Танки и САУ начала 2 МВ, легкие танки РККА

Лев Вишня
http://www.proza.ru/2016/10/01/208

Танки и САУ начала 2 МВ, легкие танки РККА

Как было указано в предыдущей заметке http://www.proza.ru/2015/10/29/96 на вооружении РККА находились следующие модели легких, средних и тяжелых танков:

Легкие танки: Т-60, Т-26 (однобашенная версия с 45-мм орудием), БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-50.
Средние танки: Т-28, Т-34.
Тяжелые танки: Т-35. КВ-1, КВ-2.



1. Т-60.

   Самая мощная из советских танкеток, находящаяся на грани попадания в класс легких танков. Вес 5,8—6,4 тонн. Вооружение 20-мм ТНШ, с бронепробиваемостью 15-30мм. (данные разные) и традиционный 1х7,62-мм ДТ.
   Бронирование: лоб корпуса и башни 30-35мм. борта корпуса и башни – 10-15мм.
   Мощность двигателя 70-80л.с., скорость до 40км/ч.
   Эта машина точно на уровне Panzer II и легкой немецкой бронетехники.
   Хотя в 41-ом было выпущено 1388 шт., на момент начала боевых действий этот танк не присутствовал в войсках. Был принят на вооружение и впервые появился на поле боя только в ноябре 41-го. Однако некоторые историки включают эту машину в число «сталинских армад», на самом деле его не было в армии на 22 июня.


2. Т-26.

   Про двухбашенную версию этой машины информация была дана в разделе «Танкетки РККА». В данном случае будет рассмотрена однобашенная версия с 45-мм противотанковой пушкой 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года (19-К), а затем с 1934 г., а с 1933-го уже 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К)

   Работа над однобашенным Т-26 началась лишь в 1932 году. Сборка конической башни из криволинейных бронелистов представляла сложность для советской промышленности, поэтому первая башня такого типа, созданная Ижорским заводом к весне 1932 года и предназначавшаяся для танка БТ-2, имела цилиндрическую форму. Аналогичную башню предполагалось устанавливать и на вариант «танка-истребителя» Т-26.

   С самого начала производства однобашенного Т-26 конструкторам завода № 174 пришлось разрешать ряд проблем. Одной из них было то, что надежной работы механической полуавтоматики пушки 20-К добиться так и не удалось — согласно докладу директора завода № 8, летом полуавтоматика давала до 30 % отказов, а в зимнее время — «сплошные отказы». Для устранения этого, специальным конструкторским бюро завода № 8 была введена новая полуавтоматика инерционного типа и изменены противооткатные механизмы.

   Другой проблемой стал двигатель Т-26, мощность которого, составлявшая в то время 85-88 л.с., представлялось недостаточной из-за все возраставшей массы танка, с переходом на однобашенную модификацию, увеличившуюся еще на тонну. Осенью 1932 года фирма «Виккерс-Армстронг» предложила советской стороне свой модернизированный вариант двигателя мощностью 100 л. с., но после изучения его технического описания специалистами завода № 174 было предложено провести аналогичную модернизацию двигателя своими силами. Ожидалось, что установка нового карбюратора позволит поднять мощность двигателя до 95 л. с., однако испытания опытной партии модифицированных двигателей показали их низкую надежность. Добиться удовлетворительной работы двигателя удалось лишь в мае 1933 года, дефорсировав его до 92 л. с

   Таким образом, становление облика Т-26 как легкого танка, завершилось только к 34-ому году, причем его развитие продолжалось и после этого.

  Выпускался танк одновременно на двух заводах, а именно Ленинградском Заводе № 174 и Сталинградском тракторном заводе с начала 31-го по конец 39-го.
Количество произведенных машин и поставленных в РККА не совпадает, что дает в итоге массу разночтений при конечном подсчете численности парка.
По годам, произведенные и принятые госкомиссией (однобашенная версия), изготовленные и поставленные в РККА танки (через «/»)

1933 – 693/616
1934 – 947/969
1935 – 1203/1288
1936 - 1273/1273
1937 - 550/550
1938 – 716/716
1939 – 1295/1293
1940 – 1336/1336
1941 -  произведено 47 машин, которые не были поставлены в армию.

  Итого: 8060 шт. 95% всех танков выпустил Ленинградский завод №174 и всего 183 шт. к ним добавил Сталинградский тракторный завод.

  В связи с развертыванием производства Т-50, было принято решение о завершении строительства Т-26 на ленинградском заводе с 1 января 1941 г., но завод еще успел выпустить серийно 47 шт. машин. Развертывание производства Т-50 так и не сумели завершить.

  Модели машины (без учета двухбашенных):

Т-26 образца 1933 г. — линейный танк, однобашенная версия с цилиндрической башней и 45-мм пушкой. Самый массовый вариант. Изготовлено 4666 машин. Вес машины 8,4т.
Т-26 образца 1938 г. — линейный танк, однобашенная версия с увеличенной конической башней и сварным корпусом. Изготовлено 1352 машины. Вес машины 9,4 т.
Т-26 образца 1939 г. — поздняя модификация танка имела бронирование 20 мм и 45-мм пушку образца 1938 г. и коническую сварную башню. Танков с конической башней было изготовлено 1975 единиц. Вес машины был 10,25т.
Т-26РТ — двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1 (1933), выпущено 96 машин.
Т-26ТУ — командирская версия с радиостанцией.
Т-26A — танк артиллерийской поддержки. Установлена новая, более просторная башня Т-26-4 с короткоствольной 76-мм танковой пушкой. Произведено несколько опытных образцов.

И еще некоторое количество «огнеметных» OT-26, OT-130, OT-133 и OT-134 - суммарно около 1050-1200 шт.

   Основным вооружением однобашенных модификаций была 45-мм нарезная полуавтоматическая пушка обр. 1932 г. (20-К), а с 1934 года — ее модифицированный вариант обр. 1932/34 гг.
   Пушка имела ствол со свободной трубой, скрепленной кожухом, длиной 46 калибров / 2070 мм, вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа на орудии обр. 1932 г. и инерционного типа на обр. 1932/34 гг. Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника, нормальная длина отката составляла 275 мм для пушки обр. 1932 г. и 245 мм для обр. 1932/34 гг. Полуавтоматика орудия обр. 1932/34 гг. работала лишь при стрельбе бронебойными снарядами, тогда как при стрельбе осколочными, из-за меньшей длины отката, она обеспечивала только автоматическое закрытие затвора при вкладывании в него патрона, тогда как открытие затвора и экстракция гильзы осуществлялись вручную. Практическая скорострельность орудия составляла 7—12 выстрелов в минуту.

   Ходовая часть Т-26 применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, четырех сдвоенных обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — сблокированная во взаимозаменяемых тележках по четыре, на листовых рессорах. Каждая тележка состояла из двух коромысел с двумя катками, одно из которых шарнирно соединялось с литым балансиром, в свою очередь шарнирно закрепленном на корпусе танка, а другое крепилось на двух параллельных четвертьэллиптических рессорах, жестко соединенных с балансиром. Единственным изменением подвески за время серийного производства танка было ее усиление в 1939 году за счет замены трехлистовых рессор пятилистовыми, в связи с возросшей массой танка. Гусеницы Т-26 — шириной 260 мм, с открытым металлическим шарниром, одногребневые, цевочного зацепления, изготавливавшиеся литьем из хромоникелевой или марганцовистой стали.

   Главным недостатком серийных Т-26, как и всех иных советских легких танков было противопульное бронирование. Оно состояло из 15-мм листов стали, причем только у Т-26 обр. 1939г. броня была наращена до 20мм.

  Вторым недостатком была медленная скорость, связанная с низкой удельной мощностью двигателя, которая колебалась от 11,26 до 9,27л.с./т. Как следствие, скорость была до 30 км/ч на шоссе и менее 15км/ч по пересеченной местности.

   С учетом и других недостатков (связь и средства наблюдения), Т-26 имел вооруженность и скорость близкую к французским легким танкам, но существенно больший силуэт и в два раза более тонкую броню.

  Если столкнуть на поле боя Т-26 и французский R-35, то оба танка гарантированно уничтожат друг друга на дистанции от 100 до 500 м. Т-26 будет иметь тут преимущество более мощной пушки К-20, что позволит на этой дистанции пробить броню француза. В свою очередь R-35 гарантированно пробьет тонкую броню своего противника даже более слабым орудием 37 мм SA18 L/21. Модели же R-39 и R-40 могли поразить Т-26 за счет более мощного орудия SA 38 практически на любой дистанции боя, в том числе даже на удалении в 1,5-2км (максимальное расстояние, которое позволяла оптика этих машин). Для Т-26 эти модели танков таким образом становились тактически неуязвимыми, потому что поразить их он мог только на дистанциях менее 500м, а фактически с учетом особенностей бронирования этих машин (наклон брони от 45 до 60 градусов) и того меньше - 150-200м.
  Еще хуже ситуация была с имевшими существенно большую скорость немецкими PzKpfw III, PzKpfw IV и S35 которые также поражали Т-26 на любой абсолютно дистанции, оставаясь фактически неуязвимыми даже на расстоянии менее 500 метров. Кроме того эти машины имели лучшую связь, маневренность и в два раза выше скорость и более мощное бронирование. Столкновение с таким типом танков для колонны Т-26 могло закончиться только ее расстрелом, практически без потерь для противника. Какие-то шансы у Т-26 были в бою с чешскими Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t) ввиду хрупкости чешской брони, но у чехов была также выше скорость, лучше маневренность и связь.
  Фактически единственно с кем Т-26 мог бороться успешно на поле боя в 1941-ом, кроме танкеток, были PzKpfw II.

  Сколько всего Т-26 однобашенных было (могло быть) в строю на июнь 1941-го?
Всего было изготовлено (см. выше) - 8060 шт.

  На экспорт было поставлено соответственно:
в Испанию - 295 шт.,
в Китай - 82 шт., 
в Турцию - 60 шт.
в Афганистан - 2шт. 
Итого - 439шт. все из состава танковых сил РККА.

  Потеряно было в ходе боевых действий:

Хасан (1938) - подбито 85, сожжено (безвозвратные потери) - 9
Хан Хин Гол (1939) - подбито 215, сожжено - 121
Освободительный поход в Польшу - подбито 15, сожжено 4.
Финская война (1939-1940) - подбито около 1000, сожжено, утонуло или захвачено противником - 360 шт. Любопытно, что трофеями 1939-40-г. у финнов было только 27 машин, откуда у них потом взялись остальные 85 Т-26 мне пока не ясно.

  В каждом конфликте примерно 40% машин выходило из строя по причине поломок ходовой и двигателя. Так в польском походе вышло из строя 406 машин из примерно 900 участвовавших (в ситуации 1941г. такая поломка по факту являлась безвозвратной потерей).
  Итого, к 1941 было в боях подбито или повреждено около 1315 машин, но безвозвратно утрачено только 494 танка Т-26.

  Еще порядка 800 машин ранних модификаций были списаны и разоружены по причине полного износа ходовой части и их башни уже использовались в качестве неподвижных огневых точек и дотов в укрепрайонах.

  Таким образом, к началу 1941 г. в строю могло находиться 8060-439-494-800=6327 однобашенных Т-26, из которых примерно 3000-3200 были в Западных округах (в разной степени боеготовности) и остальные на всем расстоянии от Москвы до Владивостока. Более 500 Т-26 оставались на восточных рубежах страны до конца 1945-го.

  Оценка в целом.
  Т-26 был хорошим легким танком до конца 1939г., но в ситуации резкого скачка танкостроения в начале Второй мировой войны он оказался по факту «выброшенной машиной». И причина тут не слабое вооружение, а слабая ходовая часть, низкая скорость, высокая поломкоемкость и конечно очень слабое бронирование, которое не спасало никакое экранирование. Если БТ-5 и БТ-7 пережили на Восточном фронте 41-ый, то Т-26 не пережил. К февралю 1942 он практически полностью исчез с поля боя, хотя танки модели БТ продолжили активно служить до 1944-го включительно. Правда у финнов он прослужил до конца войны, но это скорее по причине того что у них другой техники просто не было. Даже немцы не очень расщедрились для этих союзников техникой.


3. БТ-2

   «БТ» - означает «быстроходный танк». Подавляющее большинство танкеток, а также легкий танк Т-26 имели очень низкую скорость (менее 30км/ч по шоссе). Именно это обстоятельство и подтолкнуло советских разработчиков к идее «быстроходного танка» с низкой удельной мощностью двигателя выше 20лс./т.  Первым таким танком и стал БТ-2. И если Т-26 произошел от английского «Виккерс Mk.E», то БТ берет свою историю от американского танка Кристи M1940 и также как и в случае с «англичанином», «американец» также подвергся тотальной переработке и изменению практически всей конструкции, после того как был принят на вооружение Красной Армии. И точно так же эта переработка потребовала огромного времени: в случае с Т-26 на нее ушло 4 года, а с БТ уже пять лет.
   Если Т-26 изготавливался на Ленинградских заводах, то БТ выпускались на Харьковском и Сталинградском предприятиях. Первоначально предполагалось, что скоростной БТ будет «танком-истребителем»: действуя совместно с Т-26, он должен был защищать его от танков противника. Таким образом, раскрывается истинное значение Т-26 - это «танк поддержки пехоты» в концепции танкостроения окончания Первой мировой войны. У БТ была другая задача.
   БТ-2 столкнулся с массой проблем в ходе развертывания производства, даже с большим, чем Т-26. СССР в то время только начинал осваивать тяжелую промышленность, и для производства передового образца бронетанковой техники не хватало буквально всего: подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникали проблемы с производством качественной брони и формированием из нее корпуса и башен. Вскоре танк остался без двигателя — производство М-5 было прекращено. На танки стали ставить моторы, выработавшие свой ресурс в авиации, а также пришлось срочно закупать в США имевшиеся там запасы данного («Либерти») устаревшего двигателя. Закупили 2000 шт., частично тоже бывшие в употреблении. Но новые двигатели требовали ремонта, отличались невысокой надежностью и пожароопасностью.
   Крупные проблемы возникли с вооружением. Первоначально планировалось установить на танк 37-мм пушку ПС-2, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3. Однако и с производством Б-3 возникли проблемы, эта пушка выпускалась на заводе им. Калинина с большим трудом полукустарным методом. Кроме того, отработать спаренную установку пушки и пулемета так и не удалось. Это привело к необходимости перерабатывать конструкцию башни для установки сбоку шаровой установки пулемета. Однако первые 60 башен были выпущены без такой установки, и, соответственно, танки остались без пулеметного вооружения. Поскольку выпуск танков опережал производство пушек, часть танков пошла в войска невооруженными. Сначала планировалось устанавливать на танки 37-мм пушку Гочкиса, но их в наличии в достаточном количестве не оказалось. Чтобы как-то исправить ситуацию, было решено прямо в войсках вместо пушки устанавливать спарку пулеметов ДТ или ДА. Это рассматривалось как временная мера, планировалось в будущем заменить их на 45-мм пушку, но этого так и не было сделано. В итоге большая часть БТ-2 оказалась вооружена только пулеметами.
   Броневая защита танка изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, собираемой на болтах и заклепках. Броня (кроме передней части корпуса и, в какой-то мере, башни) не имела рациональных углов наклона и защищала только от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого и среднего калибра.
Но при этом эта чудо машина без пушки и брони была оснащена мощнейшим авиационным карбюраторным четырехтактным 12-цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения «Либерти» (или его производимым в СССР аналогом М-5-400) мощностью 400 л.с. Значительная часть двигателей, как сказано выше, была бывшими в употреблении.

   В итоге БТ-2 после долгого мучительного рождения послужил просто базой для разработки БТ-5 и впоследствии БТ-7. На момент начала войны этой машины в действующих частях не было, но некоторое количество оставалось в учебных частях и на базах. Всего было изготовлено 620 машин этого типа, но к моменту начала войны эксплуатировалось только порядка 336 машин в качестве «учебных».
Применение их в бою носило незначительный характер. Так в Финскую войну они участвовали несколько первых недель, причем большинство (65 из 89-и) вышло из строя, не дойдя до позиций противника.

  Общая оценка, наверное, будет такая: самодельный танк почти кустарного производства с практически нулевым, в силу ряда обстоятельств, боевым потенциалом. Материал для разработки других машин. Или «учебная машина». И не должна тут вводить в заблуждение фантастическая удельная емкость двигателя - порядка 37сл./т. Это были чужие, ломкие, авиационные двигатели «Либерти», которые практически совершенно не подходили для наземной техники по ряду обстоятельств. К 37-мм пушке Б-3 чаще всего просто не было снарядов. Так что это просто сырое «мясо» для разработки будущих моделей и более ничего.


4. БТ-5

   Промежуточная версия между БТ-2 и БТ-7. От прежнего БТ-2 была взята только сама база, корпус, который подвергся существенной переработке. На этот корпус была установлена новая башня с 45-мм пушкой К-20, аналогичной той, что была у Т-26.
   Выпуск БТ-5 на ХПЗ начался в марте 1933 года. Броня у танка была уже гомогенной, а не технической, но по прежнему тонкой, порядка 13мм.
  Вообще вопрос, почему в СССР продолжался выпуск танков с броней в 13мм. в то время когда даже у PzKpfw I она была 15мм, и даже у старичка «Рено 17/18» порядка 16-22мм? Бронирование не только танкеток, но даже легких танков в СССР было только противопульным, причем на уровне ниже уровня танкеток, не говоря уже о легких танков любого потенциального противника. В бою это «бронирование» превращалось в бич легких советских танков, которые поражались практически всеми противотанковыми средствами, которые имелись у любого противника и любым оружием, начиная от ПТР и заканчивая иногда даже обычными винтовками, не говоря уже о 20мм пушке PzKpfw II или 27-мм противотанковых пушек.  Т-26 спасали экранированием, и БТ потом пришлось спасать тем же. Фактически какая-то защищенность появилась только у моделей Т-26 обр. 38 и БТ-7, соответственно с ней и выживаемость на поле боя. Так слабая броня стала причиной массового выхода из строя вследствие огневого поражения практически всех советских легких танков во всех конфликтах, начиная с Хасана и заканчивая Финской войной. Причем Т-26 за счет неприхотливости выживали (одному из них на Хан Хин Голе влепили в лоб несколько 37-мм снарядов, разнеся на куски лобовую броневую деталь, но танк все равно остался в строю и не сгорел!), то БТ уже горели и их безвозвратные потери оказывались даже выше чем у тихоходных собратьев.
   Выпускался он до 1934, к сожалению все с тем же авиационным двигателем «Либерти», имел массу 11,5т и ту же «фантастическую» удельную емкость двигателя - порядка 37сл./т, что и БТ-2.
   Всего было построено порядка 1836 шт.


5. БТ-7.

   Настоящим «БТ» стал уже БТ-7.
   В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько измененной формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции.
   Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жесткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлиненной суженной закругленной передней частью и трапециевидной тыльной частью. Собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клепаным. Наружные стенки были съемными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колес. При движении на колесном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
  В тыльной части располагались уже «родной» карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400л.с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары для привода колесного хода, тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).
   45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемет ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулеметы, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.
   Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырехскоростной коробке передач пришла трехскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колес колесного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.
 
  22-мм наклонная под угол 60град. броня примерно эквивалентна 42-45мм вертикальной брони. Таким образом, она превосходит 30-мм броню первых немецких PzKpfw III и PzKpfw IV времен Французской кампании. Но к моменту начала войны, все эти танки получили уже 50-мм или 2х30-мм броню, более качественную, чем у советских легких танков.
  Однако в БТ-7 наконец-то была достигнута гармония между бронированием, вооружением и удельной емкость двигателя, которой не было ни у одной более ранней модели советских легких танков.

ИМЕННО ЭТО И ОПРЕДЕЛИЛО ВЫЖИВАЕМОСТЬ БТ-7 НА ПОЛЕ БОЯ!

   Только БТ-7 сумел массово пережить 41-ый год за счет достигнутого баланса вооружения, защиты и надежности двигателя и хотя выпуск его прекратился в 1940-ом году, он непрерывно был на поле боя вплоть до самого конца войны. И на мой взгляд БТ-7 нужно признать наиболее удачной советской машиной в классе «легкие танки» Второй Мировой Войны.

   Всего с 1935 по 1940 год было произведено 5587 таких машин в том числе: было изготовлено 4740 танк БТ-7, 141 - БТ-7А (модификация с 76-мм орудием),  706 танков БТ-7М (модификация с дизельным двигателем).

   Лобовая броня БТ-7 могла устоять от выстрела 27-мм немецкой противотанковой пушки или 20-мм пушки PzKpfw II, но не имела таких шансов против орудий PzKpfw III и PzKpfw IV. Двигатель был надежным и не горел как у БТ-2 или БТ-5. Танк имел отличную скорость: по пересеченной местности - 35-40км/ч, по шоссе более 70км/ч. и мог совершить бросок на 200-250 км в сутки. Удельною емкость двигателя - порядка 27сл./т следует считать как «сбалансированную». В бою БТ-7 перешел от тактики «выстрел на ходу» к тактике «танковая засада» и мог поражать PzKpfw III в борт с любой дистанции, а в лоб с расстояния 500м. PzKpfw IV после модернизации оного в 41-ом поразить в лоб он уже не мог, равно как и StuG III, но мог взять этих противников в борт, находясь в засаде. С чешскими танками Pz.Kpfw.35(t) и Pz.Kpfw.38(t) БТ-7 уже дрался на равных, даже несмотря на более толстую броню первых.
   Чаще всего БТ-7 сопровождали Т-34, защищая их от пехоты и противотанковых орудий, либо устраивали засады на танковые колонны Вермахта, а надежность двигателя обеспечила им тактическую выживаемость в первые месяцы войны в отличие от Т-26 и БТ2 и БТ-5.
   Из всех советских легких танков это была единственная модель, что пережила 41-ый и массово применялась всю войну до ее завершения.

    Всего на момент 1941 г. было произведено:

620 БТ-2
1836 БТ-5
5587 БТ-7 всех типов.

На момент 1941-го утрачено в боях было всего:

  Хан Хин Гол - 82 танка БТ-2 и БТ-5
  Поход в Польшу - потери неизвестны.
  Финская кампания -  не менее 370 БТ всех типов.

  На экспорт было отправлено около 200 машин в основном в Испанию.

 На вооружении РККА к 41-ому оставалось не более:
БТ-2 - 517 шт. (все числились как «учебные», на ходу было 336 машин)
БТ-5 - 1440 шт. (именно на эту машину пришлись основные экспортные поставки и боевые потери).
БТ-7 - 5150 шт.


  Итого на июнь 41-го у СССР было в строю в разной степени боеготовности порядка 6337 танков Т-26 и 7107 танков БТ всех типов. Т. е. примерно 13400-13500 легких танков. Примерно треть из них была в высокой боеготовности (1-3 категория) в Западных округах).

ЗЫ: статья будет дописываться, и уточняться по статистике потерь, но не производства. По производству тут конечные данные. Данные потерь по разным источникам серьезно разнятся, но конечный порядок цифр близкий.


© Copyright: Лев Вишня, 2016