Неслучайный помощник

Тимофей Клименко
Душный осенний вечер опустился на город как колпак. Заходящее солнце дарило последние лучи, будто бы цепляясь ими за здания и деревья, но неуклонно переваливалось за горизонт. Однако долгожданная прохлада так не являлась на смену дневному зною, который не спеша превратился в вечернюю духоту. В отсутствии ветра деревья замерли и лишь изредка качали головами-кронами, будто бы чему то удивляясь. Под одним таким деревом и расположился Игорь. Пиво в алюминиевой банке довольно быстро согрелось и утратило свою прохладную притягательность, однако мужчина продолжал его попивать, закусывая дешёвыми чипсами.
- Как же задолбала уже эта жара! – На скамейку рядом с Игорем сел невысокий мужчина в чуть поношенном сером костюме и старомодной фетровой шляпе. «Бухгалтер» - с неприязнью подумал Игорь, но всё таки сдвинулся на край скамейки. А мужчина тем временем продолжил.
 – Всевышний решил нас поджарить или мы сейчас томимся как гусь в духовке? А впрочем, одно другого не лучше. Будете? – И он протянул Игорю сигару.
- С удовольствием! – Игорь взял сигару и, повертев в руках, осторожно её понюхал.
- Да настоящая, брал в Гаване у местного ремесленника или как там этих кустарей называют? Но, по крайней мере, они используют лишь натуральные листья! – Болтая без умолку, собеседник достал из кармана ещё одну сигару и дорогую, украшенную странными рунами, зажигалку. Ловко обрубив карманной гильотиной края сигар, он дал огня Игорю и прикурил сам. Выпустив по клубу ароматного дыма, мужчины замолчали. Игорь отчаянно пытался не закашляться, отчего его глаза лезли на лоб. Нет, ему приходилось курить и деревенский самосад, но эта сигара, казалось, выжигала самую душу.
- Миша. – Сказал новый знакомый.
- Очень… пр… пр… приятно… - Игорь всё же закашлялся.
- Сильно любишь? – Михаил смотрел куда то перед собой.
- Ты о чём? – Кашель всё не отпускал Игоря.
- Ты, прилично одетый парень, в парке пьёшь пиво. Значит, что то случилось в жизни. На пиве нет капель изморози. Значит пиво тёплое, а ты сидишь уже давно. Получается, спешить тебе некуда и не к кому. На пальце след от кольца, но уже не очень заметный. Значит, кольцо носил долго, но теперь не носишь. Значит, развёлся или расстался, но душа до сих пор болит. Вот я и спрашиваю тебя: сильно любишь?
- Я её больше не люблю!
- Поэтому и сидишь, пьёшь в парке? Брось врать. Любить и страдать не стыдно, стыдно не делать попыток вернуть её – при этих словах Миши Игорь вновь закашлялся. Ведь именно в нерешительности он себя и обвинял десять минут назад, накануне появления этого странного человека.
- А что ты ещё можешь про меня сказать? – Любопытство подхлестнуло Игоря к вопросу. А может быть, это был всего лишь алкоголь.
- Дай подумать. У тебя армейская выправка и крепкое телосложение. Тебе больше двадцати лет. Думаю, ты служил по контракту. Возможно, даже воевал, поскольку отслеживаешь каждое моё движение глазами. У тебя широкая ладонь с въевшейся в неё грязью. Думаю, ты работаешь слесарем. Я пока что всё излагаю верно? – Спросил Миша с откровенной насмешкой.
- Верно… А ты, Миша, мент? Или частный детектив? – Спросил Игорь своего собеседника, но то лишь засмеялся.
- Нет, ни то и не другое. Я можно сказать менеджер по продажам.
- И что же ты продаёшь? – Насторожённо спросил Игорь, но Михаил в пику его ожиданиям не стал тут же расхваливать свой товар, а ответил уклончиво.
- Разное, но нужное – и поспешил сменить тему – всё-таки и в век высоких технологий тяга к природе в нас сильна. Вот ты пришёл в парк с мыслями собраться, а я люблю морской шторм. Кажется, вечность бы мог на него смотреть. Или на огонь. Вот где сила, сила истинная, стихийная, которая не сдерживает себя, как это делает человек нормами морали, а вкладывает в свои действия всю себя, всю свою ярость и мощь! Шторму не важно, что скажет сосед или начальник, огонь не горит в пол силы и не думает, а что бы было если. Ему не важно, что лучше бы эта веточка не сгорела сейчас, а сгнила через год, ему плевать на этику и потому огонь сильнее, потому что он не разглагольствует о нравственности, а действует  в своих интересах. Шторм не спрашивает у побережья разрешения начаться, но побережье от него в восторге! – После этих слов Миша взял из рук оторопевшего Игоря банку пива, отхлебнул из неё и, промокнув со лба пот белым батистовым платочком, снова пыхнул сигарой и продолжил – заметь, я отпил у тебя пиво, потому что у меня пересохло в горле. Я не просил, а взял. И мне хорошо! Вот скажи, я прав? А?
Игорь помолчал, гладя себе под ноги, и заговорил глухим неестественным голосом, всё так же, не поднимая взгляд от ног.
- Я её люблю больше жизни, она для меня как ангел, как чудо, я её обнять сильно боюсь, чтобы больно не сделать, а она говорит, что я тряпка! А у меня три боевые награды… - Мужчина сглотнул подступивший к горлу ком и продолжил – она заботу принимает за слабость! Я гайки кручу и конечно миллионами не ворочаю… А она достойна большего… Она мне в запале ссоры сказала, мол, уйду, а я ей сказал уходи! Я же не со зла, а чтобы она жила счастливо… С тем, кто даст ей больше чем я, даст то чего она достойна, а ты братан сейчас говоришь, что шторм не спрашивает… А я… Вот я дурак…
- Дурак! – Подтвердил Миша. – А теперь слушай меня: дуй к ней и без этих вот розовых соплей забирай её и вези к себе домой, верь в себя, ты мужик, ты хозяин мира, тебе всё по плечу!
- Да! Я сейчас же! Ты прав! – Игорь поднялся со скамейки, рассыпав чипсы, - я верну её! Спасибо, братан!
Миша поморщился.
 - Не благодари, ты никому ничего не должен, ты сила, ты стихия, иди и действуй! А завтра давай встретимся тут же и ещё поболтаем?
 - Давай! – Игорь пожал новому приятелю руку и быстрым шагом направился прочь из парка, чуть не наступив на ноги сидящему на соседней лавке подростку.
Одинокий желтый лист, медленно кружась, опускался на землю к своим собратьям, будто бы танцуя вальс. Вальс прощанья с прежней жизнью.

Следующим вечером, когда Игорь, трезвый и гладко выбритый, радостно шагал по парку, Миша уже сидел под деревом.
- Дружище! Спасибо тебе! Если бы не ты… - Начал было Игорь, но Миша тут же его прервал.
-Ты что несёшь?! Неужели ты ничего не понял?... Это всё сделал ты сам. Мужик. Стихия. Ты. Благодаря кого-то, ты признаёшь его превосходство над собой. О какой тогда силе идёт речь вообще? Понял?
-Да… - Растеряно ответил ему мужчина.
-Тогда привет! – Как ни в чём не бывало заговорил Миша и протянул сигару – будешь?
-Давай. Спас… - начал было благодарить, но тут же осёкся под испепеляющим взглядом собеседника мужчина. Но тот не был настроен на повторный разбор полётов и тут же задал вопрос.
- Ты пришел, и получилось так, как ты и хотел? Верно? И она пошла за тобой?
- Да. Всё как ты и говорил. Ты на работе научился так хорошо разбираться в психологии? Вас же этому там учат, как людям правильно предлагать? – Поинтересовался Игорь.
- Нет. Эту глупость придумали и рассказывают те, кто не имеет силы воли и своего мнения. Ими любой может управлять, помыкать, уговорить купить то, что не нужно, уступить место, оштрафовать за нарушение которого не было, молиться Богу, в которого не верят. А они вместо того чтобы сказать нет, повторяют сказки про внушение, двадцать пятый кадр и прочую ересь! Ведь ты же свою женщину вчера смог убедить пойти с тобой и без раскачивания маятником перед её носом – засмеялся Михаил.
- Но ты то меня вчера смог быстро убедить и тоже без маятника – улыбнулся в ответ Игорь.
- Не путай, Игорёк, не путай. Тебя никто не убеждал, я тебе только напомнил, что мужчина рождён для того чтобы быть господином. Или рабом. И ты свой выбор сделал, дал волю своей силе, позволил инстинктам охотника притащить в свою пещеру самую крутую самку – от такого сравнения Игорь засмеялся, а Миша, посмотрев ему в глаза, спросил неожиданно серьёзно:
- Хищник парковый! А ты из своей пещеры дворец сделать можешь? Или твои будущие дети будут расти на каменном полу у костра, и играть костьми собак?
Игорь сразу сник и с преувеличенным вниманием стал рассматривать пчёлку, исследующую цветок у ствола дерева. Вот, облазив бутон, она, расправив крылья, чуть зависла над цветком и с тихим жужжанием скрылась за деревьями. Тишину первым нарушил Миша.
- Обрати внимание, пчела весь день в движении, если не летит, значит собирает нектар. Если не собирает, значит летит! И не останавливается, Игорь, ни на минуту не останавливается! Она ростиком то всего с сантиметр, а пролетает в день несколько километров! То есть, в несколько сотен тысяч раз больше своего собственного роста! Ты только это представь себе! А знаешь, почему она это делает каждый день, из года в год, а не сидит в парке с плеером, как тот пацан на соседней лавке? Потому что от её действий зависит её собственное благополучие и благополучие тех, кто от неё зависим! – Миша снял шляпу и водрузил её на колено. Духота, царящая на улице, казалась чем-то материальным и липла к рукам, лицу и одежде. «У него левая нога кажется короче правой» - машинально отметил про себя Игорь – «к чему он читает мне мораль?»
- Так что ты принесёшь в пещеру: мамонта или облезлого пса? – Насмешливый голос приятеля вернул мужчину в реальность. Осознание его правоты жгло душу, к счастью хоть сигара не доводила до кашля как вчера… Игорь тоскливо глянул на цветок, где ещё недавно сидела пчела и… продолжил молчать!
- Хорошо! Скажи, а что именно мешает тебе уже завтра встать на новую ступень карьерной лестницы? Занять следующее место в пищевой цепочке? – Не сдавался Миша, от скуки вертя шляпу на указательном пальце.
- Она занята – наконец подал голос Игорь.
- Аллилуйя! Я уже думал, что быстрее будет разговорить сфинкса, чем тебя! Занято? Ну, рассказывай, кем? Чем этот человек лучше тебя? И сможешь ли ты выполнять эти обязанности лучше него?
- Да ни чем он не лучше! Он давно уже распихал свои обязанности на подчинённых, а сам только делает вид перед начальством, мол, всё тут на нём держится! – Игорь говорил с жаром, как может говорить только искренне убеждённый в своей правоте человек, временами дополняя свои слова отчаянной жестикуляцией руками.
- Как вечер, так он пьяный в подсобке спит! Как вечер, так спит! А я и свою работу делаю, и его ещё прикрываю! То начальство с проверкой приехавшее отвлеку от поисков управляющего, то клиента истеричного успокою. Скидкой дополнительной, как правило – мужчина брезгливо сплюнул сквозь зубы и продолжил говорить. – Нет, Василий Семёныч мужик хороший, но как управляющий он никакой!
- Ну, а почему ты ещё не управляющий, раз всё уже умеешь? – Михаил зевнул, прикрывая рот ладонью, и продолжил, чуть растягивая гласные буквы:
- Если ты хочешь ждать, пока тебя позовут на хорошую должность, да предложат полную чашу благ, то тут тебе нужно располагать запасной жизнью и то не факт, что дождёшься! Ну, какой из тебя хищник, если ты сидишь сложа лапки и ждёшь милостей? Никто, запомни никто, не поможет тебе больше чем ты сам!
- Ну, а что я могу сделать? Не подставлять же мне его! – Ответил с нервным смешком Игорь.
- Подставлять? Нет, зачем! Подставлять это плохо. А вот забрать то, что принадлежит тебе по праву достойнейшего, это - хорошо! Это – правильно! - Михаил бросил на собеседника быстрый испытующий взгляд, тот смутился, но ответил всё же довольно твёрдо.
- Семёныч мужик свой. И его я подставлять не буду, это подло!
Михаил рассмеялся и, наклонившись к собеседнику, начал говорить ему доверительно насмешливым голосом.
- А занимать должность, которую он не тянет, это не подло? А свешивать на других свои обязанности и получать зарплату, не делая ровным счётом ничего, это не подло? А вот ты, как послушный телёнок, идёшь под ярмом, работая за двоих, а получая зарплату за одного, это ли не подло, по отношению к себе? Ты же крадёшь своё будущее и будущее своих не родившихся детей, пока этот, с позволения сказать деятель, пьянствует и спит! Это ли не подло? Он не раздумывает, а берёт от жизни по-максимуму! Он плевал на тебя и остальных безропотных, потому что он хищник! Он делает так, как хочет, и получает то, что хочет! А что же ты? Покажи зубы, приди и возьми, перестань быть жертвой! Люди либо подчиняются обстоятельствам, либо подчиняют себе обстоятельства!
На протяжении всей тирады Игорь несколько раз пытался что-то возразить, но потом прекратил эти попытки и с жадностью ловил каждое слово нового приятеля. Едва тот замолчал, как Игорь тут же уточнил.
- Это как вчера? Пришёл и забрал?
- Да. Именно так, пришёл и забрал своё, потому что ты стихия, сила, хищник! – Мише определённо понравился настрой приятеля, но последний тут же огорошил возражением.
- Но подставлять я его не буду, мне совесть не позволит!
- Не совесть, а глупость – возразил Михаил и тут же добавил, – но и с этим проблем нет, всё очень просто. Твой начальник не нуждается в подставе, он давно уже подставил себя сам! Никогда нельзя забывать, что любой подчинённый не любит своё начальство, кто-то больше, а кто-то меньше. И если всем известны твои слабости, то кто то ими обязательно воспользуется! А от тебя, Игорюня, требуется только не прикрывать его пьянку, дать начальству её увидеть, прочувствовать и ужаснуться. Что, в конечном итоге, обернётся только благом для предприятия и для тебя лично! Ну и для твоей семьи, разумеется! Ведь когда его место справедливо займёшь ты, ты же будешь лучше работать? Будешь. А значит это всё-таки не предательство, а нормальный поступок думающего человека, который думает о своём будущем и настоящем, а так же о будущем предприятия, где работает! Ну, так как? Стихия? Хищник? – Миша в порыве аж приподнялся со скамьи.
-Да! Всё именно так! – Игорь тоже вскочил на ноги – до завтра, друг!
- Нет, до пятницы, у меня кое какие дела – мягко улыбнулся Михаил и пожал протянутую руку приятеля. – Удачи, хищник!
Вечер пятницы выдался прохладным. Словно по чьей-то дьявольской задумке, пять рабочих дней были по-летнему жаркими или лишь два выходных  обещались быть прохладными и дождливыми словно затем, чтобы в понедельник на город вновь обрушилась жара! Возможно, это был сарказм погоды, а возможно, просто стечение обстоятельств. Но вечер пятницы выдался прохладным.
Игорь шёл по парку лёгкой пружинистой походкой счастливого человека, поднимая сверкающими матовым блеском ботинками, небольшие волны опавших листьев. Миша уже сидел на скамейке, засунув руки в карманы длинного чёрного пальто, и обмотав шею ещё более длинным белым шарфом. На голове красовалась неизменная фетровая шляпа.
- Миша, привет, братан! – Игорь, радостно улыбнувшись, протянул другу руку. Тот в свою очередь, поднявшись, тоже радостно поприветствовал приятеля.
- Привет! Судя по тому, что ты сияешь ярче уличного фонаря, я опять был прав?
- А то! Тебе с такими мозгами надо было в политику идти!
Мужчины сели на скамейку, Миша привычным жестом достал сигары, обрубил их края для себя и друга и, закуривая, пояснил:
- Вот потому что мои мозги так хорошо работают, я в политику и не иду!
- Умно! – Восхитился Игорь – слушай, а пойдём в ресторан, я угощаю?
- Спасибо, но я не любитель ресторанов. Мне комфортнее в тесной компании на природе, где нет целой кучи новомодных условностей и обязательных к исполнению идиотских правил. Допустим, вот здесь мне вполне комфортно – и он обвёл рукой кусок сквера со старыми косматыми берёзами, щедро дарящими золотые листья дорожкам, и полуразрушенными скульптурами железобетонных пионеров.
- Жаль! Я хотел тебя отблагодарить… - Сказал Игорь, но поймав гневный взгляд друга, тут же поправился – угостить! Ну, в честь моей новой должности!
Миша грустно рассмеялся и возразил:
- Ну когда же ты перестанешь принижать себя? Какая благодарность, когда ты всего добился сам?  Я только советовал, а остальное твоя заслуга! Как я и говорил, мужчина должен быть властелином, а не рабом. Ты выбрал верный путь хозяина своей жизни, и ты больше не раб, ты хищник, ты стихия, ты творец своей судьбы!
- Все мы рабы Божии – примирительно начал было Игорь, но Михаил его тут же перебил.
- Ты опять за своё? Ну вот я не раб! И что? Что ты мне возразишь?
- Извини, не знал что ты атеист…
- Игорь! Ты ещё и извиняться надумал?! То, что твоя точка зрения не совпадает с моей, ещё ровным счётом ничего не значит! И да, я не атеист, атеист считает, что Бога нет, а я считаю, что Бог есть, но я ему не раб! – Выдал очередную тираду Миша, а Игорь удивлённо спросил:
- А кто же ты ему?
- Партнёр. И не более. У нас с ним паритет – я не имею отношения к его делам, а он не имеет отношения к моим! – Михаил сказал это всё с абсолютно серьёзным лицом и поэтому Игорь просто не сообразил, что на это можно ответить. Михаил же, не видя возражений со стороны собеседника, продолжил. - Рабы не имеют своего мнения, своей воли, не имеют свободы. Жизнь раба не принадлежит рабу. Поэтому я не раб, я не завишу от Бога и тебе желаю того же! Но что ты на меня так смотришь? Нет, я не тронулся умом, я просто хищник и свою жизнь я создаю сам! И ты, воспользовавшись моими советами, моим опытом, тоже смог! Ты смог стать хозяином свой жизни!  Понимаешь?
- Да! – Удивлённо проговорил Игорь, заново переосмысливая слова Миши.
- Но и это лишь крохи, лишь мелочь! Я же тебе предлагаю изменить жизнь по крупному, глобально! Просто доверься мне, и твоя удача больше никогда не покинет тебя!
- Что же я для этого должен сделать? – Азартно спросил Игорь, а Михаил ему буднично ответил:
- Продать душу дьяволу.
- Что?! – От удивления Игорь закашлялся  и выронил изо рта сигару, но она не упала на землю, а под насмешливым Мишиным взглядом зависла в воздухе, вытворяя па какого-то старинного вальса.
- Вот видишь, я не шучу. Подумай, ты тридцать лет был рабом Бога и я встретил тебя тут пьющим тёплое пиво, а со мной ты за четыре дня всего добился, и ты мне не раб, ты свободный человек и мой приятель. Когда же мы будет партнерами, перед тобой откроются такие горизонты, о которых ты и не мечтал! То чего ты добился, оно уже твоё, даже если откажешься от моего предложения, этого ты добился сам, и оно в любом случае останется с тобой! Но зачем же отказываться? Вот договор – и перед Игорем появились несколько исписанных листов – заметь нигде нет мелкого шрифта, всё по честному!
- Так вот значит, какой у тебя товар, менеджер по продажам… - Удивлённо протянул Игорь.
- Да. Возможности – ответил Миша – Человеческие возможности и желания!

***

Дождавшись когда Игорь скроется за поворотом, Миша пересел на соседнюю лавочку, где как в прошлые вечера сидел подросток в больших аляповатых наушниках и надвинутом на глаза капюшоне. Миша положил ему на колени подписанный договор и самодовольно сказал:
 - Я выиграл и это пари! Что скажешь?
- Что эта душа твоя, и Мировая война, увы, стала ближе ещё на год, поздравляю тебя, Мефистофель! – Ответил подросток.
- Сколько раз повторять, для тебя я просто Мифа! И душонка того, кто так легко тебя предал, мне и даром не нужна! Какое мне дело до заполненного по человеческим законам договора? Забирай этого слабака себе!
 - Тебе не нужен, а мне его куда? – Удивился подросток – у меня на каждого предателя осин и верёвок не хватит!
- Значит, и не парься – засмеялся Мефистофель – без нас обоих он так и так долго не протянет. Если в душе нет ни Бога, ни черта, то она становится как пустой кувшин. А пустые кувшины бьются вдребезги. Ну и куда мы теперь?
- В Рим. Я там на одного детского врача готов поставить сразу пять лет!