Роясь, в старом родительском комоде

Генна Влас

Уже почти год прошло с тех пор, как ушла из жизни моя мама, Полина Тимофеевна. Всю жизнь она звалась Полиной. Даже все паспорта, кроме последнего, у неё были на Полину. Вот, только по метрикам выходило, что она Пелагея. Она прожила длинную жизнь, пережив своего мужа, моего отца, на целых тринадцать лет. Последние годы часто болела. Ну, а кто не болеет на грани девяноста лет?
Разобрал я после её похорон старые фотографии, документы, нужные и уже давно не нужные бумаги, хранившиеся десятилетиями в её комоде. На первых порах, не особо вникая в бумаги, посчитал, что то, что ещё может пригодиться, надо забрать и сложить в свой ящик. Теперь иногда достаю это что-то из своего ящика, оцениваю и вспоминаю прошедшее.
Вот, например, удивительная книжица, размером с российский паспорт, с обложкой какого-то землисто-коричневого цвета. Никогда не угадаете, что это за книжку хранила в своём комоде моя мама несколько десятков лет.
Это «личная книжка пионера», как написано на обложке.  Когда-то она была выдана мне – второкласснику, видимо, при вступлении в этот замечательный союз. Это я здесь пишу, без какой бы то ни было иронии. Добрые и поэтичные произведения замечательного писателя Аркадия Гайдара одухотворяли этот союз в лице его несравненных героев: Мальчиша – Кибальчиша, да Тимура с его командой. А противники этих положительных героев – безумно колоритные и такие же симпатичные, как Мальчиш – Плохиш и Мишка Квакин, являли собой прототипы тех, кого пионерам нужно было перевоспитывать.
Ведь это Мишка Квакин пропел у Аркадия Гайдара экспромтом:

Пионеры юные,
Головы чугунные …
Сами оловянные –
Черти окаянные.

Может, я что-то здесь путаю, и этот выдающийся стишок сочинил уже Егор Гайдар (вот, насмешка истории) вместе со своим другом-соратником, Анатолием Чубайсом?
Многие теперь даже не представляют себе, что может быть записано в личной книжке пионера.
А там, кроме имени и фамилии самого пионера, есть строка с указанием времени вступления в эти самые пионеры. Ниже располагаются дополнительные строки: пионерская дружина, отряд, звено. Оказывается (для меня теперь стало открытием), я был причислен к отряду номер 8, в звено номер 1.
А помнит ли кто теперь «торжественное обещание юного пионера Советского Союза»?
Оно начинается так:

Я, юный пионер Советского Союза,
перед лицом своих товарищей
торжественно обещаю:

1) Горячо любить свою Советскую Родину;
2) Жить, учиться и бороться,
как завещал Великий Ленин.

Ну, что? Есть ещё среди нас клятвопреступники?
Если даже отбросить из этого текста, утратившие своё былое значение слова, то, всё равно, чувствуете, как сильно написано: «перед лицом своих товарищей торжественно обещаю». Это обещание не просто самому себе под нос, а прилюдная клятва. Нарушишь – позора перед своими товарищами не оберёшься.
Кроме присяги, в этой удивительной книжице:
1) Законы юных пионеров Советского Союза;
2) Примерный перечень умений и навыков для пионеров;
3) Отметки о выполнении по обязательствам: а) для первой ступени;
б) для второй ступени; в) для третьей ступени.
Например, во второй ступени указано: уметь бегать для мальчиков 60 м за 10,0 с; для девочек: 60 м ----------- за 11,0 с.
На третьей ступени (средний возраст 12 лет) пионер должен, например, из большого перечня «должен»:

1) Уметь находить и устранять неисправности в электронагревательных приборах;
2) Изучать мотор и по возможности! Уметь управлять какой-либо машиной, трактором, мотоциклом и т.д.;
3) Вместе со своей дружиной должен помогать взрослым в уборке урожая, на стройке или в других видах общественного труда;
4) Обязан - собирать и записывать народные пословицы, поговорки, частушки, народные песни, сказки.
Ну, а в самом конце этой удивительной книжицы:
1) Отметки о поощрении пионера;
2) Решение совета дружины о рекомендации пионера для вступления в члены ВЛКСМ.
А, вот, и мои старые фотографии, которые мать хранила в чёрном пакетике, вероятно, полученном когда-то от профессионального фотографа. Как ни странно, чёрно-белые фотографии довольно хорошо сохранились.
Вон, я под новогодней ёлкой. А на голове у меня шлем. Или же – картонная шапка, окрашенная и выкроенная под рыцарский шлем. А на месте подлокотников – латы. Очень похожие на настоящие. В руке же у меня меч. Нет, не сабля, а самый, почти настоящий меч.
А в центре, под ёлкой, наша удивительно прекрасная учительница начальных классов, Екатерина Александровна – военная зенитчица. Она держит свою умную и красивую голову чуть-чуть с наклоном влево – результат фронтовой контузии. Это она, не жалея своего личного времени, репетировала с нами, младшими школьниками – пионерами различные интермедии и театральные постановки. Вот следующая фотография, где я стою в картонном колпаке, украшенном «золотыми» и серебряными звёздами. Из-под моего школьного костюмчика выглядывает светлая манишка с кружевным воротничком. Я выставил вперёд свою правую руку и произношу заученный на репетициях у Екатерины Александровны текст. Напротив меня, поменьше меня росточком, стоит другой конферансье , Толя Синицын. Он в большой кепке, типа «А ля Попов». Мои щёки пузырятся на фотографии. Они густо накрашены соком красной свеклы.
Вы думаете, что я давно забыл, что тогда произносил. Вы правильно думаете. Но забыл я не всё. Вот, это, например, до сих пор помню:
- Не смейтесь над нами!
И все зрители дружно смеются.
- Пройдёт немного времени, и мы станем такими же знаменитыми, как Штепсель и Тарапунька, как Шуров и Рыкунин. О нас заговорит вся наша огромная страна.
Страна не заговорила, не знаю уж, к сожалению или к радости. Но кто теперь знает что-то о таких, очень популярных в то время, артистах, как Шуров и Рыкунин?
А, вот, и ещё удивительные маленькие книжечки – сокровища маминого рундучка.
«Ударник коммунистического труда», выданный мне 6 апреля 1978 года. Это членский билет №1021579.
А, вот, и моя членская книжечка от «Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов», выданная в 1976 году. Там и отметки об уплате членских взносов: 40 к, 40 к, … 40 к, с подписью начальника патентного бюро, Войновой.
Да, здесь же, ещё более удивительная книжечка: «научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова» Членский билет № 8420049. Членские взносы за каждое полугодие по 60 к. Это же надо!... Я был в том обществе почти восемь с половиной миллионным. А теперь, не знаете, сколько в нашей стране радиолюбителей осталось? И я не знаю. Может быть, их совсем теперь в стране не осталось. Не слышно про них ничегошеньки.
А это, что за письмо в конверте среди старых фотографий? А на конверте адрес, написанный ровным каллиграфическим почерком: Приморский край, г. Артём – 5, в/ч № …. И моя фамилия.
Нет, это не мамин почерк. Его я хорошо знаю. Боже ты мой, да это же письмо мне в армию от Леночки. Я тогда привёз из армии целый пакет её писем, накопившихся за три года нашей переписки. Я же после демобилизации их в родительский комод и положил. Там, ведь, и фотография её была. Здесь её нет. Наверное, когда я уже женился, мама куда-то все её письма убрала, а вот одно оставила на память. Правильно всё она сделала.
Когда я женился, Леночка уже точно замужем была. Не ждать же ей было бесконечно сомневающегося и неустроенного человека из другого города со своими постоянными проблемами. Недаром же у нас говорят: "С глаз долой - из сердца вон".
Как сложилась судьба той, моей, Леночки мне уже никогда не узнать.
Спасибо тебе, моя милая мама, Полина Тимофеевна, что ты так долго хранила в своём старом комоде удивительные для большинства нынешних людей документы, книжечки общественных организаций и старые, но такие родные и милые фотографии.
Царствие тебе небесное, моя мама!
30 сентября 2016 года.