Аьбрехт Дюрер. Мужская купальня

Алина Алексеева-Маркезин
Гравюра Дюрера. МУЖСКАЯ КУПАЛЬНЯ..Около 1498г Лондон. Британский музей (Великобритания)

      По возвращению из Венеции Дюрер создал гравюры на меди и на дереве,среди них и известная гравюра «Мужская купальня."

        Мужские купальни – явление обычное в эпоху Дюрера. Прежде всего, лист интересен тем, что среди персонажей, наслаждающихся игрой музыкантов, художник изобразил себя и своих друзей, членов кружка нюрнбергских гуманистов. На первом плане – братья Стефан и Лукас Паумгартнеры. Справа (человек, пьющий из кружки) – Вилибальд Пиркхеймер.
 
           Предполагают, что человек, опирающийся на колонку с водой, изображенный слева, – М. Вольгемут. Однако существует предположение, что Дюрер трижды изобразил себя: слева персонаж, опирающийся о колонку; в центре мужчина, играющий на дудочке; на втором плане юноша за забором, наблюдающий за всей сценой.

        В то же время четыре фигуры на первом плане некоторыми исследователями рассматриваются как изображение четырех человеческих темпераментов.
Мужская фигура с цветком на первом плане представляет тип сангвиника, его визави со скребком относят к типу холерика, фигура В. Пиркхеймера представляет флегматика и, наконец, стоящий у колонки с водой – определенный тип меланхолика, традиционного спутника художественного темперамента.
Нашла очень интересное толкование этой гравюры.Одним словом мужской взгляд .Оно вам точно понравится.
Эта интересная трактовка гравюры взята отсюда
         http://www.vavilon.ru/metatext/risk4/duerer.html
          "Изображение, по видимости, носит оттенок иронический и эротический одновременно. Обратим внимание на одну деталь. Слева, опираясь на умывальник, стоит некто Вольгемут , средних лет поджарый мужчина, и с благодушным интересом смотрит на юного музыканта. Фигура расположена таким образом, что причинное его место прикрыто не только средневековыми плавочками, но поверх них - еще и краном от умывальника.

      Посмотрите на этот кран: мало того, что он до неприличия похож на часть тела, которую вроде бы прикрывает, - сходство усилено еще и тем, что ручка у него в виде петушка, символика которого - при всем разнообразии возможных интерпретаций - совершенно однозначна: это не Фронесис гностиков, не истинный проповедник Евангелия и даже не святой Петр. Это - "один из ключевых символов сексуальной потенции.., мужского начала, эротического влечения"

           Можно предположить, что художнику и его высокоученым друзьям было известно и такое значение петуха, как двойственность: жизнь-смерть, свет-тьма, чисть-нечисть. Осталось только подсказать читателю, что мужское начало бодрого старца Вольгемута направлено туда же, куда и его взгляд. И если Дюрер за забором наблюдает всю сцену сзади, а потому многого не видит, то Дюрер-музыкант вполне просекает "тяжеловесную правду", судя по тому, с какой понимающей улыбкой глядит он на Вольгемута и слегка даже загораживает своего юного друга плечом. Играет "Дюрер", между прочим, на дудке - тот еще символ"