Худ. Наталья и Светлана Палион

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к лицу
Наталья и Светлана ПАЛИОН:
МАМА, ПОСМОТРИ, КАКОЕ НЕБО КРАСИВОЕ!

Признаюсь честно, хотя я пишу о культуре больше десяти лет и провел за это время десятки интервью с людьми искусства, но вот с женщинами-художниками, да еще и близнецами, я буду разговаривать, пожалуй, впервые. Наш  разговор, начатый в совместной мастерской Светланы и Натальи Палион, что на Поварской улице, мы продолжили в студии Радио Посад…

- Здравствуйте, Наталья и Светлана. Познакомьте нас, пожалуйста, с основными вехами вашей единой, как я понимаю, биографии.
- Да, действительно, биография у нас одна. Родились мы в городе Ачинске Красноярского края. Родились в семье художника – папа у нас был художник-самоучка, монументалист – писал огромные картины, оформлял здания и тем самым, можно сказать, создавал интерьер города.

- Что вы оканчивали по художественной части?
- Мы обе окончили Московское художественное училище прикладного искусства им. Калинина. 

- А как попали в Сергиев Посад?
- Дело в том, что у нас, помимо того, что мы учились, была еще и какая-то личная жизнь. И так случилось, что Сергиевом Посаде жили наши будущие мужья. Мы встречались с ними семь лет, а потом вышли замуж. Кстати, наши мужья, как и мы, близнецы. 

- Я уже знаю, что обе ваших семьи живут в одном месте, в одном доме, где есть еще шикарный пруд, яблоневый сад и ваши мастерские. Кроме того, вы и работаете вместе. А как можно сделать? – одна закрашивает одну сторону лица, вторая – другую? Для этого, как минимум, нужно, чтобы у вас были одинаковые вкус, одинаковая манера...
- Надо учитывать, что мы близнецы (смеются), у нас немножко все по-другому, чем у обычных людей. Хотя мы тоже обычные люди. И нам удается и в живописи быть очень похожими друг на друга. Это совершенно не проблема.
Это получается так – сначала кому-то из нас в голову приходит идея. Естественно, что мы всегда советуемся и обсуждаем все наши задумки. И так уж получается, что у нас совершенно совпадает художественное видение того, что мы собираемся делать. Дальше одна начинает картину, а другая предлагает, как это дело продолжить.
Но так было раньше, когда работа была одна на двоих. Сейчас мы разделились, и каждая из нас работает отдельно.

- И вы никогда не спорите?
- Нет (хором, в один голос)! (смеемся)

- Насколько я видел на ваших выставках и в мастерской, вы работаете сразу в нескольких жанрах изобразительного искусства – портрет, пейзаж… Что еще?
- Последний заказ был очень интересный – его можно назвать даже сюрреализмом. Еще мы пишем коллажи в стиле оп-арт…

- Не поп-арт, а оп-арт?
- Да, оп-арт – оптический арт. Основоположник этого направления в изобразительном искусстве – Виктор Вазарели. Нам очень нравится его творчество…
(Опти;ческое иску;сство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art) — художественное течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму, представителем которого был Виктор Вазарели (1906—1997), урождённый Дё;жё Ва;шарейи  — французский художник, график и скульптор венгерского происхождения,  основоположник оп-арта - из Википедии).
А вообще мы работаем абсолютно в любых жанрах. Нам заказывают и декоративную живопись, и портреты. В основном – портреты. Мы пишем то, что люди просят. А сами мы тяготеем к декоративно-прикладной живописи. Нам, например, очень нравятся такие современные художники, как Павел Антипов, Андрей Ремнев, Анна Березовская, Андрей Белле…

- А откуда эта любовь к прикладным видам искусства?
- Так уж случилось, что мы приехали в столицу, но поступить в Московское училище опоздали. И нам предложили отучиться в Великом Новгороде, в училище, где обучают росписи по фарфору. Там же рядом заводик стоял. И места там очень красивые. Мы согласились и проучились там год, о чем совершенно не жалеем. А практику проходили в Ростове Великом. Там нас учили технике финифти (ростовская финифть - изделия с миниатюрной живописью по эмали, являющиеся традиционным русским народным художественным промыслом. Один из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи, который всегда относился к элитарным видам искусства – прим. ред.). Нам очень нравится этот вид прикладного искусства… 

- Вот вы сами занимаетесь и реалистическим искусством, и авангардом, а как вы относитесь к тому, что, к сожалению, пейзажисты зачастую отрицают авангард, а чаще – наоборот, авангардисты ни в грош не ставят художников реалистического направления, называя их «примитивными фотографами»? Это что – внутридушевная гнусь ТАК просачивается наружу или это МАНИЯ величия одних перед другими?
- Это просто неприятие! Если человек в душе пейзажист, то ничего другого он уже не приемлет. Мы же считаем, что в КАЖДОМ художнике можно найти что-то интересное и НЕ обязательно, что, если ты реалист «а ля фотограф», то все - ты уже НЕ художник. Потому что каждый художник, в каком бы стиле и жанре он ни работал, все равно пытается донести что-то свое, то, что у него есть в душе. И говорить, что те или иные люди – не художники, на наш взгляд, недопустимо.
Один известный художник-авангардист сказал, что чем живопись менее похожа на реализм, тем она более СТИЛЬНАЯ. И в этом, возможно, тоже есть какая-то доля истины. Но Александр Блок, в свою очередь, высказал противоположную мысль. Он сказал, что прямая обязанность художника – ПОКАЗЫВАТЬ, а не доказывать. То есть, никому ничего не нужно доказывать – кто лучше, кто хуже. Твори – и в этом - правда.
Еще один очень известный и востребованный художник-акварелист Аруш Воцмуш, выставка которого была и у нас в Сергиевом Посаде, высказался на эту тему по-своему: «Я пишу не для того, чтобы кому-то что-то показывать или доказывать, какой я крутой,  а потому, что мне это очень НРАВИТСЯ». Вот и все.
(Аруш Воцмуш (род. в 1967 г., в Омске, живет в Севастополе) — необычайно талантливый современный художник, поражающий виртуозностью своей работы и качеством акварельной техники. Неординарны не только картины мастера, но и творческий псевдоним (Аруш Воцмуш — это зеркальное отражение настоящего имени и фамилии Александра Шумцова) – прим. ред.)

- На мой взгляд, к людям искусства нужно относиться более терпимо или, как сейчас говорят, толерантно. Все равно, в каком жанре и стиле ты творишь, - главное, чтобы у тебя был талант. А талант ВСЕГДА виден. А если ты бездарь, да еще все отрицающая бездарь, то и говорить не о чем…
- Конечно, ко всем нужно относиться более лояльно…

- Пару лет назад я имел честь разговаривать с заведующим кафедры искусствоведения МГУ им. Ломоносова Валерием Стефановичем Турчиным, ныне покойным, и я его спросил: «Мировая тенденция такова, что авангард сейчас как бы довлеет, а пейзаж, реалистическое искусство отходит на второй план. Но покупатели произведений искусства, например, в нашем провинциальном Сергиевом Посаде в основном предпочитают все-таки не авангардное, а реалистическое искусство. И как быть? Они не правы?» И он ответил: «Понимаешь, в свое время, когда был театр, и вдруг возникло новое искусство – кинематограф,  то все начали говорить, что театр устарел и скоро умрет. Но вот прошло уже больше ста лет с появления первого фильма братьев Люмьер, а эти два вида искусства спокойно параллельно существуют, и каждый из них имеет своего зрителя и почитателя. Так и в изобразительном искусстве – и фигуративное, и авангардное искусство будут жить, не мешая, но ДОПОЛНЯЯ друг друга». Вот так он мне сказал, и я с этим полностью согласен. А вы?
- Да. Пускай авангардисты пишут авангард, реалисты создают реалистические произведения – и на каждого найдется свой любитель. И пусть никто никого не хает!
Но вообще-то – особое видение мира – ему нельзя научиться. Оно дается свыше, от природы. И если человек ТАК видит, то это прекрасно.

- А вообще художники – это, на самом деле, люди особой породы, им на самом деле что-то дано? Или этому можно как-то научиться?
- Особое видение, нам кажется, все-таки должно даваться сверху. Хотя, с другой стороны, фантазию тоже можно развивать, если поставить себе это целью. И чувство цвета, и видение художественное. Если человек будет стремиться, стараться и если ему, тем более, это нравится, то думается, что он тоже может достигнуть хороших высот.

- Человек, которого тянет к живописи, который хочет рисовать, что-то лепить - ему необходимо профессиональное образование? Оно помогает или нет? Я в связи с этим вспоминаю мнение, которое высказал как-то наш знаменитый певец Николай Басков: что в консерваторию люди залетают соловьями, а вылетают зачастую воробьями. То есть, смысл его слов, что иногда образование портит людей.
Мне, например, известны художники, которые преподают, но есть ДВА вида преподавателей. Одни ищут в ученике его лучшие качества и РАЗВИВАЮТ их. А другие пытаются вылепить из ученика что-то по своему подобию, чтобы они были его КОПИЯМИ. Но ведь копия никогда не станет лучше оригинала. А вы что по этому вопросу думаете?
- Мы думаем, что образование никогда не помешает. Знания по-любому никому еще не вредили. Но самое главное – стараться, чтобы сохранился свой стиль, своя самобытность. Но это бывает очень сложно, потому что, когда ты учишься у какого-то педагога, он все равно пытается «подогнать» тебя под свой стиль. Да, есть такое. А, значит, нужно помнить о том, чтобы не утратить самого себя, не потерять свое лицо. Как твоя сущность этого требует…

- То есть, нужно, немножко СОПРОТИВЛЯТЬСЯ своему учителю?
- Немножко – да. Но сначала нужно научиться, а потом уже сопротивляться (смеются). Хотя бы академическим знаниям. Основа должна быть однозначно. А потом уже слушать себя.

- Ну, наверное, историю искусств желательно изучить. На мой взгляд, основное – это знать то, что было ДО ТЕБЯ. Хотя бы для того, чтобы не изобретать велосипед.
- Если разобраться, то новое – это хорошо забытое старое. Или новое – это когда смешиваются несколько стилей, несколько техник. То есть, когда ты комбинируешь, то это уже, можно сказать, ТВОЙ стиль. Но историю искусств знать бы неплохо. Это не помешает.

- А у вас самих есть ученики?
- Да, ученики есть и их много. Самое интересное, что ученики от пяти лет и до плюс шестидесяти. И люди, которые уже в возрасте, очень сожалеют, что не занялись этим раньше. И сейчас они наверстывают упущенное и очень счастливы.

- А есть ли среди них действительно талантливые?
- Конечно. Есть люди, у которых сразу видно, что им ДАНО – и чувство цвета, и глаз очень точный. Только развить немножко, направить – и все пойдет.

- А если вы видите, что у человека нет таланта, но он все равно тянется к искусству. Нужно ему заниматься этим?
- Обязательно (в один голос)! Обязательно нужно. Во-первых, он получает удовлетворение от самого процесса. Это уже своего рода РЕЛАКСОТЕРАПИЯ. И человек видит мир по-новому. Как-то мне позвонила одна родительница и говорит, что ее сын на улице вдруг сказал: «Мама, посмотри, какое небо красивое!» А раньше он этого даже не замечал. Она говорит, что была просто в шоке…

- А такое может происходить – один ребенок талантливый, а другой – не очень. Не появляется ли у второго ребенка чувство неполноценности?
- Когда проводишь индивидуальные занятия, то этого не может быть в принципе. То есть, сравнивать не с кем. И в любом случае нельзя показывать ребенку, что с ним что-то не так.

- Тем самым вы поддерживаете мою идею – что пусть люди лучше занимаются искусством, чем пьют в подъезде.
(смеемся)

- И последний вопрос после нашего чрезвычайно умного разговора. Были ли у вас необычные или смешные просьбы от ваших заказчиков?
- Конечно, были. У нас есть одна очень интересная семья местных стоматологов. Когда они открыли на Скобянке свою частную клинику, то захотели оформить фойе нашей картиной. И их весьма креативная просьба состояла в следующем – нужно было написать  довольно большую картину размером полтора метра на метр, на которой должны быть изображены красивые лакированные губы, красивые жемчужные зубы и вокруг должна стоять их семья. В полный рост: дочка, папа и мама. Но изобразить их нужно было не в белых халатах, не с медицинскими инструментами, а в виде художников-реставраторов, которые реставрируют зубы…

- Прикольно!
- И это была настолько необычная идея, настолько креативная, что сразу и не догадаешься, насколько ПОХОЖИ эти две профессии – стоматолога и художника!
И теперь эта картина висит в их клинике, и мы, когда приезжаем к ним, любуемся ею… 

Вячеслав СУХАНОВ
(для Радио Посад)