Поколение разрушителей. 4

Ник Пичугин
Вы здесь, со мной… О, говорите ж!
Мне нужен самый звук речей.
В провалах памяти моей
Уже гудит подводный Китеж.

Максимилиан Волошин

1. Провалы в памяти
http://www.proza.ru/2016/09/20/626
2. Образ совка
http://www.proza.ru/2016/09/23/753
3. Кодекс джунглей
http://www.proza.ru/2016/09/27/720

4. Свобода выбора

     — Говорить, что советское — это прошлое, корректно только с хронологической точки зрения.  —  Борис Кагарлицкий.
     Ностальгия? Да ну!.. Эта ностальгия – не по прошлому, а по настоящему, как говорил Вознесенский. Почему СССР так привлекателен? Вопрос, конечно, риторический. Но, к сожалению, не для всех.
     — В конечном счете «советское» было идеологическим и политическим выражением беспрецедентного модернизационного рывка, который, в свою очередь, опирался на достижения 300-летнего развития европейской цивилизации с её идеями Прогресса и Просвещения, — продолжает Б. Кагарлицкий.
     Которые достижения, добавлю от себя, очень и очень долго доходили до царской, азиатской России. Особенно их моральная составляющая.
     — Глубоко культурные представители высших классов и творческих слоев еще в начале ХХ века ужасались «хамам», выпущенным на волю революцией, — пишет Petrovchik в ЖЖ
     Да-да. У Гайдая есть неотразимый кадр – бывший предводитель дворянства буянит в советском ресторане: «Хамы!» 
     — Дескать, вот оно, быдло без узды, не понимающее высокую культуру и готовое пустить на самокрутки бесценные фолианты. Нельзя сказать, что высший свет и творцы были далеки от истины. Народ и в самом деле был необразован, груб, зачастую жесток. Только вот почему он таким был? Пока дворянская элита изучала языки, труды античных авторов, упражнялась в стихосложении и научных опытах, народ был занят несколько иным делом. Он от зари до зари пахал в поле, обеспечивая барина, и получая свой скудный кусок хлеба. Народ, главной заботой которого была каждодневная борьба за выживание, физически не имел возможности тянуться к высоким образцам культуры, которыми наслаждались в ту пору высшие слои общества.
     — Мы знаем единицы талантов из народа, которые, как Ломоносов, своим неистовым желанием знаний, сумели пробить себе путь наверх с самого низа. Но никто не узнает, сколько таких талантов не смогли подняться и реализовать свое предназначение. Главная заслуга большевиков заключается в том, что они, взорвав вековые препоны, допустили к образованию, науке, культуре абсолютно все народные слои. Рафинированный интеллектуал начала века, узрев этот снос препонов, увидел лишь «хама», и больше ничего.
     И что же с ней сталось, с этой новой советской, рабоче-крестьянской элитой? Куда исчезла, в чем растворилась? Из кого-чего возникли и расплодились начальники – тупые и подлые? Советская интеллигенция, жалкие остатки которой все еще можно наблюдать в природе?
     — Первое поколение Платонов из народа еще помнили, откуда они родом. Но уже их внуки, а частенько и дети, начинали себя считать некоей более высокой кастой. Называя вещи своими именами, потомки выходцев из народа начинали воспитывать в своих детях презрение к труду и людям труда.
     — Пока советское государство могучей рукой выбивало из элиты подобную дурь, отправляя эту самую элиту по заводам и колхозам с лекциями и концертами, ситуация оставалась стабильной. Распад Советского Союза довершил небывалое предательство: элита, вышедшая из народа, отреклась от него.

     — Обмануть народ очень просто — делился опытом Л. Кравчук в 2004.
     Можно понять растерянность обывателя, угодившего вместе со всеми в крутой меандр истории. Но есть же в цивилизованном обществе специальные люди, способные разобраться во всем, специально предназначенные и обученные думать. Причем не только за себя, но и за власть, и за работяг, которые горбатятся за них, мыслителей. Проникать вглубь вещей и в суть событий. Увы, советская элита оказалась не на высоте своего предназначения. Видимо, сказались генетические пороки, или пороки развития, не знаю. Интеллигенция так и не сделала осознанного выбора между конституцией и севрюжиной с хреном. Часть подключилась к «архаровцам» на распутинском пожаре, часть развлекалась на «демократических» швондер-шоу. А третий путь даже и помыслить не смогли.
     Как пел БГ – по другому поводу, но очень вовремя: «Эта страна была нашей, пока мы не увязли в борьбе». Вот только не надо тут рассказывать, что «все принадлежало КПСС, и мы ничего не значили». О другом времени можно было так говорить, но с началом Перестройки все изменилось, и оставалось только подобрать с земли то, что нам принадлежало. Не уступать своего разному номенклатурному жлобью… Эта страна была вашей, пока вы не увязли в дозволенной сверху борьбе. За что, интересно, боролись? Давайте посмотрим, на что вы променяли барственное высокомерие партайгеноссен.
     Инженеры? Утонули на барахолке девяностых. Фундаментальная наука? Рабам не положено. Высокие технологии? Только за СКВ. Литераторы, журналисты, артисты, режиссеры?.. Тоже за СКВ – идеология платит золотом! (Так и запишем: за СКВ. Сделали, значит, выбор.)  Востребованы: бухгалтеры – прятать концы и обсчитывать работяг, юристы – отжимать собственность по закону джунглей, сисадмины – обслуживать аппарат отжима и отката. Секретари, референты, менеджеры – вся дипломированная челядь… Ах, бизнес? Собственное дело! А чем оно отличается от… Определение подберите сами. «Кто потребляет продукт, для кого работаем?» – это еще не вопрос. Ответьте себе, на что работаем? На созидание или грабеж?
     Вас «сделали, как лохов», вас «поймали на халяву»… Ничего, что я так изъясняюсь? Я ведь тоже маленько одичал за эти четверть века. Но вы же меня поняли, правда?

Цитаты:

Народ и элита: история одного барьера May. 23rd, 2012 at 12:51 PM
http://petrovchik.livejournal.com/151994.html
 «Россия вновь на пороге больших перемен» 
интервью Бориса Кагарлицкого. 18:59; 02 Авг 2015