Сердце друга 3

Гунаев Иса
 
 Долго не мог уснуть в ту ночь Сулиман. Он спали в одной комнате с отцом и Бесланом.
Ему было стыдно вспоминать, что несколькими днями раньше он считал, что его отец струсил. Отец, которым он так гордился, ветеран, а во время войны на родной земле предков сидит дома. Даже похоронив немалое количество своих родственников, он не уходил на войну. Сулиман настолько восхищался всегда мужеством и отвагой своего отца, что был уверен: если  отец уйдет на войну, уже имея опыт ведения боевых действий, то сможет  как-то повлиять на ход самой войны и в корне изменить ситуацию.
Но Салман почему-то тогда был дома и занимался хозяйством. В их семье не было оружия.  Даже пистолета, тогда как ни с его приобретением, ни ношением и хранением в Чечне на тот момент не было никаких проблем. Салман не любил оружие. Наверное, после многих лет, проведенных с оружием в руках, устал от такой жизни. И хотел жить, не думая о войне.
До сих пор желавший, чтобы отец ушел на войну и забрал его с собой, Сулиман теперь готов был на все, лишь бы отец не уходил из дома. Он не стал его уговаривать,  взять и его с собой. Потому что знал, что Салман уже  все решил по-своему.
Утром следующего дня Сулиман застал  в комнате лишь дядю, который спал, как убитый. Видно тоже долго не мог уснуть ночью.
 Было непривычно тихо. Не слышно ни единичных выстрелов, ни автоматной очереди, ни гула  самолетов.   Наверное, это и было причиной крепкого сна Беслана.
Когда Сулиман  вбежал на кухню,  он увидел только мать и младшую сестру. Мать сидела за столом,  о чем-то задумавшись.  Сестра Роза, с  тревогой смотрела на Мадину, держа ее за руку.
- Где отец? –  вскрикнул Сулиман.
Мать резко повернула голову и грустными глазами посмотрела на сына.
- Не кричи, дядю разбудишь. Ушел твой отец, - едва слышно ответила Мадина. – Не смогла я его удержать.
- Куда ушел? – спросил Сулиман.
Они с матерью еще несколько секунд смотрели друг другу в глаза. Ничего не надо было отвечать. Все и так было ясно.
- Иди, умойся и садись завтракать. Как проснется дядя, вам нужно будет попробовать продать оставшийся скот.
- Где мы его продадим? Кому он сейчас нужен? Кто его сейчас купит? У людей нет денег. А те, у кого они были, давно уже покинули республику.
- Ты будешь присматривать за скотом, а дядя поедет в Шали. Искать покупателя. Конечно же, вы не будете его отгонять сейчас на базар.
Как только дядя проснулся, он позавтракал и поехал в Шали на рынок, искать покупателя.
После обеда он приехал домой на грузовой машине. За ним следом подъехал легковой автомобиль, в котором сидели трое мужчин. Сулиман в это время находился на пастбище за селом. Он не отгонял скот далеко, потому что лесной массив периодически подвергался артиллерийскому и авиационному обстрелу.
   Покупателей пригласили в дом к столу. После сытного обеда, Беслан с покупателями поехали на пастбище.
У семьи Салмана на тот момент оставалось пятнадцать голов крупнорогатого скота. Прибыв на пастбище, клиенты принялись за осмотр живого товара. Начался торг.
Сулиман был готов отдать хозяйство за любую цену с учетом всех обстоятельств. Лишь бы поскорее избавиться от всего того, что сейчас было обузой и получить наличность, которая была необходима для того, чтобы решить вопросы переезда семьи и беженцев, нашедших приют в доме Салмана. Однако, дядя не торопился расставаться с хозяйством за копейки. Потому что не знал, что будет дальше, куда они поедут и как их примут. Будущее было неопределенным и деньги сейчас были нужны как никогда.
 Но покупатели приобрели всего лишь  восемь голов скота. Их погрузили в кузов грузовика.  Дядя продал им  еще небольшое количество стройматериала.
 
*  *  *