Начало быть

Левицкий Николай
Посвящается, Дорогой сестричке Ирине Захаровой,
в день ее 34-летия. Многая лета, сестричка, многая лета!



1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
 
2. Оно было в начале у Бога.

3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Св. Евангелие от Иоанна 1:1-4)


                Устало.


Все устало. Надоело. Позвонили по работе. Пришлось ехать. Долго ехать в пробке. С левого на правый берег, на Борщаговку. Устал. Боясь пропустить правый поворот, принял крайнюю правую полосу. Проезжая, на эстакаде возле столба увидел соседа Славку-дурачка, которого не видел больше 20-ти лет. Он расклеивал на столбе объявления. Несколько штук он держал в одной руке. Вот ведь и для слабоумных найдется работа. Порадовался за него. А сам когда-то думал, « - ну как Славка жить то будет? А если помрет мамка, которая одна его тащила. Куда тогда Славке?» Ан нет, все устроилось и образумилось.


                Стыдно стало.


Я ведь и ехать то не хотел. Видите ли, далеко на машине, через весь город «пилять», стоять в пробках, а тут Славка-сосед и не на машине, а на своих двоих. И дело, по которому еду, для меня не сильно денежное. А тут Славка со своими бумажками, наверно за месяц меньше получит, чем я за раз, если это дельце выгорит. И не с комфортом, сидя в офисе с кондиционером в переговорном зале, а на жаре, целый день, топая ножками по разгоряченному асфальту.


                Горько стало.


Вспомнил, как в детстве обижал Славку. Эпизод из детства вспыхнул в голове шаровой молнией, оставив недоумение, как я вообще мог такое забыть? Это было во дворе многоквартирного дома, в который я с родителями недавно переехал, но уже успел со многими сдружиться. Я со своими новыми друзьями окружили Славку-дурачка. Я кричал, ему что-то гадкое, наглое и оскорбительное. Рядом ободрительно смеялись друзья. Мои друзья, не его. У него их не было. Не было никого, кто бы мог стать на его защиту. А он, повернувшись ко мне боком, ожидая удара ногой, прикрывал рукой пах. Видимо обстоятельства его так научили. Или, что вернее, еще ранее побоями научили его мои новые друзья. Я кружил вокруг него, целясь ногой, а он исподлобья наблюдая, молча, принимал все время боковую позу, продолжая защищать рукой особенно болезненное место. Я изловчился и ударил ногой. Он присел, опустил голову и заплакал. Он больше не защищался. Друзья смеялись, хвалили. Кто-то подошел из младшеньких, и подражая, ударил его открытой ладонью по щеке. Я торжествовал, но не долго, не больше нескольких секунд, и сразу как-то внутренне сник. Как будто от меня что-то ушло. Из моей души ушло, вылетело пулей что-то незаметное, но очень ценное.


                Мучительно стало.


И вот это ценное, с этим воспоминанием снова вернулось ко мне. Это была моя Cовесть. И она меня обличала.

- Но ведь это ж совсем давно было, я ж тогда совсем малой был. Лет десять-двенадцать отроду. Я еще не понимал. Я не понимал…

- Что ты не понимал?! Ты не понимал, что нельзя слабых обижать?! Тебе об этом не твердили родители, учителя, старшие?! Ты прекрасно знал, что нельзя бить слабее себя. Нельзя унижать униженных и оскорблять оскорбленных. Ты знал, но тебе доставляло удовольствие издеваться над слабоумным. Ты в своих глазах нарабатывал авторитет у новых друзей. Кстати, где они твои друзья?

- Но я изменился, я изменился, я стал совсем другим. Я другой человек, я уже не подлец.

- Так ли это?!

Я вспомнил свои измены женам, «кидок» партнера по бизнесу, отказ не единожды просящим в помощи, не отданные мною долги разным людям, которым ничего и не собирался возвращать и многое-многое другое, за что теперь стало мучительно больно.

- Господи помилуй, Господи прости. Прости меня - подлеца! Славка прости!!! И все… все ПРОСТИТЕ!!!


                Стало быть.


Я машинально свернул в нужный поворот и остановился. Все выглядело неправдоподобным и ненужным. Мои дела, моя жизнь, мои планы на будущее вмиг оказались суетным и пустым. Славка, эта трехсекундная визуальная встреча с ним за более, чем 30 километров от нашего дома, вернули меня в реальность. Неужели все, что я делал, есть только «пшик», мыльный пузырь, крик в безвоздушном пространстве, в котором не передаются звуковые волны? Неужели, я хуже слабоумного Славки?! Неужели, для Вселенной Славка, этот Славка-дурачок важнее, чем я - весь такой из себя?!! Стало быть – да!!!

Но ведь Господь не просто так дал мне эту встречу и напомнил о далеком детском грехе. О котором, я вспомнил только сейчас. Видимо, хотел моего вразумления. Стало быть, и я не полностью еще исчерпал лимит доверия?!!! И может быть, может я еще смогу все исправить?!! Не Мир вокруг себя, не Вселенную, а Себя исправить?! Стало быть – да! Это - цель. Это главное! Себя искривленного исправить - вот есть главная цель жизни. Цель - остатка жизни, пока не поздно. Пока еще не поздно...

Ум мой прояснился, сердце разорвало оковы и заныло, а в душе затрепыхалось когда-то давно забытое, но теперь заново приобретенное, что-то очень и очень ценное.

И теперь все вокруг стало другим. Не искривлённым. Не ложным. Не перевернутым. Все стало осмысленным и настоящим. Все устроилось и образумилось, и для меня в эту минуту я сам и всё вокруг НАЧАЛО БЫТЬ.