Портреты кобургских принцесс. Часть II

Нина Ершова
1) ОШИБКА ВЫБОРА.

  В 1795 году в Россию прибыла Августа Каролина Кобург-Заафельдская с тремя дочерьми: 17 летней Софией, 16-ти летней Антуанеттой и 14-ти летней Юлианой. Все три кобургские принцессы рассматривались как претендентки на руку и сердце Великого князя Константина Павловича Романова.
  Князю не исполнилось и семнадцати лет, но ему пришлось выполнить желание своей бабушки Екатерины Великой и женится на одной из них. По словам современников жениться Константин Павлович не хотел вовсе, но пришлось согласиться с выбором бабушки.
   Ей приглянулась младшая из невест, изящная брюнетка Юлиана. По мнению Екатерины, она держалась с бОльшим достоинством, чем ее сестры. А вот матери Константина, Марии Федоровне, насколько возможно судить, больше приглянулась блондинка Антуанетта, недаром впоследствии она выйдет замуж не за кого-нибудь, а за родного брата будущей императрицы Марии Федоровны Александра Вюртембергского и проведет вместе с ним жизнь в России.
   Но..."Наша милая Наннет слишком добра..." - вздыхает в своем письме матушка девочек Августа, обладавшая незаурядным эпистолярным талантом. Свой дар она передала старшей дочери Софье, будущей писательнице.
   Как бы там ни было, но Константину пришлось смириться и в феврале 1796 года состоялись грандиозные торжества по поводу свадьбы Константина и Юлианы, которую после обращения в православие нарекли Анной Федоровной.  А в ноябре 1796 года Екатерина Великая почила в бозе.
  Выбор невесты сделала она, но был ли он удачным?
  Мать с двумя отвергнутыми, но получившими богатые подарки невестами отправилась домой, а судьба Анны Федоровны оказалась незавидной.Романтически настроенная невеста столкнулась со взбаломошным характером мужа, похожего на батюшку Павла I не только внешне.
  Но вспомним отвергнутых невест.
  Антуанетта в 1798 году в возрасте 19 лет выйдет замуж, как я уже писала, за Александра Вюртембергского, а вот София только в 26 лет в 1804 году выйдет замуж, что  считалось довольно поздним по тому времени. Встретилась со своим будущим мужем  в замке Scloss Fantasie, принадлежавшем когда-то княгине Елизавете Фридерике Софии фон Вюртембергской, родной сестре императрицы Марии Федоровны. В этом замке она какое-то время жила с сестрой Софией, пока та не вышла замуж.
  В 1804 году женился на Софи австрийских ротмистр барон Эммануил Пуйи, который называл себя сыном французского эмигранта "Mensdorff". В браке родилось шесть сыновей. С 1824 по 1834 г. Софи живет с семьей в Майнце, где ее муж был, начиная с 1829 года-фельдмаршалом, а до 1834 года командиром федеральный крепости и заместителем губернатора. В июле 1835 года она скончалась в Чехии.
  По воспоминаниям Отто Корвина, молодого прусского лейтенанта в Майнце, опубликованных в 1861 году он описывает Софи как: "княгиня стройная, складная, яркая и красивая девушка".
  Кроме того, довольно смелая девушка. Из его рассказа следует, что она не побоялась выпрыгнуть из окна замка, когда приехал свататься неприятный ей принц.
   А вот Екатерине как раз и не понравилась ее смелость.По словам бабушки Константина, она " слишком резво выпрыгнула из кареты ". И это решило судьбу девушки. А ведь София была впоследствии еще и писательницей! Интересно, но Екатерина, сама не чуждая литературному жанру, почему-то совсем не почувствовала этого дарования  в отвергнутой невесте. Казалось бы, родственные души...
   Впоследствии Софи принадлежала к многих, оставшимся по большей части неизвестным писательницам романтической эпохи. Она не принадлежала к таким знаменитым писательницам, как Каролина Шлегель, Karoline от G;nderode или Рахиль Левин. Но Софи всегда отличалась повышенным интересом к чтению и письму. Как и ее мать, герцогиня Августа, Софи была поклонницей восторженного письма, и это характерно для эпохи просвещения и романтизма. В составе архива семьи Mensdorff-Пуйи храняться сотни писем Софи. Также как и ее мать, герцогиня Августина, Софи вела дневник, который сохранился в архиве.
   У Софи Mensdorff-Пуйи есть только несколько публикаций: в 1830 году опубликованы в издательстве Флориан  в Майнце в двух томах " Сказки и рассказы ". В качестве автора была названа: "Софи графиня М** geborne Prinze"    Софи написала их для " домашнего использования ", как рассказы для чтения на ночь  детям. Рассказы были прочитаны ею и ее мужем в кругу друзей и родственников.
   Действие рассказов Софи разворачивается в вымышленном времени с элементами идеализированного средневековья и одновременно, как и полагается, из  романтической эпохи. Для романтиков средние века было время, когда существовала оригинальность, отличавшаяся от современного общества с его быстрыми изменениями социально-экономических условий.  Только прибегая к  средневековью мог добиться успеха " поэт очеловечивание реальности ".
   
   Странно, но Екатерина не почувствовала всего этого в юной невесте. И вторая сестра, Антуанетта, не приглянулась ей...
" Выскочила за сестрой из кареты и упала ", как написала строгая бабушка Екатерина. Видимо, голубоглазая блондинка Наннет была неуклюжа... Но судьба оказалась милостлива к ней благодаря весьма достойному мужу. Думаю, тут не обошлось без расположения Марии Федоровны, если замуж Антуанетта вышла за ее родного брата.

2)АЛЕКСАНДР ВЮРТЕМБЕРГСКИЙ, ДОСТОЙНЫЙ СУПРУГ.

  Личность Александра Вюртембергского хорошо характеризует его портрет работы художника Доу, хранящийся в Эрмитажной "Галерее героев войны 1812 года", на котором изображен мужественный генерал, воин и общественный деятель.
   Вот его биография:
 Alexander Friedrich Karl Herzog (урожд. 24. Апреля 1771, ум. 4. Июля 1833 года). Сын герцога Фридриха Евгения от  брака с графиней Фридерикой Доротеей Софией Бранденбургской и младший брат короля Карла Фридриха Вильгельма.11 лет от роду он был императрицей Екатериной в 1782 назначен бригадиром. В 1791 году  участвовал в качестве генерала неаполитанской службы, три года спустя, в 1793 году, служил в Австрии. В 1796 году он дослужился до генерал-майора, в 1799 до фельдмаршала-лейтенанта, но вернулся снова в 1800г. на службу в России как генерал кавалерии. Там он получил должности Генерал - аншефа Члена Министерства и государственного совета, генерального директора наземных и водных коммуникаций, стал владельцем драгунского полка и начальником кирасир-полка. За несколько раз доказанную храбрость он был награжден шпагой  с бриллиантами  с надписью „За храбрость“; в 1813 году он командир российско-прусской осады, за что  был награжден кинжалом с бриллиантами и надписью „ За покорением Гданьска “ . Герцог был членом Петербургской академии наук, исследователей природы общества Москвы, минералогического общества в Санкт-Петербурге.
  В ноябре 1798  сочетался браком с Антуанеттой  Эрнестиной, герцогиней Саксен-Кобургской, которая ему родила четырех сыновей и дочь Мари Анну, будущую супругу герцога Эрнста из Саксен-Кобург-Гота.  Два сына умерли в Детстве, двое других, герцог Александр и герцог Эрнст, состояли на российской военной службе.
  Так что судьба двух отвергнутых невест сложилась удачно, а как же Юлиана, будущая Анна Федоровна?
  Возможно, об этом могли бы рассказать портреты юной кобургской принцессы, ставшей русской Великой княгиней.

3) РОМАНТИЧНАЯ НАТУРА.

    То, что юная Анна Федоровна настроена романтично, отмечали придворные в своих записях о 15 летней девочке.Подтверждают это и портреты Виже Лебрен - французской художницы, жившей тогда в России и писавшей портреты высокопоставленных особ. В их числе оказались и юная Елизавета Алексеевна, бывшая баденская принцесса, и Анна Федоровна, бывшая кобургская принцесса.
  Юным немецким принцессам было всего-то 17 и 15 лет, когда Виже Лебрен писала их портреты, но это были уже портреты взрослых женщин.
" Вечерняя звезда " - так называли Анну Федоровну  и прекрасная Елизавета Алексеевна были близкими подругами и судьбы их переплелись одна с другой.
  Обе были несчастливы в браке с родными братьями Александром и Константинов Павловичами.
  Обе были влюблены в братьв Адама и Константина Чарторыжских, в 1798 году не без проблем покинувших Россию. Образы юных красавиц великолепно отражены в портретах французской художницы, как раз изобразившей их в романтическом стиле, одетых по моде того времени в одеяниях, напоминающие античные.
   Самой художнице, писавшей в 1797 году портрет шестнадцатилетней
" Вечерней звезды " Анны Федоровны,  было 42 года, у нее к тому времени уже была 10 летняя дочь.
   ПО материалам Википедии:

 " Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён ( 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница, мастер светского портрета, автор подробных воспоминаний. Много работала по заказам королевы Марии-Антуанетты, которая ей покровительствовала.
   Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1765-х гг. Виже рисовала вполне профессионально.
   В 1770-х годах родители Виже обосновалась в доме на парижской улице Сент-Оноре, напротив дворца Пале-Рояль, и к 15-летней профессиональной художнице заказы потекли рекою. В тот период Виже находилась под покровительством двух богатейших дам Парижа: мадам де Верден, супруги генерального откупщика, и, что более важно, принцессы Марии-Аделаиды де Бурбон-Пентьевр, супруги герцога Шартрского, которая была на 2 года старше юной художницы.
    В 1776 г. Виже вышла замуж за Жан-Батиста Пьера Лебрена, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрен была приглашена в Версаль рисовать королеву. Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.
    C 1780-х гг. Виже-Лебрен много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур.В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.
    Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрен вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж. Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрен о пребывании её в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением её писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски."

   В этих воспоминаниях Мари Элизабет как раз красочно описывает странное поведение Константина Павловича по отношению к " Вечерней звезде ". Он попросту увел ее с сеанса, посадил в китайскую вазу и открыл пальбу...
   И это еще не самое худшее, что пришлось претерпевать юной Великой княгине.
   Как Александр, так и Павел увлекались женщинами. Хотя бы взять их более чем склонность к родным сестрам : Марии Нарышкиной и Жанетте Четвертинской, их признанными любовницами.
   Но было еще и безудержное увлечение Константина актрисами, одна из которых, мадам Жозефина Фридрикс в конце концов родила ему сына. А свою юную жену супруг одарил венерическим заболеванием, заразившись от низкопробных актрис.
   Чаша терпения юной женщины переполнилась. В 1799 году под предлогом лечения заграницей она покинула Россию, но император Павел I заставил ее вернуться. Вскоре Павла I не стало, и в 1801 году Анна Федоровна покинула Россию навсегда при весьма интересных обстоятельствах, о которых я расскажу в следующей части. Интересно, что ее родные,а именно ее сестра Антуанетта, совсем ее не поддержали, а напротив, осудили.
   Добродетельной Наннете, натуре, по-видимому, совсем неромантичной, а весьма прозаичной, совсем не понравилось поведение сестры.
   Не нравилась Анна Федоровна и своей теще, императрице Марии Федоровне. Возможно, та приложила руку к ее отъезду. Здесь всплывает история с штабс-ротмистром кавалергардского полка Линевым Иваном Лонгиновичем, возможным любовником Анны Федоровны.
   Как тут не вспомнить подругу Анны Федоровны  Елизавету Алексеевну, тоже увлекавшейся офицером того же полка Охотниковым! Это увлечение имело трагические последствия для последнего, и замешан тут был Константин Павлович.
   Недаром Елизавета и даже ее супруг Александр встали на сторону Анны Федоровны. Впоследствии Александр оставил за ней высокое звание Великой княгини, даже тогда, когда она развелась, наконец, с Константином в 1820 году. А Великий князь смог, наконец-то жениться на любимой им полячке, блондинке Жанетте Грудзинской, впрочем, не порвав при этом с актрисой Жозафиной Фридерикс, родившей ему сына.
   Интересная история с Линевым нашла свое отражение в портрете Ритта, придворного живописца-миниатюриста.
.
4) МИНИАТЮРА АВГУСТИНА ХРИСТИАНА РИТТА.

 Во что пишет по поводу портрета " Анны Федоровны с шалью " кандидат культурологии Виктор Файбсович в своей статье в журнале Родина:

"А.Х. Ритт. Портрет великой княгини Анны Федоровны
Текст: Виктор Файбисович (кандидат культурологии)
Родина - №916 (9)
    Тайну этой красивой женщины хранят незабудки, которые художник поместил на обороте миниатюры.

  Ритт Августин Христиан (1765-1799 ). Портрет великой княгини Анны Федоровны. 1797.  Акварель, гуашь; кость. Подпись: Ritt. Кость, акварель, гуашь. 9,5 x 7,3 см. Овал в золоченой оправе. На обратной стороне под стеклом - плетение из волос и эмалевая миниатюра: цветы незабудки и побег неопределенного растения. Государственный Эрмитаж"
  " Выдающийся миниатюрист Августин Христиан Ритт родился в 1765 г. в семье скрипача Придворной певческой капеллы императрицы Екатерины II, приехавшего в Россию из Богемии за четыре года до рождения сына. В юности Августин Ритт посещал Петербургскую академию художеств, затем отправился в Европу; он плодотворно работал в Антверпене и Париже. Весной 1792 года он вернулся в Петербург и более не покидал его до своей безвременной смерти в возрасте 34 лет...

Ритт оставил список своих работ; среди них упоминаются пять портретов великой княгини Анны Федоровны. До нас дошли лишь два из них - портреты, на которых модель запечатлена в оранжевой и пунцовой шалях. Первый из них в 1995 г. был продан на аукционе Sotheby s; судьбе второго посвящен этот очерк. Портрет Анны Федоровны в пунцовой шали происходит из собрания великого князя Сергея Александровича (1857-1905), погибшего, как и его отец, Александр II, от рук террориста. После гибели Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, передала эту миниатюру, некогда полученную им в дар от князя А.Б. Гагарина в Императорский Эрмитаж. Великий князь Николай Михайлович опубликовал этот шедевр Ритта в знаменитом издании "Русские портреты XVIII и XIX столетий".

" В фундаментальном исследовании Г.Н. Комеловой (1927-2002) "Августин Ритт - русский миниатюрист", опубликованном в 2004 г., " Портрет великой княгини Анны Федоровны в белом платье с красной шалью " фигурировал в числе работ Ритта, местонахождение которых неизвестно. Однако через несколько месяцев после выхода этой монографии в свет шведские коллеги из Национального музея в Стокгольме позвонили в Эрмитаж и сообщили, что миниатюрный портрет Анны Федоровны продается в антикварном салоне г-на Яна Рибсхагена. Музей немедленно связался с г-ном Рибсхагеном и заявил о готовности приобрести эту миниатюру. Недолго думая, г-н Рибсхаген выслал миниатюру в Эрмитаж почтой...
Этот беспрецедентный акт доверия вызвал непредвиденные таможенные проблемы, но они были успешно разрешены, и 21 февраля 2005 г. миниатюра возвратилась в Зимний дворец. Она поступила в музей как дар Фонда американских друзей Эрмитажа, оплатившего ее приобретение.

" Женская доля принцессы

Младшая дочь великого герцога Саксен-Кобург-Заальфельдского принцесса Юлиана-Генриетта-Ульрика (1781-1860) приехала в Петербург осенью 1795 года вместе с двумя сестрами для того, чтобы великий князь Константин мог выбрать себе из них супругу. Выбор цесаревича пал на нее - и юная принцесса, нареченная Анной Федоровной, вступила в полосу тяжелых испытаний: " Едва сделавшись невестой великого князя Константина, - свидетельствовала графиня В.Головина, она подверглась его грубостям и в то же время нежностям, которые одинаково были оскорбительны ". Жестокий и безудержный Константин очень скоро сделал существование жены невыносимым. Когда он заразил ее венерической болезнью, подхваченной во время оргий с актрисами, она твердо решила покинуть Россию и 12 марта 1799 г. уехала на лечение за границу, как думала, - навсегда. Однако император Павел I настоял на ее возвращении, и 11 октября того же года она прибыла в Гатчину...
   Вскоре цесаревич Константина возобновил свою добрачную связь с княжной Жанеттой Четвертинской и стал искать повод к разрыву с супругой. "Великая княгиня была беременна, а Константин, предавшись пьянству и разврату, невероятно и невозможно выразить, какие причинил ей оскорбления! - вспоминал бывший конногвардеец А. Тургенев. - Последний из развратнейших низшего разряда людей не был бы в состоянии делать то, что делал чудовище великий князь. Великая княгиня не только не жаловалась на худое обращение супруга своего, но терпела все с кротостию и поставляла себе в священную обязанность повиноваться супругу своему. Даже единственный друг ее, императрица Елисавета, не все ведала, что великая княгиня претерпевала".
   По мнению Тургенева, с целью скомпрометировать Анну Федоровну цесаревич Константин " сыскал подобного себе мерзавца в штабс-ротмистре кавалергардского полка, Иване Лонгинове Линеве, который, без сомнения, за деньги и с уверением в безнаказанности принял на себя звание любовника великой княгини ". Разразился грандиозный скандал. По словам Тургенева, императрица Мария Федоровна пришла в ярость, и на третий день " прекрасная, кроткая, любезная великая княгиня Анна Федоровна оставила навсегда Россию!"
  Линев подал в отставку и вскоре отправился за границу. По предположению Тургенева, он намеревался компрометировать Анну Федоровну и за рубежом...

Полынь и незабудки

Благородный Тургенев, по-видимому, ошибался: роман с Анной Федоровной не был пустой выдумкой Линева. " Бог знает, что станется с бедной Анной и как теперь ей жить, - сетовала императрица Елизавета Алексеевна в своем письме к матери от 6 (18) июня 1804 г. - Пока она развлекается в Берлине, стараясь забыть о своих бедах, Линев с ее согласия просил у императора позволения возвратиться на российскую службу; она, конечно, понимает, что ему нельзя оставаться в праздности, как было все эти три года. Я содрогаюсь от одной только мысли, что он вновь явится на нашем горизонте и разбудит стихнувшие пока сплетни и пересуды".

Что ж, у каждой медали есть оборотная сторона...
Весьма любопытна и оборотная сторона нашей миниатюры: она украшена плетением из каштановых волос, несомненно, принадлежавших Анне Федоровне; центр акцентирован эмалевым медальоном с изображением незабудок и некоего растительного побега, определение которого затруднительно, поскольку изображен он, с ботанической точки зрения, безграмотно.
 Очевидно, миниатюра была использована в качестве памятного дара интимно-близкому человеку: незабудка служит общеевропейской эмблемой; по-французски этот цветок называется ne-m oubliez-pas, по-английски - forget-me-not, по-немецки - vergissmeinnicht (не забывай меня). Эти цветы, очевидно, составляют некое символическое единство с побегом. Позволим себе предположить, что последний должен изображать полынь. На " языке цветов ", родившемся на востоке и получившем распространение в Европе в XVIII в., полынь означала
" горечь, разлуку (отсутствие)". Вероятно, окончательное оформление тыльной стороны миниатюры имеет позднейшее происхождение. Оно могло быть исполнено весной 1799 г., когда Анна Федоровна предприняла первую попытку навсегда покинуть Россию; оно могло быть исполнено и летом 1801 г., после конфликта с Марией Федоровной...

Кому была предназначена в дар миниатюра с незабудками и полынью, остается лишь гадать. Кто знает, не увез ли ее с собою из Берлина на родину отставной кавалергардский штабс-ротмистр Иван Линев?.."

5) НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ.

   После такого трогательного по своей сути описания портрета в медальоне с незабудками, мне невольно захотелось больше узнать о Иване Лонгиновиче Линеве, вызвавшем гнев императрицы Марии Федоровны и сочувствие императрицы Елизаветы Алексеевны.
   И вот что я обнаружила в генеалогической базе данных:

ЛИНЕВ
ИВАН ЛОГИНОВИЧ 1770.  Сын отставного бригадира Логина Ивановича (1745),
внук Ивана Антоновича (1715). В чине подполковника проявил храбрость в
1807 в боях с Наполеоном. В чине полковника ушел в отставку и в 1811 году
вводится во владение поместьем отца. Помещик, самодеятельный художник.
Он построил по собственному проекту церковь Вознесения и написал иконы
для храма. Усадьба называлась Линево-Дуброво, что вблизи села Расторопово.
За Линевым был также большой дом в Петеребурге на 2-й Итальянской улице,
Литейной части, 17.  Жена Александра Ивановна, урожденная Комина.
   

  Совсем не портрет злодея! Напротив, портрет образованного человека с художественными наклонностями, вполне способного оценить медальон с незабудками.
  Но и это еще не все...
  Именно этот Линев Иван Лонгинович, самодеятельный художник, может оказаться автором последнего портрета Пушкина. Не все подтверждают эту версию, например в своей статье " Загадочный портрет " Александрова отрицает, что он мог написать портрет Пушкина, но есть и аргументы в его пользу, которые она же и приводит в своей работе 1989 года :

" В 1972 г. появилась статья профессора С. М. Куликова (инженера по профессии) «Материалы о И. Л. Линеве — авторе портрета А. С. Пушкина».12 Куликов собрал сведения об Иване Логиновиче Линеве, фамилия и инициалы которого совпадали с предполагаемым автором портрета.
   И. Л. Линев (1777—1840?) с 1797 г. служил в кавалергардском полку, где оставил о себе память как «чрезвычайно красивый, но столь же глупый и необразованный, на хорошем по службе счету у начальства». В 1801 г. он был уволен в отставку в чине ротмистра. О службе Линева в кавалергардском полку С. Куликов не упоминает. Вероятно, приведенный там отзыв не очень подходит для характеристики любителя искусств, друга Жуковского и автора портрета Пушкина."
  Но по датам как раз подходит для моего повествования. Он был молод и красив, в него вполне могла влюбиться молодая женщина, несчастная в браке.
    " В период Наполеоновских войн И. Л. Линев служил в Сумском гусарском полку. В 1811 г. он окончательно вышел в отставку в чине полковника в связи с получением в наследство после смерти отца имения в Новгородской губернии Устюженского уезда.
В справочнике «Нумерация домов С.-Петербурга с алфавитным списком проспектов, улиц ... и владельцев домов» (СПб., 1836) указан владелец дома на «2-й Итальянской улице Литейной части 17» полковник Линев (без инициалов).
В воспоминаниях В. Н. Житовой, приемной дочери В. П. Тургеневой,
есть упоминание о проживании семьи Тургеневых в Петербурге, в доме Линева, где у них бывал В. А. Жуковский.
На первый взгляд как будто подтверждается версия И. Зильберштейна, что портрет писался по заказу Жуковского. Жуковский бывал у Тургеневых в доме Линева, следовательно, мог быть знаком и с владельцем дома.
«Вполне вероятно, — пишет С. М. Куликов, — что В. А. Жуковский, заручившись согласием А. С. Пушкина позировать художнику для написания портрета, обратился с просьбой написать портрет поэта к Ивану Логиновичу Линеву, с работами которого он был, конечно, знаком, бывая в доме Линева у Тургеневых».

    Как видим, эта часть повествования Александровой вполне соответствует данным из базы генеалогических данных. Складывается определенный облик этого человека: храброго военного, но к тому же наделенного художественными способностями.
   Такой человек вполне подходил на роль романтичного поклонника юной Анны Федоровны, урожденной принцессы Кобургской.Натуры столь же романтичной, как ее сестра Софи, но все же и довольно практичной, не витавшей в облаках.Ведь благодаря покровительству Александра I и его прелестной жены Елизаветы Алексеевны ей и после развода удалось остаться в статусе Великой княгини со всеми вытекающими отсюда последствиями денежного обеспечения. Напрасно сердилась ее сестра Антуанетта по поводу развода сестры. Впрочем, ее можно понять. Проживая с мужем в России, где она и умерла, она должна была придерживаться мнения матери Александра Марии Федоровны, к тому же, явно симпатизирующей ей.

   Такова судьба юных кобургских принцесс, приехавших в Россию.Их судьбы так или иначе переплелись с судьбой русских наследников престола.

о Софи на немецком.

НА КОЛЛАЖЕ:
СЛЕВА:ПОРТРЕТ РАБОТЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ВИЖЕ ЛЕБРЕН
МАРИЯ ФЕДОРОВНА- " ВЕЧЕРНЯЯ ЗВЕЗДА "

НИЖНИЙ РЯД: МИНИАТЮРА НА КОСТИ АВГУСТИНА ХРИСТИАНА РИТТА
"АННА ФЕДОРОВНА В ПУНЦОВОЙ ШАЛИ" НА МЕДАЛЬОНЕ С НЕЗАБУДКАМИ.

СПРАВА:ПОСЛЕДНИЙ ПРИЖИЗНЕННЫЙ ПОРТРЕТ А.С. ПУШКИНА РАБОТЫ И.Л. ЛИНЕВА

ВЕРХНИЙ РЯД: СЛЕВА НАПРАВО
 СОФИЯ САКСЕН-КОБУРГСКАЯ ЗААЛЬФЕЛЬДСКАЯ
 АНТУАНЕТТА САКСЕН-КОБУРГСКАЯ ЗААЛЬФЕЛЬДСКАЯ.