не значит, что он не объявится в сюжете через одну-две книги. Да, богатому миру – много персонажей, поэтому это “богатство” приходится терпеть, однако не каждый способен это выдержать.

В-третьих, действие не всегда идёт динамично и интересно, т.к. история рассказывается от разных персонажей, то у каждой главы имеется и свой интерес. К сожалению, порой от ярких и живых героев, в главе у которых происходит нечто глобальное, или же просто интересное и будоражащее, нас в следующей главе ждёт, мягко говоря, полная скукота. Принципом “заканчивать на самом интересном месте” автор пользуется постоянно, что в последствии,  начинает сильно раздражать. Да и к тому же есть персонажи, историю которых в принципе читать не хочется, так как они либо не вызывают симпатии, либо действий у них мизерное количество. Но для целостности приходится всё это терпеть.

Ну и в-четвёртых, не каждый выдержит такой объём чтения. Разумеется, книжным червям бояться нечего, ибо сюжетной линии, продолжительностью в несколько книг их давно уже не удивишь. А вот рядовых читателей, может отпугнуть количество книг, которые написал Мартин, если учитывать то, что не вышедшими числятся ещё два тома.

Также стоит сказать ещё одну, не мало важную, вещь. Все мы знаем, что на экраны вот уже несколько лет выходит экранизация цикла “Песнь Льда и Пламени” от канала HBO под названием “Игра престолов”. Так вот, если вы сначала посмотрите сериал (который также ещё не окончен), то читать книги вам будет слегка затруднительно. Дело в том, что авторы сериала достаточно дотошно и подробно экранизировали первые три части цикла, за что их можно похвалить. Однако при чтении после просмотра сериала вы поймёте, что книги вас ни чем удивить не могу. Разумеется, всё в десяти серийный сезон режиссёры и сценаристы сериала уместить не смогли, но читать книги только из-за небольших крупиц того, что не вошло в сериал, тоже как то удовольствия не доставляет.

Но после третьей книги ситуация меняться и вы заметите, что читаете всё больше и больше нового и не знакомого. Происходит это потому, что создатели сериала не только не могут уместить абсолютно всё с один сезон, но и ушли дальше повествования книг и вообще по ходу начали вставлять много “отсебятины”. И вот уже в районе четвёртой-пятой книги мы видим, что с сериалом у них общего мало (кроме основных событий), а информации и действий больше, не говоря уже о персонажах.

Однако если вам действительно понравился мир, который придумал автор, то вы проглотите первые три книги, которые подробно отсняты в сериале, и с удовольствием возьметесь за остальные , которые станут свежим глотком воздуха. Сериал ушёл вперёд и перевоплотился из “экранизации” в сериал “по мотивам”, и стал вполне самостоятельным детищем.

Но есть проблема, которую страшится каждый фанат цикла. Дело в том, что шестая книга выйдет ориентировочно в 2017 году. А последняя часть всей истории так и вообще года через три-четыре, если не позже. Напомню, что Джорджу Мартину уже 68 лет и многие опасаются за его здоровье и за то, успеет ли он закончить своё многолетнее произведение. Остаётся только пожелать автору огромного здоровья.

Ну, а в итоге хотелось бы сказать, что “Песнь Льда и Пламени” – это великолепное произведение, с отлично проработанным миром и историей; яркими, живыми и харизматичными персонажами; интригующим и драматичным сюжетом. Это произведение оживило в нас понятия рыцарства, заставило полюбить турниры и чтить свою семью. Мы поймём, что значит честь и долг, а также что бывает с теми, кто своей честью пренебрегает и преступает через неё. Нам поведают историю, в которой есть всё, и которая, обязана вам запомнится на всю жизнь.

Джона Толкина не сместили с его пьедестала - в его Арде так много прекрасного, что её отодвинуть уже просто невозможно. Однако Мартин, лично для меня, встал на этот пьедестал вместе с Толкиным. В лице его книг мы получили более человеческий, более приближённый к реальности, но всё равно, такой интересный фентезийный мир, что верить в него становится всё легче и легче. И я уверен, что через несколько десятилетий мы будем рассказывать своим детям, что истинными классиками фентэзи являются Джон Рональд Руэл Толкин и Джордж Рэймонд Ричард Мартин, а лучшими фентезийными мирами являются Белирианд и Средиземье, вместе с Вестеросом и Эсоссом.

С вами был Вячеслав Штопель - скромные обзоры от нескромного человека.