Сердце друга 10

Гунаев Иса
 
*  *  *
 
Рано утром следующего дня Исмаил снова поехал в Шали за своим братом и Бесланом.
Сулиман отогнал скот и пошел по селу предлагать его на продажу.
За полцены он продал его весь. И теперь у него было масса свободного времени. Осталось дождаться дядю и отправить семью. Сулиман и сам вместе с семьей должен был покинуть Чечню. Но он твердо решил не уезжать. Он, конечно, знал - с этим вопросом возникнут  проблемы. Его попытаются убедить в том, что он обязан покинуть вместе со всеми  дом. Сулиман  искал разные предлоги, чтобы уйти к отцу.
Ближе к вечеру Исмаил приехал домой. Никаких вестей от дяди и своего брата у него не было. Вечером всей большой семьей собрались на кухне. Мадина, Сулиман с Розой, и беженцы.
- Мам, завтра Шамхан  уезжает в Ингушетию, вывозит свою семью. Может, ты с Розой поедешь с ними? – предложил Сулиман.
- Ты что? Нет, конечно. Во-первых, о дяде еще неизвестно ничего. А во-вторых, я тебя здесь одного не оставлю. Я знала, что ты попытаешься остаться. Даже не рассчитывай на это.
- Я с ним согласен, – поддержал Сулимана Исмаил. – Действительно. Может, вы -  женщины и дети, все же уедете?  Война и общая беда  Беслана и Ибрагима,  сроднила нас и мы стали одной большой семьей.  Мы с Сулиманом задержимся здесь. А как только наши  вернутся домой, мы сразу же приедем к вам.
Мадина категорически отказывалась даже слышать о том, что Сулиман может остаться дома.
Так и не приняв определенного решения, к ночи  все отправились спать.
 Исмаил расположился  в  комнате Сулимана.
- Сулиман, – поздно ночью, тихо окликнул его Исмаил.
- Да, – шепотом отозвался Сулиман.
- Салман сегодня, похоже, не смог прийти домой.
 - Да. Отец пришел бы, будь у него хоть малейшая возможность. Видимо, он далеко сегодня от нас.
В воздухе повисла пауза, и пустота легла на душу Сулимана. Такого ощущения бессмысленности он прежде никогда не испытывал.
- А почему ты вспомнил о нем? – спросил Сулиман.
Исмаил приподнялся и сел на кровать. Сулиман проделал то же самое.
- Я выйду, покурю, – сказал Исмаил.
- Да кури здесь. Сядь у окна, если хочешь. Почему ты спросил об отце?
Мужчина поднялся, подошел к окну, открыл форточку и закурил.
- Сулиман, – сказал он после нескольких глубоких затяжек. – Нам с тобой нужно поговорить, по-мужски.
Сулиман насторожился, затем соскочил с дивана и подошел к окну. Он понял, что Исмаил хочет сказать что-то важное.
- Я думаю, что мы зря ждем Ибрагима с Бесланом.
- Не понял. Почему это? – спросил Сулиман.
- Ты мужчина, Сулиман. Идет война. Нужно быть готовым к любым новостям. Не буду говорить об интуиции. Иногда она подводит. Но судя по слухам, – после небольшой запинки сказал Исмаил, – их уже нет в живых. Я хотел дождаться Салмана и поговорить с ним об этом. Но нам нельзя медлить ни секунды. Женщин и детей нужно срочно переправить в Ингушетию или в Дагестан. С каждым днем здесь находиться все опаснее и опаснее.
У Сулимана пересохло в горле. Он не мог и слова выдавить. Слушал Исмаила, затаив дыхание. Сулиман и представить себе даже не мог, что дядю могут убить.
- Откуда у тебя такая информация? Это не может быть ошибкой? – наконец спросил он.
- Очень хотелось бы, чтобы это было ошибкой. Вместе с ними был задержан и один человек, родственник которого занимает какую-то должность в правительстве. Его труп удалось забрать родным. И нам сообщили, что многих, кого в тот день задержали, увезли в Грозный. А там расстреляли и закопали. Беслана и Ибрагима тоже увезли в город. Это я точно знаю.
Сулиман вернулся на свое место и сел на диван, обхватив обеими руками голову.
- Я не верю, что дядю убили,  – сказал он.  – Его не должны убить.
- Я тоже, очень на это надеюсь. Будем ждать, искать и надеяться, что это ошибочная информация. Что нам еще остается? Первое, что мы сейчас должны сделать, так это отправить женщин и детей в безопасное место. Ты вроде говорил, что кто-то из ваших родственников завтра уезжает?
- Да.
- У меня есть небольшая сумма денег. Я оставлю некоторую часть себе, на поиски брата и Беслана, а остальные отдам женщинам. Нам нужно отправить их завтра с ними.
И снова в комнате воцарилась зловещая тишина. Исмаил продолжал стоять у окна. Он курил одну сигарету за другой. Сулиман неподвижно сидел в той же позе.
- Да, – сказал он, наконец.  – Я продал сегодня остаток скота. Так и сделаем. Отправим их. Но у меня к тебе просьба.
- Какая?
- Помоги мне уговорить мать оставить меня дома. Я не могу с ней больше говорить на эту тему. Ты же сам видишь, что меня она и слушать не желает, когда об этом заходит речь? Пойми меня. Отец на войне, с дядей неизвестно что. Я не могу вот так вот – взять и уехать!
- Я тебя понимаю. Так и сделаем. Рано утром пойди к своему родственнику. Я поговорю с Мадиной и подготовлю женщин с детьми к отъезду.
На том и порешили. Сулиман прилег на диване. Исмаил выкурил еще несколько сигарет и тоже лег спать.
 
*  *  *