Подвиг - как эталон жизни

Сергей Гошев
                "Я не из легенды,  я из жизни".
                (А.П.Маресьев) 
    Мне очень повезло с учителем истории. Эдуард Павлович  прошёл суровую школу жизни: сын безвинно репрессированного руководителя большого производства. Он не обладал хорошим здоровьем. Вместе с мамой его прятали родственники в сарае. Принося собаке еду, тайком в щель под дверью просовывали и им кое-что поесть. В последствии отца реабилитировали, но всё пережитое сказалось на здоровье матери и сына. Эдуард  Павлович не озлобился на судьбу, а наоборот, став учителем, помогал нам реализовывать в жизнь наши мечты, делая из нас, интернатских мальчишек, которых тоже не баловала жизнь, настоящих патриотов нашей Родины. Своего учителя мы и уважали, и любили. С большим энтузиазмом ездили мы в подшефный колхоз помогать в уборке урожая. Нам перечисляли небольшие деньги, на которые мы ходили в кино. Любили смотреть фильмы особенно про войну. Один из фильмов нас очень потряс. Этот фильм назывался «Повесть о настоящем человеке».
Мысленно переживали вместе с героем все драматические этапы его эпопеи. Тогда для нас, интернатских  мальчишек,  он стал примером и путеводной звездой по жизни. То, что Маресьев после гибели своего самолета 18 суток полз с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног он не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских барьеров, сумел  научиться ходить,  летать на протезах и еще сбить 7 фашистских стервятников.
    Я   не мог и предположить, что летом следующего года воочию увижу своего кумира и буду слушать его рассказы о подвигах его однополчан. В год 25-пятилетия Победы советского народа над фашистской Германией наш учитель организовал  поездку в Москву. Нас  разместили в спортивном зале одной из столичных школ. Впечатлений масса: посещение Красной Площади, Кремля, Мавзолея Ленина и встреча с нашим кумиром.
Мы пришли в школу.  Пионерская комната была похожа на небольшой музей. Мы стали рассматривать стенды с фотографиями, витрины с наградами и документами не вернувшихся с войны учеников школы. Так увлеклись, что не заметили, как в комнату тихо вошёл улыбающийся человек, на груди его сияла звезда Героя Советского Союза. Он поздоровался. Мы застыли от неожиданности, забыв о подарках и приготовленных речах. Пионервожатая его представила нам. Но мы всё равно стояли, с удивлением рассматривая его ноги и ботинки.  Все знали, что у Маресьего нет ног, а этот вошедший мужчина легко ходил и даже не прихрамывал. «Может это не он, перепутала вожатая?» –  промелькнула в моей голове мысль.     Заметив в наших глазах недоумение, Алексей Петрович сам начал с нами разговор. Он расспрашивал нас об учёбе, откуда приехали, какие впечатления от Москва, где уже побывали. Понемногу мы разговорились. Начали расспрашивать его и, затаив дыхание слушали его боевые рассказы, забыв о том, что он перед нами стоит на протезах. С его разрешения  я потрогал золотую звезду Героя и, перевернув её оборотной стороной, на всю жизнь запомнил её номер 1102.
     Мне запомнилось, как с благодарностью Алексей Петрович говорил о докторе.  Он рассказывал, что в госпитале с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо проходил профессор Теребинский, поинтересовался: «А этот что тут лежит?» Медсестра подняла  простыню и сказала: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!» Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени, но жизнь спасли.
     Мы слушали, внимая каждому его слову.  Нас поразила его воля к жизни. Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен.
Меня удивила скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им: "Я не из легенды, я из жизни".
     Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, - никогда не сдаваться. Это  вера в нашу способность выстоять  в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным. Маресьев - это один из ярчайших символов непобедимости России. Вот почему мы всегда будем помнить об уникальном герое, чтить, гордиться и брать с него  пример.