Заместительный брак в Персидской империи

Ирина Анастасиади
Прежде чем рассказать вам о браках в древней Персии, а так же об оригинальной системе заместительных браков, мне сначала придётся совершить с вами небольшой экскурс в историю Персии, а в частности Персидской империи Сасанидов, образовавшейся на руинах Парфянского царства и по своей мощи почти сравнявшейся с золотым веком царства их предшественников - Ахеменидов. Сасан — родоначальник этой династии, был  жрецом, магом храма богини Анахиты» и принадлежал к царской династии Парса. Всё началось, когда внук Сасана Арташир возвысился, поддерживаемый жрецами и родовой знатью Парса. Постепенно расширяя свои владения за счёт соседних земель, он настолько усилил свою власть, что разбил и сверг самого видного из владетелей Парса. Стремление к объединению Ирана привело его к неизбежному столкновению с Аршакидами.
Начав свою карьеру со скромной должности коменданта крепости Дарабгерд, Арташир не только стал твёрдой ногой в Парсе, но присоединил к своим владениям области Исфахан и Керман и, наконец, вторгся в Хузистан, непосредственно граничащий с Месопотамией, и двинулся на север. Навстречу ему двинулось парфянское войско. 20 апреля 224 г. на равнине Ормиздаган произошла решительная битва между последним царем парфянской династии Артабаном V и Арташиром. Победу одержал Арташир. Однако, чтобы стать во главе всего Ирана, Арташиру пришлось силой покорить 80 местных удельных князей и захватить подвластные им области. Но Пар не стал играть роль центральной области государства .Столицами, в согласии с традицией Аршакидов, стали города на Тигре - Селевкия и Ктесифон. Здесь на западе страны были расположены наиболее плодородные области, находились много городов, а торговые дороги соединяли Иран с присредиземноморскими гаванями на западе, с Арменией, Кавказской Албанией, Иверией (Древней Грузией), Лазикой на севере, с побережьем Персидского залива и южной Аравией на юге и с Индией на востоке.
В 226 г. Арташир был торжественно коронован и принял титул царя царей — шаханшаха.
И вот уже владения Сасанидов включали современный Иран, Ирак, Грузию, Армению, Йемен, Восточную Аравию, Узбекистан, часть Афганистана и Туркмении. Приходилось всеми силами удерживать от распада столь огромное государство. Держать контроль над территориями, населёнными различными по вероисповеданию и традициям племенами. При этом, отбивать непрекращающиеся атаки римлян, византийцев и тюрков. Эту ношу взял на себя «ударный корпус» династии Сасанидов — знать. Вместе с магами, священнослужителями Зороастры, хранившими и укреплявшими единство империи, персидская империя Сасанидов решила эту проблему, отказавшись от вековой традиции восточных гаремов, когда женщины были заперты и пребывали в распоряжении одного мужчины.
Никто не знает сегодня имени того, кому первому пришла идея  запустить механизмы утонченной сексуальной эксплуатации аристократок. О временных браках при отъезде мужа, казни за отказ надеть кольцо, девятилетних женах и других изысках иранской фабрики детопроизводящих женщин рассказывается в одном из последних номеров ведущего исторического журнала Comparative Studies in Society and History. Конечно, надо участь что сам институт временного брака уже существовал в исламской религии.
И является одним из существенных разногласий между мусульманами суннитского и шиитского направлений. Первые считают его отменённым положением в исламской религии и, вследствие этого, навсегда запрещённым, вторые наоборот, считают подобный вид брака разрешённым на все времена.
Брак в Исламе воспринимается как величайшее богослужение. Однако многие из мусульман, а в особенности молодые люди, по самым разным причинам не обладают возможностью заключить полноценный брак. В подобной ситуации они имеют три выхода для того, чтобы разрешить трудности, появляющиеся у них вследствие наличия полового инстинкта:
Свободные половые отношения неприемлемы с точки зрения ислама, ибо прелюбодеяние является бедой, которая влечет за собой ещё большие беды, как для самого человека, так и для всего человеческого общества. Поэтому Ислам накладывает запрет на прелюбодеяние.
Подавление половых инстинктов не может стать выходом.
И вот более четырнадцати веков назад разрешив для себя эту проблему человечества, рождается идея узаконить институт временного брака. С точки зрения шиитского права при соблюдении всех необходимых условий данный вид брака способен свести на нет огромное количество трудностей, с которыми сталкиваются люди, не имеющие возможности для заключения полноценного постоянного брака.
Хорошо, мы установили, что подобный закон существует. Но каким образом он коснулся мужниных жён? И снова мне ничего не остаётся, как обратиться к истории.
К III в. н. э. Иран представлял собою конфедерацию из многих разрозненных полусамостоятельных, а временами и независимых, княжеств и королевств во главе которых стояли князья из местной крупной знати. Постоянные междоусобные войны, столкновения значительно ослабили Иран. Военная мощь Римской империи и её активное продвижение на Восток вынудили парфян уступить ей ряд северных городов Месопотамии. Аршакиды подвергались нападениям в собственной столице, неоднократно побывавшей в руках римской армии.
Новое объединение Ирана началось из Парса. Провинция Парс, родина Ахеменидов, расположенная на юго-западе Ирана, сыграла важную роль в истории Ирана (Парс, или Фарс, дал производные слова — перс, персидский, Персия, — усвоенные греками вместо названия «Иран»). А вот название
Цари Сасанидской династии  Эраншахр — «земли ариев», ставили знатные семейства всех провинций Эраншахр. При всех конфликтах между централизаторской властью шахиншаха и вольнолюбивыми местными элитами последние верно служили правящей династии, получая от нее множество пышных титулов и выгодных должностей. Причём, главной задачей империи было не столько привлечение элит, сколько обеспечение их физического выживания, вопреки войнам, болезням и детской смертности. Сасаниды не были одиноки в этом: все великие империи прошлого, от инков до татаро-монголов, пытались регулировать секс, браки и деторождение среди правящего класса. Что есть история человечества, как не история войн? Кому были нужны войны? И кто возглавлял армии? Никто всерьёз и не задумывался над механизмом войны. Все великие империи древности нуждались в целом классе воинов, готовых бороться с внешними и внутренними врагами. Эту роль играли аристократы. Однако, учитывая, что аристократы наравне с простыми войнами погибали в битвах, а родить новых предводителей могли только знатные женщины?
Иными словами, решалась задача бесперебойного производства аристократических тел. Эти тела воспевались в литературе и искусстве: сильные, как львы, и статные, как кипарисы, иранские витязи должны были сражаться, скакать на лошади и стрелять из лука лучше, чем обычные люди.
Причём, биологическое превосходство аристократии, как показывают последние научные исследования, — это не риторический приём. Хотя состояние человеческого организма определяется прежде всего генетически, доступ к пищевым ресурсам в детском и подростковом возрасте вносит в его состояние серьёзные коррективы. Чем больше неравенства в древнем обществе, тем сильнее были различия в росте между элитой и простонародьем. В эгалитарных обществах охотников-собирателей палеолита, скандинавов раннего Средневековья, индейцев Северной Америки они почти не проявлены, зато к примеру в Европе XVI-XVIII веков аристократы и купцы были в среднем на пять сантиметров выше крестьян.
Цель передать это биологическое превосходство по наследству с помощью браков с себе подобными, вступает в конфликт с другим побуждением знати — оплодотворить как можно больше женщин и передать свои гены сотням детей. Некоторые историки даже утверждают, что максимизация репродуктивного потенциала за счёт подданных, была главной движущей силой древних государств, культурным взрывом. Ряд фактов говорит в пользу этой гипотезы. 
По показаниям анализов большинство современных мужчин-европейцев являются потомками всего трёх родов эпохи бронзового века, когда Европу захватывали племена, обладавшие передовыми военными технологиями. Более 800 миллионов жителей Азии — это потомки всего 11 мужчин, в том числе основателя Монгольской империи Чингисхана, маньчжурского князя Гиочанги. Одновременно аристократы всего мира навязывали гетеросексуальный брак в качестве нормы, врочем,  с многоженством для мужчин. Причём, думая, что гаремы – это лишь мусульманский обычай – ошибка. Гаремы собирали практически во всех древних империях, от Мексики до Китая, и даже моногамные аристократы Греции и Рима повышали шансы на репродуктивный успех.
Причём властители  вовсе не подсознательно желали передать свои гены — они реализовывали стратегию по воспроизводству благоприятного для них общественного порядка, и в любом случае их главным врагом была смерть. Ибо всем понятно, сколько взрослых и детей в старые времена умирало от всяческих болезней, скольких уносила смерть на поле битвы.
И вот, возвращаясь к истории Персии, посмотрим, что происходило на северо-востоке, где границы Эраншахра осаждали орды евразийских кочевников, и где кавалерия несла тяжёлые потери. Условия мирной жизни были не легче. В хорошо изученной демографами Римской империи средняя продолжительность жизни составляла 20-25 лет — а для простого воспроизводства населения каждая женщина должна была родить пять-шесть детей (с учётом того, что до совершеннолетия доживали два-три). Более того, на эти показатели не влияло питание и комфортная жизнь: болезни косили детей античной знати так же, как и потомство простолюдинов. Судя по Бахрейну I-VIII веков, ситуация в Эраншахре была ещё тяжелее — и персы могли получить от одной женщины одного (в лучшем случае двух) наследников мужского пола. Их смерть в бою сразу же прерывало род. И при этом, несмотря на тяжёлые потери в боях, иранцам удалось то, в чём патриции потерпели поражение, продлить срок существования своих знатных родов. Очевидно, что сделать это можно было только одним способом — поднять уровень деторождения, то есть максимально эксплуатировать женщин элиты.
Оформление этой задачи легло на духовные скрепы империи — зороастрийскую религию. Как известно, при Сасанидах зороастризм стал государственной религией, освящающей проект «земли ариев». Более того, зороастрийскому жречеству цари передали судейские полномочия: юристы из их среды создали семейное право и право частной собственности. Мобедан мобед, глава всех «магов», считался непогрешимым судьей. И вот, дело было запущено_ иранские юристы требовали от женщин вступать в брак как можно раньше с 15 или даже с 9 лет и рожать детей. Отказ выходить замуж карался смертью. От вдов требовали найти себе нового супруга в предельно краткий срок. Аборты считались чудовищным преступлением. Деторождение в зороастризме считалось священным, а гомосексуальные связи — самым большим грехом мужчины, посредством которого он пускал в мир демонов.
Зороастрийские жрецы и чиновники придумали много новых ухищрений. Например, они ввели институт вспомогательного брака который позволял знатной женщине временно выйти замуж за другого нобиля и зачинать ребёнка во время частых отлучек мужей. Необходимость повышения женской фертильности толкнула шахиншаха Кавада I на крайний шаг — он ввёл общность жён опираясь на закон. Об этом писали в своё время византийские источники. Однако эта мера возмутила и аристократию, и жречество.  В итоге шахиншах отказался от неё: невозможность определить отца ребенка сломали бы вторую опору знати — передачу титула и собственности по отцовской линии.
Оставалось найти более гармоничный и социально приемлемый вариант «общности жен» — и он был найден в тщательно проработанном зороастрийскими юристами институте «заместительного брака» то есть — брачный обычай, по которому вдова была обязана вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с братьями.
Однако «заместительный брак» отличался большой гибкостью. Если мужчина умирал, не оставив наследника мужского пола, его жена, или дочь, или сестра обязаны были стать супругой лица, которого назначил сам умерший или суд. Последнее условие делало государство непосредственным действующим лицом, гарантирующим продолжение знатного рода. В результате потребность в максимальном использовании ресурсов женского тела заставила персов закрыть глаза на нарушение фундаментального принципа наследования — определения отцовства по семени отца. Не попирая основы моногамного брака, «заместительный брак» создал тысячи приемных родителей, воспитывающих детей как своих собственных.
Наконец, «заместительный брак» позволил аристократии совместить сексуальные подвиги с мирным наследованием. Собирая пресловутые гаремы из десятков жен и наложниц, древние цари и аристократы соревновались друг с другом в мужской силе и производили на свет много наследников. Но за это приходилось расплачиваться междоусобицами среди братьев, делящими царство, — отсюда хроническая нестабильность Османской империи.
Моногамия, напротив, уменьшает вероятность конкуренции, зато повышает риск вообще остаться без наследников. «заместительный брак» же дал иранским аристократам все сексуальные преимущества многоженства — без его рисков. Они могли вступать в любое количество «заместительных браков», зачиная детей для своих погибших друзей и родственников. В итоге в выигрыше остались все: мужчины, аристократические роды (защищенные от вымирания и укрепляющие связи друг с другом), сама империя, которой был гарантирован стабильный приток воинов высшего ранга.
В конечном счете, внутренняя прочность аристократии позволила персидскому миру пережить распад государства Сасанидов, владычество арабов и уже к X веку вернуть господство персидского языка, культуры, а также аристократических ценностей на всей территории бывшей империи.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:
Насколько известно, династия Сасанидов была основана Ардаширом I Папаканом после победы над парфянским царём Артабаном V (перс. ;;;;;; Ardavan) из династии Аршакидов. Последним шахиншахом из династии Сасанидов был Ездигерд III, правящий в 632—651 гг. и потерпевший поражение в 14-летней борьбе с Арабским халифатом.
В конце III — начале IV веков от империи отпал ряд областей на Востоке, однако во время правления Шапура II (правил в 309—379 годах) власть в ранее утраченных областях была восстановлена. По договору 387 года к Сасанидам отошли районы Месопотамии и большая часть Армянского царства. В V веке цари местных династий Армении, Кавказской Албании и Иберии были заменены Сасанидскими наместниками. Во 2-й половине V века произошли восстания в Закавказье, в 571—572 годах — в Армении. После появления маздакитского движения в конце V века в государстве произошли глубокие изменения в системе управления, социально-политической структуре и культуре. Наибольшего расцвета империя достигла при Хосрове I Ануширване, правящего в 531—579 годах. При Хосрове I часть старой знати оказалась в непосредственной экономической зависимости от государства и царя, а также возросла роль бюрократического аппарата и чиновничества. С начала VI века шли непрервные войны с Византией. В 558—568 годах Сасаниды разгромили эфталитов и включили в состав государства ряд областей в Афганистане и Средней Азии. Около 570 года был завоёван Йемен. Около 589 года были разгромлены вторгшиеся в государство тюрки. Длительная война с Византией привела к истощению материальных ресурсов государства. Это, а также резкое увеличение налогов подорвали политическое и экономическое могущество государства Сасанидов.
Наибольшее, но кратковременное расширение границ государства Сасанидов произошло в правление Хосрова II Парвиза Победоносного, правящнго в 591—628 годах. Тогда империя включала земли нынешних Ирана, Ирака, Азербайджана, Армении, Афганистана, восточную часть современной Турции и части нынешних Индии, Сирии, Пакистана; частично территория сасанидского государства захватывала Кавказ, Центральную Азию, Аравийский полуостров, Египет, земли нынешних Иордании и Израиля, расширив Сасанидский Иран (хотя и кратковременно) почти до пределов державы Ахеменидов.
С 628 по 632 год сменилось около 10 царей. При Ездигерде III в середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским халифатом.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Sex, Death, and Aristocratic Empire: Iranian Jurisprudence in Late Antiquity
Comparative Studies in Society and History, 15 апреля 2016
Law in the Crisis of Empire: A Sasanian Example
Journal of Persianate Studies, 01 февраля 2013
Sex and empire: a Darwinian perspective
Princeton Working Papers, 01 мая 2006
Опарин А.А. Всемирная история и пророчества Библии
Часть I. Библейские пророчества и всемирная история
http://nauka.bible.com.ua/vs-istor/vi1-14.htm