Тенденции формирования православной периодики

Сергей Никулинъ
Тезисы научно-практической конференции
Ассоциации преподавателей и исследователей
журналистики Московского государственного
университета им. М. В. Ломоносова.
Москва, 1998 г.



     В последнее время Русская Православная Церковь, получив ряд свобод (политические, экономические), активно включилась в различные сферы деятельности общества. С каждым годом в церковной среде появляются сотни новых изданий. Если раньше права издания религиозной периодики принадлежали патриархии, то сегодня газеты и журналы издают епархии, монастыри, приходы, а так же частные лица — миряне из числа прихожан. Как правило, в качестве редакторов и корреспондентов епархиальных, монастырских и приходских изданий выступают иерархи церкви, не имеющие специального журналистского образования. Издания насыщены в основном перепечатками из книг духовного содержания, изобилуют объёмными проповедями-речами архиереев. Характерной чертой епархиальных и приходских газет является: отсутствие постоянных рубрик, непрофессиональный макет, плохой подбор шрифтов и дешёвая бумага, что делает издание безликим, непривлекательным, а быстро стареющая бумага — неопрятным на вид. Ярким примером такого издания является газета Симферопольской и Крымской епархии «Таврида Православная», объёмом 12 страниц, формата А-4, главным редактором которой является митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Большая часть материалов посвящена официальным сообщениям, связанным с деятельностью самого митрополита-редактора, имя которого повторяется на 12-ти страницах газеты по 10 и более раз: «…Митрополит Лазарь побывал в Греции…», «Митрополит Лазарь обратился к Керчанам…», «…по благословению Митрополита Лазаря издательство выпустило книгу…», «…владыка Лазарь вручил ордена и почётные грамоты…», «слово Лазаря на Божественной литургии…», и т. д. Ранее газета «Таврида Православная» называлась «Крым Православный», ныне же верующие в шутку называют газету «Лазарь Славный». Тщеславие, властолюбие и снобизм, хотя и признаются на словах церковью как грехи, но в самой среде сановников — «отцов», «духовников» «учителей» и «наставников» — процветают и культивируются. Это о них — нынешних священниках — написано в Евангелии: «…Они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!». (Матф. 23; 3 – 7). Вместо того чтобы проповедовать Евангелие, горе-редакторы в рясах прилюдно демонстрируют на страницах церковных газет свои пороки.
      Зачастую монастырские и приходские издания, выйдя в свет одним-двумя номерами и рассказав об основах веры да нуждах своей обители или храма, прекращают деятельность. И только новые проблемы прихода, которые настоятель надеется решить с помощью обнародования, вынуждают его выпустить номер-другой давно не выходившей в свет приходской газеты. Пример тому газета Свято-Успенского Бахчисарайского мужского монастыря «Новый Афон» /редактор игумен Силуан (Макей)/, или же издание общины Троице-Никольской церкви в Москве «Берсеневские страницы» /редактор иеромонах Кирилл (Сахаров)/.
      Следует отметить высокий профессиональный уровень православных изданий, редактируемых опытными редакторами и имеющих в своём штате подготовленных журналистов. Это газеты: «Православная Москва», «Русь Державная», «Православный Санкт-Петербург», «Международная Независимая Православная газета Слово», «Русь Православная», а так же ряд изданий Московской патриархии, тиражи которых за последние 5 лет значительно возросли.
      Некоторые светские издания ведут рубрики, целевые страницы, отводят православной тематике целые полосы. Так ежемесячная страница «Православный голос Кубани» /редактор Юрий Стрыгин/, публикуемая по благословению митрополита Екатеринодарского и Новороссийского Исидора в газете «Вольная Кубань», является ярким тому примером. Страница имеет много постоянных рубрик: «Из катехизиса» — разъяснение основ православия; «Энциклопедия» — всё об обрядах; «Знать и выполнять»  — заповеди Божии; «Житейские истории», «Из духовного наследия», «Проповедь» — под этой рубрикой публикуются проповеди священников; «Храмы Кубани» — рубрика посвящена истории края; «Паломничество» — о посещении святых мест; под рубрикой «Бывает и такое» печатаются материалы о курьёзных случаях; в рубрике «На память» помещены изречения святых, «Иконы Божией Матери» это рассказы о различных иконах Богородицы; рубрика «В земле Российской просиявшие» — жития русских святых. Страница имеет заголовок, набранный старославянским шрифтом, прекрасный макет и, по сравнению с одноимённой епархиальной газетой, большое разнообразие тем. Публикации сопровождаются иллюстрациями икон праздников и святых.
      Последнее время наметилась тенденция выхода на самостоятельную дорогу «страниц» или «газет в газете». Газета «Русь Православная» /гл. редактор Константин Душенов/ в течение четырёх лет (с 1993 г.) выходила в качестве приложения к газете «Советская Россия», а с 1997 года стала самостоятельным печатным органом.
      Количество периодических изданий православного направления с каждым годом значительно увеличивается, так же заметен рост качества некоторых изданий. Подобная тенденция, несомненно, приведёт к появлению в этой сфере ведущих изданий.


     С. А. НикулинЪ
     (Московский государственный университет)