Манифест археоциатов

Иван Ахмадиев
Давно уже стоит вопрос о том, чем кончится эра постмодернизма, какая система координат придет на смену. Пост-пост-модернизм нельзя считать следующей ступенью – мы имеем дело с кризисом кризиса.
 Как и предсказывали – пост-модерн стал «очеловечиваться» - зрелые художники нынешнего времени – последнее аналоговое поколение; за ним идет новое – уставшее от переизбытка, не протестующее против существующего, современного окружения, а им попросту пренебрегающее, вместо этого уходящее не столько в традицию, сколько в классику. Постмодерную базу постигнет та же участь, что и предыдущие ступени – она будет нивелирована до уровня приема. В этом нет шага из. Этого мало.

В статье «Магические щели» украинский журналист Анатолий Ульянов предлагает уйти в т.н. магию – выход за пределы имеющихся культурных и семиотических классификаций и категорий – в области еще не включенные в концепты, еще не поименованные, еще не затронутые культурой. Речь идет об отказе от роли художника, от роли творца, установлении призрачных связей между совершенно несопряженными друг с другом объектами – по сути – присваивание категорий искусства объектам и актам на это не нацеленным. При всей моей любви к созданию корреляции, к протягиванию ниток между событиями объектами – это тоже по большому счету не методологическое – но формальное отрабатывание художественных практик всего прошлого столетия.

Возникает и другой соблазн:
Мифологизация настоящего путем довольно тупого, но тщательного и максимально техничного фрейминга. Создавать легенды. Мифы и летописи. Новый «древний» эпос. Глиняные таблички. То, на что в следующие века будут ссылаться. Пафос новых героев все тех же историй с Руном, Граалем, Золотом Нибелунгов.
Но делать это – еще невероятно рано и уже кромешно поздно. Тем более, в каждый временной срез в ряде мест на земном шаре находятся те или иные художники, легендализирующие то самое время и/или срез.

Не знаю, выход ли – нижеследующая концепция и не уверен, что являюсь ее автором, и все же:

Лютый откат. Дауншифтинг до Палеозоя; на «нижней» его границе многоклеточные организмы «научились» формировать минеральные скелеты.
Применительно к искусству метафора разворачивается так: не античные вазы, а рисунки сцен охоты на стенах пещеры. Важно плясать от назначения объекта – не произведение искусства, а материал для него – обереги от злых духов, клеймо на шкуре животного, обрядовые песни. Золотая пайцза, пронзенный копьями мамонт. Не как элементы примитивной культуры, а как «выражение» ключевых, неподдельных, первичных элементов: желания, удовольствия, боли, любви, страха... Заявление как акт надежды.

«Пафос новых героев все тех же историй с Руном, Золотом Нибелунгов, Граалем». Нет. Нужно заново создавать Грааль. Нужно снова ковать наконечник копья для Христа. Писать проклятия для расхитителей гробниц, проектировать ловушки для будущего Индианы Джонса. Производить то, без чего невозможна story. С применением всех, необходимых для этого методов, инструментов и материалов.
Методологически не шибко отличается от предложенного Ульяновым. Формально – легендаризация и фрейминг. Но это вопрос не методов и форм – это вопрос исходного, первоначального импульса: следи за метафорой –
многоклеточные организмы раннего Кембрия – это в том числе и «рифостроящие» организмы (археоциаты), и водоросли, выделяющие известь. Я все еще о смысле. Я все еще о семантике. Я – о том, что бурное развитие методологий и парадигм предыдущих эпох лишь расшатало мир, показало его зыбкость, иссушило значимость, лишь сузило его границы и обнажило прорехи. Поздно начинать капремонт, рано расчищать поле. Какие к черту свершаемые открытия, какие к ****и матери устанавливаемые координаты?

Я достаточно понятно выражаюсь? Нахер отказ от роли творца, нахер фрейминг:
Время нести огонь на Олимп, время засевать Сады Эдема.