Возвращение

Лауреаты Фонда Всм
ИННА БОВА - http://www.proza.ru/avtor/youmysoul - ПЕРВОЕ МЕСТО В 76-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

Она вышла из маршрутки.
Знакомая дорога, по которой она так давно не ходила. Еще пять минут, и она их увидит. Чертовски соскучилась, сто лет не приезжала. Но они всегда все понимали. Надо зайти в магазин и купить что-нибудь вкусное, то что они так любят. Маленький частный магазинчик по пути был открыт. Она зашла в небольшое помещение. Никого из знакомых продавцов не было. Ничего удивительного, ведь она уже столько лет не приезжала в этот маленький городок. Не так и далеко от дома, всего-то около 50 километров …Но, как всегда, то не было времени, то не было желания, то еще что-то мешало поездке. Она купила пакет мятных пряников, кусковой сахар, вкус которого помнила еще с детства и который практически нереально найти в больших городских магазинах. Захватила пакет лимончиков. Может кто помнит еще эти желтые круглые конфетки, голимый сахар, шарик желтого цвета, но вкус этих лимончиков часто ее преследовал. Нашла даже карамельки, которые всегда назывались “Дунькина радость”. Внутри с повидлом. Рассасываешь саму карамельку, или раскусываешь и запиваешь горячим чаем. Тоже вкус детства. Увидела “Беломорканал”. Купила сразу 10 пачек. Их тоже сто лет уже не продают. Откуда все это взялось в маленьком магазинчике? Румяная дородная продавщица, будто из советских времен, посчитала , взяла с нее сравнительно небольшую сумму и тепло улыбнулась. Вроде и купила немного, но она знала - это то, что надо, то что действительно обрадует. Она вышла из магазина..Жарко..Воды не купила. Но это не страшно. Через пять минут она будет дома, а там своя, ледяная колодезная вода, вкуснее которой нет ничего на свете. За водой к ним в дом приезжали даже с окраины, а один мужик так приезжал с бидонами из соседней деревни. Все говорят-у вас самая вкусная вода.
Она шла, мотая пакетом и думала, как сейчас войдет в прохладу дома, скинет с себя городскую одежду и оденет свой старенький ситцевый сарафан, который еще мать ей когда-то сшила. Ярко-желтый, с юбкой солнце-клеш. Когда мать его только сшила, было столько восторгов. Такого красивого сарафана ни у кого в округе не было, все девчонки завидовали. А мать сшила его за вечер да за ночь.
Ну вот, уже почти пришла…Калитка открыта. На старой деревянной лавке сидит дед. Она бросилась к старику, обняла его сухое тело.
–Дед, деда… Как же я по тебе соскучилась! Дедуль, прости меня , я не могла приехать раньше…
Она обнимала старика, вдыхая запах чего-то жаркого, будто огня из печи, смешанного с запахом крепкого табака. Она обнимала его так, как обнимают самого любимого в мире человека, крепко, но бережно. Дед гладил ее жесткой ладошкой, затем молча отстранил ее, посмотрел в глаза, грустно чему-то улыбнулся и легко шлепнул по бедру.
– Беги , пигалица, беги в дом. Бабка там пироги затеяла. Иди, поможешь ей лук потоптать, да картоху помять. Будут у нас сегодня и пироги с луком да яйцами, и пирожки нажарите с картохой и жареным луком.
Она еще раз поцеловала деда в сухую щеку и побежала в дом.
В прохладной терраске сняла босоножки и босиком побежала в избу, шлепая пятками по чистому деревянному полу. Ей всегда говорили-ну что ты топаешь как слон, ну ходи ты тише. Не топочи, а то вон шкаф трясется… Она вошла в кухню, где уже вкусно пахло свежей опарой. Запах теста…Вы его когда-нибудь нюхали? Именно тот, домашний, когда месишь тесто своими руками, бьешь его, чтоб потом пышнее стало, укрывая потом присыпанный мукой дышащий комок ..А не то, магазинное, которое и тестом то назвать нельзя.
– Ба! Я приехала! Ба! Я вам с дедой вкусненького привезла. Давай сначала чай поставим, а потом я тебе помогу.
Она кинулась на шею старухе, чуть не свалив ее, крепко обняла и зашептала на ухо...
- Ба, я тебе потом чего расскажу, только потом, вечером, когда на крылечко выйдем. Бабка ласково обняла ее, сухими губами поцеловала, как раньше, в детстве..
- Беги, пигалица, переодевайся... Давай и правда почаевничаем. У нас с дедом и колбаса есть, докторская, вкусная, как ты любишь-из морозилки.
Да,она так и любила, достать кусок замороженной колбасы, отрезать, вернее даже отпилить, тоооненький кусочек колбаски и откусывать маленькими ледышками, дожидаясь пока те растают во рту. Бабка даже хлеб держала не в хлебнице, а в пакете в холодильнике. Хотя ей казалось, что вкус хлеба от этого портится.
Накрыв на стол, они сели пить чай.
Сколько же лет этому столу... Сколько она себя помнит, столько он и стоит в доме. Она помнит, как набедокурив, гонялась вокруг стола, а бабка пыталась ее поймать с хворостиной в руке. А когда бабка начинала уже сильно кипятиться, можно было подскочить к старой тахте, на которой сидел дед, запрыгнуть к нему и уже знать-все, тут не тронут. дед никогда не разрешал ее обижать. Никогда. Даже когда она сломала его старый слуховой аппарат. Даже когда она срезала все бусинки со старой бабкиной кофты, в которой та ездила на работу. Дед всегда ее любили баловал. Она погладила рукой клеенку, старенькую, уже изрезанную..Залезла рукой под клеенку и обрадовалась. Как и в детстве, бабка под клеенкой хранила всякие важные для нее бумажки, вырезки из газет, квитанцию на оплату дома. Ничего не изменилось. Все так, как и было раньше. И ей от этого стало так хорошо, так тепло на душе.
- Дед, а давай в шахматы сыграем. Помнишь, как ты меня учил, когда я еще маленькая была ?
Она достала старую коробку с шахматами, расставила фигурки на доске. Нашла фигурку коня, посмотрела и аж охнула..Это все те же шахматы, тряпочка на дне фигурки запачкана чернилами из ручки. Это она пыталась там что-то написать, а ручка возьми да протеки... Вот тогда ей от деда досталось, но словесно. Дед ей сказал, что больше не будет с ней играть, пока она не научится беречь вещи... Долго она потом подлизывалась к старику, клятвенно заверяя что больше никогда-никогда так не будет. Ну конечно же старик простил ее, любимую внучку, и через несколько дней они вновь сидели вечером и играли в шахматы.
Что-то она отвлеклась на воспоминания..Она сидела за столом, смотрела на деда с бабкой и думала, какая же она зараза. Так долго к ним не приезжала. А они…Они такие родные, такие близкие, такие любимые. Ведь никого ближе нет. А она на столько лет забыла о них. Она самой себе пообещала, что больше никогда на такое долгое время не оставит стариков. Жуя карамельку, прихлебывая горячий чай, она жмурилась от наслаждения, будто старый кот на жарком солнышке..Кот!
– Васяяя…Васенька, Василек, иди скорей ко мне…
Здоровый кот, услышав ее голос, спрыгнул с высокой кровати в другой комнате и вальяжно подошел к ней, сел рядом и поднял голову. Иногда казалось, что он понимает каждое слово, и не просто понимает, но и пользуется тем, что слышит. Вот сказал один раз дед, что Васька стареть начал, так тот на следующее утро к дедовой кровати мышь принес…Дохлую..Типа на тебе. Сам ты старый, а я еще ого-го!
Она отрезала ломтик колбасы и сказала:
- Васенька, проси…ну, давай, проси…
Старый кот посмотрел на нее, и, будто делая одолжение глупой девчонке, начал переступать передними лапами...Затем спокойно уселся и громко мявкнул, заявив, что заработал свою порцию вкуснотени. Она дала ему кусок и улыбнулась, наблюдая как аккуратно, буквально по аристократически, кот уминал лакомство.
Выпив чаю, они с бабкой пошли на кухню, доделывать пироги. Тесто уже поднялось, умялось, еще раз поднялось. Намяв лук и наревевшись горькими луковыми слезами, она вышла на крыльцо. Бабка ляпала пирожки. Это она так говорила-наляпаю пирожков. И действительно, в ее сухих маленьких ладошках пирожки ляпались..быстро вылеплялись маленькие заготовки, которые потом становились вкуснейшим лакомством. Таких пирогов и пирожков ни у кого не получалось. Хотя она и научилась делать так же. И все отмечали, что ее пирожки были тоже вкуснейшие. Но ей самой казалось, что все равно не так. Все равно бабулькины самые вкусные. Она сидела на крыльце, гладя подошедшего к ней кота, и думала о том, сколько же она упустила. День уже подходил к концу…Из избы доносился запах жареного…Небо становилось ярко-красным от заката. Как хорошо, думала она. Надо остаться тут подольше, благо время позволяло. У нее в запасе было еще несколько дней.
Бабулька вышла к ней на крыльцо с тарелкой жареных пирожков.
– Ешь пигалица, там в одном тебе монетка на счастье, как раньше, смотри только зубы не поломай. Дед вышел к ним, сел с другой стороны, обнял ее…Она сидела между двух стариков, уминала вкуснейшие пирожки и была счастлива…
- Ба, дед, а я ведь замуж собралась…Вы не представляете , какой он замечательный. Я так его люблю. Я в следующий раз с ним приеду. У нас скоро свадьба, и я приехала вам рассказать. А без вас мы не будем гулять, мы хотим чтоб вы приехали. А он умный, а он красивый. Ба, а он такой заботливый. Дед, а он тоже в шахматы играет и , как и ты, умеет фигурки из дерева вырезать. Он мне сердечко сделал и отполировал его, только я пока шнурочек не вздела. Вот и не одела сегодня. А потом я тебе покажу. Вы посидите, я сейчас в дом сбегаю, я фотку привезла, где мы вместе. Сейчас вынесу, покажу.
Она легко вскочила и побежала в избу, чтоб достать фотографию своего любимого. И не видела, как дед с бабкой переглянулись, грустно друг другу улыбнулись, будто знали какую-то тайну. И у обоих по морщинистым стариковским щекам скатились слезы…
- Господи, какая же молоденькая, совсем ведь девчонка, жизни еще не видела…И ведь у нее совсем скоро должна была быть свадьба. Мальчик то ее жив остался, а она… Жалко то как…Вот ведь, ехали в деревню, с ее родными знакомиться…А в автобус машина врезалась, прямо по встречке ехала, водила пьяный был... Он то головой стукнулся, правда трещина в черепке – то…а она..бедная девочка..
Возле памятника стояли две женщины. Они пришли покрасить оградку, убрать мусор, да помянуть молоденькую девочку…С фото на памятнике смотрела симпатичная девочка…Одетая в ярко-желтый сарафан…Возможно у сарафана была юбка солнце-клеш…