Гравюры Дюрера о любви и соблазнении

Алина Алексеева-Маркезин
      Альбрехт Дюрер. Гравюра на меди.Прогулка.1493г( Молодой паре угрожает смерть.)195;123 мм
       Дюрер.Гравюра на меди Любовное предложение.до 1495г

       Эталон женской красоты во времена Дюрера.

"Зрелость ценилась Ренессансом выше всего. Мужчина и женщина в зените жизни - таков идеал эпохи. Мужчина - в апогее своей физической силы и половой способности, женщина - не как расцветающая девушка, еще менее как несложившаяся девочка, а в том возрасте, когда ее формы достигают полного развития, когда все ее существо в последний раз отдается во власть чувственности и сулит наивысшее блаженство"

        Работы Дюрера тех лет, посвященные любовной теме: "Прогулка" (ок. 1493), "Любовное предложение" (до 1496), "Женщина и смерть" (ок. 1495)

        Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола в трактате «О красоте женщин» дает нам свое представление об идеале красоты в эпоху Ренессанса: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной... волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм.

          Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения... Плечи должны быть широкими...
      На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги – это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми...».
Именно такой тип красоты изображен на полотнах Тициана «Любовь земная и небесная», «Портрет дамы в белом» и портретах многих мастеров венецианской школы XVI века, в творениях Рубенса, Рембрандта, Гальса и других художников этого времени.

О гравюре ПРОГУЛКА.

        Сюжет «Прогулки», на первый взгляд, незамысловат: Молодая бюргерская пара в богатых костюмах прогуливается за городом, на заднем плане виден сельский пейзаж и дерево. Из-за дерева выглядывает Смерть с песочными часами над головой. Задумчивы лица молодых людей.
          Особый смысл приобретает и безрадостный пейзаж, навевающий какую-то безнадежную тоску, куст травы с острыми и сухими листьями, безвольно гнущийся под ветром, и засохшее дерево, на котором «так и тянет повеситься». Все напоминает о временности бытия. Виднеющееся вдали селение как будто отгорожено от молодой пары фигурой Смерти, вселяет острое чувство одиночества и оторванности от мира.

   О гравюре Любовное предложение.

    По-видимому, Дюрер намеревался создать графическое произведение на тему продажной любви. Эта тема, распространенная в конце Средних веков, имела два изобразительных варианта: старик с молодой женщиной либо старуха, предлагающая деньги юноше. Дюрер изобразил старика, ищущего деньги в своем кошельке, и молодую девушку, протягивающую руку к монетам.