Последний шанс

Ангелина Кныш
Размышляя об этапах человеческой жизни, нельзя не поразиться совершенству и продуманности Божьего замысла, заключенного в каждом из них.
 
Человек рождается под проклятием первородного греха наших прародителей Адама и Евы, однако при крещении он получает от Бога очищающее его от всякой скверны семя Благодати Божьей. В течение земной жизни он должен взрастить и умножить это семя в своей душе, принеся в итоге достойный плод, являющийся залогом обретения Царства Небесного.

Вместо осознания этой важнейшей жизненной задачи, люди в подавляющем большинстве своем начинают жить так, будто все данное им «от природы» – их личное достояние, и они никому ничего не должны.

Должны, еще и как должны! И спрос будет очень суровым – от этого не уйти никому.

На жизненном пути люди ведут себя по-разному, но в целом попадают под категории, описанные в евангельской притче о сеятеле (Мф.13:3-9;18-23). То есть, все в течение своей жизни слышат Слово истины, но одни тут же забывают о нем, другие постоянно отвлекаются в бесконечной жизненной суете, а некоторые все же приносят добрый плод.

Однако Господь бесконечно милостив и долготерпелив – в преклонных летах Он практически всем дожившим до этого периода людям дает ПОСЛЕДНИЙ ШАНС (через болезни, потери, одиночество и т.д.) образумиться, покаяться и обратиться на правильный путь.

Почему-то принято считать, что одиночество – удел неудачников, у которых «жизнь не удалась». На самом деле, Евангелие и святоотеческое писание приводит нам массу примеров, согласно которым неудачниками с точки зрения обретения Царства Небесного являются как раз окруженные многочисленными «друзьями и почитателями» богатые (легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное (Мф.19:24) и  семейные (первостепенно угождающие мужу (жене) и детям, а не Богу (1Кор.7:32-34).

Преподобный Арсений Великий долго молил Бога, чтобы Он наставил его, как спастись, и однажды услышал голос: «Арсений! Беги от человеков и спасешься!» Став монахом, он снова молил Бога о том же и услышал голос: «Беги, молчи, безмолвствуй: это корни безгрешия».

Василий Великий утверждал: «Жизнь в браке предполагает поклонение удовольствиям. Чтение писаний, молитва и труд при удалении от мира постепенно делает человека святым».

Так что в нашей жизни все продумано свыше: пребывающий в одиночестве гораздо чаще обращается к Богу. Однако при этом важно, как человек себя ведет себя на склоне лет – ожесточается от ухудшения качества жизни, обвиняя всех и вся, или же сознает свою вину в сложившейся ситуации и раскаивается, интуитивно (до обретения веры) со слезами прося помощи у Господа. Последних гораздо меньше, но они при искреннем сокрушении сердца не останутся не услышанными Богом.

Находясь в непрестанных контактах со множеством людей, даже духовно просвещенный человек постоянно забывает (по бесовскому наитию), что каждый приносящий ему негативные эмоции встречный – лишь ОРУДИЕ в попущенных Богом искушениях. Об этом даже в молитве оптинских старцев говорится: «… не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой».

В итоге между людьми ширится враждебность, злоба, желание отомстить. Все повсеместно воюют против орудий Божьих, а по сути – против Самого Бога! Нагнетанию агрессии в обществе способствует широко распространившиеся с XX века мясоедение (поедание идоложертвенного) и блудодеяние – самые богопротивные грехи! Если раньше в эстрадных песнях воспевали страдания от неразделенной любви, то теперь зачастую в открытую воспевают половой акт или его предвкушение. Кого же тогда винить в бесконечных жизненных неудачах, как не самих себя?

Не забыть о том, что все ниспослано Богом, может лишь непрестанно помнящий о Боге.
 
Святитель Игнатий Брянчанинов в своих «Аскетических опытах» в связи с этим призывает, делая акцент на «ограждении своего жительства УЕДИНЕНИЕМ»: «Помолись о врагах твоих, и благослови их, как орудия Божественного Промысла, КОТОРЫМИ ВОЗДАНО ТЕБЕ ЗА ГРЕХИ ТВОИ во время кратковременной земной жизни, чтоб избавить тебя от заслуженного тобой воздаяния в вечности адскими муками».