Мальчик и медведица

Альберт Восканян
Поужинав, он взял трость и медленно, семеня ногами, направился к балкону. Там у него было излюбленное место, где садился на стул, положив локти на перила и опустив голову на них. Он мог часами сидеть, молча смотреть с балкона на улицу. Часто он так засыпал, просыпался и снова смотрел на проходящих внизу людей. Потом супруга его громко звала, говоря, что уже поздно, надо готовиться ко сну…

В последнее время Она всё чаще приходила к нему во сне. Он просыпался в холодном поту и долго не мог заснуть. Закрыв глаза, он видел Её – большую, с бурой густой шерстью, стоящую на задних лапах и агрессивно смотрящую на него…

Вот и сейчас дед, сидя на стуле на балконе, закрыл глаза, задремал. Ему шёл 91-ый год, он плохо слышал, и поэтому его ничто не отвлекало. Разные звуки, голоса – всё проходило мимо него, и дед привык к такому состоянию. Это состояние устраивало его и никак не мешало ему вздремнуть на балконе, в кресле в гостиной, в любом месте, где он сядет…

За свою долгую жизнь дед не раз думал: «Почему Она тогда не разорвала меня на куски, почему не тронула, а, взревев, ушла?». Он не находил ответа на этот, мучивший в последние годы, вопрос…

- Вставай, пора выводить скот на выпас, – услышал мальчик знакомый, как зубная боль, голос мачехи.

С трудом открыв глаза, мальчик начал медленно одеваться. Натянув на себя залатанные рубашку и брючки, он нагнулся, чтобы одеть на босые ноги детские чарыхи*. Взяв узелок, что приготовила ему мачеха, с куском хлеба и сыра, полусонный мальчик поплёлся к хлеву, где его дожидались две коровы. Услышав его шаги, коровы приветливо замычали…

Два дня, как медведица выходила на охоту, но её ожидала неудача. Днём раньше в горах ей попался горный козёл, но последний, заметив её, резко запрыгнул на высокую скалу и мигом пропал из виду раздосадованной медведицы…

Понурив голову, медведица поплелась по лесу в направлении своей берлоги, где её дожидались два голодных детёныша. Увидев приближающуюся мать, медвежата, весело прыгая, кувыркаясь по склону горы, побежали ей навстречу, ожидая от неё пищи. Мордой оттолкнув детёнышей, медведица вошла в берлогу и легла. Медвежата, как щенята, попискивая, тыкая носами в брюхо матери, просили есть. Они второй день ничего не ели, и глаза их блестели голодным блеском. Медвежата не могли понять, почему их мать не приносит им пищу…

Мальчик вывел коров из хлева и повёл их в горы, где на пастбище росла сочная трава. Первые лучи солнца нежно касались земли, постепенно заливая ее теплым светом. Он шёл позади коров, с небольшой палкой в руках. Ему было 9 лет, он успел проучиться 2 класса. Дальше мачеха не разрешила, говоря, что надо помогать семье. И каждый день она будила его с утра пораньше, чтобы он отводил коров в горы на выпас. Возвращался мальчик к вечеру…

Сев у родника, мальчик развязал узелок, чтобы поесть, но передумал – кусок хлеба и сыра он должен был растянуть на весь день. Вместо этого он выпил холодной родниковой воды и прилёг под огромным ореховым деревом. Закрыв глаза, он старался не думать о куске хлеба с сыром в узелке, лежащем рядом с ним… Чувство голода никогда не покидало мальчика, и сколько он себя помнил, всего один раз он поел досыта. Это было, когда умерла его мать. Ему тогда было три годика. Он помнит гроб на столе и лежащую в нём женщину. Однако лица матери он не помнит, для него так и останется загадкой до конца жизни, как она выглядела…

Женщины в чёрном одеянии подходили к нему, гладили по голове, причитали, жалели его… Кто-то из них угостил его большим куском вкусного сахара, кто-то дал краюху хлеба, кто-то дал кусок мяса… Малыш тогда не понимал, что со смертью матери жизнь его кардинально изменится… Скоро в доме появилась мачеха, которая со временем родила двух своих детей. Отец мальчика подрабатывал плотником в деревнях района, чтобы прокормить растущую семью, и домой наведывался редко…

Оставив медвежат в берлоге, медведица решила, что сегодня, во что бы ни стало, найдёт добычу и накормит своих голодных детёнышей. Она вышла на тропу, где было много следов животных, нюхала воздух, в надежде, что на этот раз ей повезёт.

Прошло длительное время, и медведица уже стала отчаиваться, когда вдруг в воздухе почувствовала запах человека. Вскоре она увидела мальчика, лежащего под деревом…

Загривок у медведицы зашевелился, она понимала, что это может быть её последним шансом найти голодным детёнышам пищу. Стараясь не шуметь, осторожно ступая, пригнувшись к земле, насколько это возможно с её комплекцией, она направилась в сторону мальчика…

Мальчик лежал под деревом с закрытыми глазами и в который раз старался представить себе, как бы выглядела его мать… Он завидовал своим сверстникам, у которых были мамы, и чем взрослее становился, тем чаще мысли о матери посещали его. Мачеха его была доброй женщиной, но у неё уже были свои дети, которым она уделяла больше внимания, и мальчику приходилось вечерами помогать держать её детей…

Услышав чьи-то острожные тяжёлые шаги, мальчик открыл глаза, приподнялся на локте и увидел в метрах пяти медведицу. Он вскочил, спина вспотела, ноги стали ватными… Мальчик ошарашенно смотрел в лицо медведице, как кролик на удава, мозг отказывался ему подчиняться, на глазах появились слёзы…

Взревев, медведица встала на задние лапы, внимательно следя за движениями мальчика. Она понимала, что мальчик уже в её власти. Ей хватило бы и двух секунд, чтобы напасть на него, сбить с ног, сделать из него добычу, но что-то удерживало её от этого шага…

Медведица взглянула в испуганные глаза мальчика и уловила в них знакомый блеск. Это был голодный блеск глаз её детёнышей. Она поняла, что мальчик тоже чей-то детёныш, и его также ждёт мать…

Мальчику казалось, что он стоял перед медведицей целую вечность…

И тут зверь с грохотом опустился на свои четыре лапы, бессильно взревев на весь лес, со злости разрывая землю передними лапами… В последний раз медведица взглянула в испуганные глаза мальчика и, развернувшись, покачивая своим грузным телом, пошла по лесной тропе, ведущей к берлоге, где её дожидались два голодных детёныша…

Вечерело, становилось прохладно. Послышался голос старушки:

- Холодно уже, иди домой, пора спать…

Дед, казалось, не расслышал слов супруги. После повторного напоминания со стороны своей благоверной он медленно встал и, опираясь на трость, неверными шагами вошёл в комнату, направился к своей спальне, чтобы переодеться и лечь спать.

Он уже знал, что Она и в эту ночь придёт к нему во сне. И снова он проснётся в холодном поту и в который уже раз будет лежать в постели с закрытыми глазами, задавая себе один и тот же вопрос, на который, пожалуй, никогда не сможет найти ответа:

- Почему Она тогда не разорвала меня на куски?.. Почему не тронула, а, взревев, ушла?..

--------------------------------------------------
*Чарыхи – обувь в виде лаптей, сделанная из свиной кожи.

Август 2016 г.


http://albert-voskanyan.com/