Ис. 53, 1. Мышца Господня

Рыжов Александр Геннадьевич
(из конспекта проповеди)

Чтобы лучше понять 53-ю главу Исайи, предлагаю подробнее рассмотреть главу 52 и вообще ту часть книги, в которой находятся эти две главы. Книга Исайи состоит из трех основных частей. Первая обращена к современникам Исайи, вторая - к евреям, которые будут в вавилонском плену, третья - к евреям, которые возвратятся из плена.

Главы с 40-й по 55-ю описывают положение евреев в вавилонском плену. Судить о том, насколько далеко зашла ассимиляция евреев, можно по книге Есфирь, которая описывает последний период этого пленения. Посмотрим на имена главных персонажей книги: Мардохей – назван в честь Мардука, а Есфирь – в честь Астарты.

Страшно сказать: евреи уже забывали Господа. Он им говорит: “Я, Я Сам - Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить?” (Ис.51:12-13).

У евреев было искушение думать, что вавилонские боги сильнее их Бога, раз вавилоняне их захватили и поработили, разрушив Иерусалим и храм. В ответ на это пророк показывает, что их Бог – это не только Бог одного народа и одной полоски земли. Это Бог, сотворивший мир, это Бог, сотворивший в том числе и врагов Израиля. И пророк снова рассказывает о сотворении мира, причем этот рассказ длиннее рассказа Моисея. Это 40-е главы книги Исайи.

И начинается этот отрывок Ис.40-42 («Исайевский шестоднев») словами «Утешайте, утешайте народ мой». Утешение народа Израиля именно в этом: наш Бог – это не только Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог нашего народа, но это Бог, сотворивший мир, Бог всех народов. Вот в чем утешение: если Бог сотворил весь мир из ничего, Он может наших врагов обратить в ничто. Так здесь и сказано: «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли» (Ис.40:23).

Бог готовит народ к выходу из плена. “Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона!” (Ис.52:1-2).

По Новому Завету нам хорошо знакомы слова “Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!", а эти слова сказаны как раз Израилю перед возвращением из вавилонского плена.

На тот момент у них уже давно не было своего царя на престоле в Иерусалиме, и Исайя сообщает им: "воцарился Бог твой!" Бог как Царь решает проблемы Своего народа.

“Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего” (Ис.52:10). Весь мир наблюдал за борьбой Вавилона и Персии. Чтобы вывести евреев из плена, возвратить их в обетованную землю, Бог возвысил Кира. А Исайя говорит об этом такими словами: “Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов”. Победа Кира над Вавилоном – это победа святой мышцы Божьей. Это Бог сделал.

У еврейского народа происходит второй исход в его истории. Первый – из Египта, второй – из Вавилона. Конечно же, есть различия. Из Египта выходили поспешно (“Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня” Исх.12:11, “И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем” Исх.12:33), из Вавилона выходили неторопливо (Ис.52:12). Из Египта много вещей вынесли, из Вавилона ничего нечистого, только сосуды из храма (Ездр.1:7-11). Когда выходили из Египта, фараон погнался за ними, чтобы возвратить пленников, когда выходили из Вавилона, сам глава государства проявил инициативу о том, чтобы они возвратились домой.

Очень красиво исход из Вавилона описан в Ис.43:1-7: “...не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. … Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя... Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил”.

Израиль называется в книге пророка Исайи рабом Господа (как и Мессия). И Исайя говорит о судьбе раба Господа: “раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Ис.52:13).

Вся 52-я глава (без двух последних стихов) полна радости и торжества. Аналогично вся 54-я глава (ее начало: “Возвеселись…”). И эту радость можно понять: народ возвращается домой.

И вдруг – 53-я глава. О страдающем Рабе Господа, которую мы сегодня относим к страданиям Иисуса Христа. Как и для чего эта глава здесь появилась?

Я думаю, что ответить на этот вопрос помогут два стиха: 52:10 и 53:1. В первом сказано, что возвращение евреев из вавилонского плена – это дело обнаженной святой мышцы Господа. А во втором сказано, что, оказывается, были те, кто этому не поверил, кому мышца Господня не открылась.

Были те, кто смотрел на действия Кира, и видели только действия Кира. Мышца Господа им не была открыта. Они могли говорить: “Какой хороший Кир!” Или: “Как нам повезло!” Но они не говорили: “Слава Богу!” И не задавали вопрос: “А почему с нами случилась история с пленом, и какие выводы мы должны сделать?”

На конгрессе мира к известному художнику Пикассо подошел мальчик и спросил: “Ты Пикассо?” Художник ответил, что да. Мальчик осмотрел его с недоверием. “Тогда нарисуй мне голубя”. И протянул ему чистый лист бумаги. Пикассо быстро нарисовал и дал рисунок мальчику. Мальчик посмотрел и сказал: “Это не голубь. И ты не Пикассо”. Скомкал листок и бросил. Кто-то поднял его. Сейчас этот рисунок стоит 75 млн долларов.

Важно не только пользоваться тем, что дает Бог, но и сознавать, что это нам дает именно Бог. Видеть руку Господа, Его святую мышцу. А в том, что касается спасения, без этого вообще нельзя.

Кстати, процитированный выше отрывок из 43-й главы продолжается словами “Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши” (стих 8). Во второй части книги Исайи есть четыре песни Раба, описывающие Мессию. Ис.53 - это четвертая такая песнь, давайте посмотрим на первую, она заканчивается словами “Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы” (Ис.42:6-7). Евреи были слепы к руке Господней.

В возвращении евреев из вавилонского плена никакой их заслуги не было. У них не было царя, который победил бы врагов и возвратил народ на родину. Их царем стал Господь, и это Господь как Царь возвратил их, об этом 52:7: “Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!"

“Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится” (Ис.52:13). В книге Исайи рабом Господа называется попеременно то народ Израиль, то будущий Мессия. Какой именно раб будет благоуспешен? Слова “возвысится и вознесется” в этой книге упоминаются еще два раза, и оба раза они относятся к Господу: “В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном” (6:1), “Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных” (57:15).

Оба раба будут успешны, но раб Господень Израиль благоуспешен благодаря рабу Господню Мессии. (Об этом же свидетельствует стих “и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его” в Ис.53:10).

Возвращение из плена – заслуга Господа. 52-я и 53-я главы – это Евангелие в Ветхом Завете. Евреи попали в плен за свои грехи и беззакония, будучи больны болезнью греха. Они все блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу. Этой болезнью греха были поражены и их цари. И похоже, что по возвращении домой они все еще болели этой болезнью.

Из-за этой болезни некоторым из них или многим из них не была видна мышца Господня. Господь, Который вывел их из плена, через 500-600 лет пришел к ним в теле, и они убили Его.

Когда в Ассирии дурные предзнаменования (особенно затмения солнца) указывали, что жизни царя угрожает опасность, совершали заместительные ритуалы. Такие ритуалы практиковались больше тысячи лет. Древние люди верили, что зло можно перенести с одной личности на другую. Когда приближался опасный период, царя заменяли другим человеком, на которого должно было обрушиться зло. Часто выбирали человека, который не представлял для общества большой ценности, иногда даже неполноценного физически или психически. Его возвышали до положения царя, на период до ста дней, но чаще на меньший срок. В это время настоящий царь прятался в другом месте, а замещавший его человек играл роль царя, сидел на престоле. Все понимали, что он агнец, отданный на заклание. По окончании этого периода человека, замещавшего царя, умерщвляли, чтобы исполнилась воля богов. Ему устраивали пышные похороны, приносили специальные жертвоприношения, чтобы дурные предзнаменования утратили силу, а дни царя продолжились.

Человек из народа замещал царя и умирал за него, чтобы отвести опасность от царя. Иисус сделал обратное: царь заместил народ и умер за него, чтобы отвести опасность от народа.

Перед нами чаши и хлеб. Для того, чтобы нам открывалась мышца Господня. Иисус Христос – это святая мышца Господа. Сегодня тоже многие не замечают эту мышцу. Про ее действия говорят: “Повезло”. Или воздают честь за ее действия каким-нибудь людям. Или считают эту мышцу слабой. Если нам открылась мышца Господня, давайте поблагодарим Его за то, что Он сделал, за Его заслуги, за Его жертву.

02.10.2016