Хрустальный замок

Александр Малашевский

Философская сказка

В одном маленьком городке, что располагается в самом центре Средневековой Европы у подножия седых Альп, есть небольшой, уютный магазинчик игрушек, сувениров и разнообразных древностей. Если вам случиться побывать в Средневековье, и вы не будете слишком сильно заняты, загляните туда посмотреть на редкую диковинку: Хрустальный замок, созданный в незапамятные времена.
Создатель Хрустального замка был настоящим Мастером, поэтому нам, его далеким потомкам, неизвестно его имя. Если вы склонны восхищаться мастерством какого-либо художника, поэта или ваятеля, имя которого у всех на устах, пусть ваше восхищение будет умеренным, и не займет много места в душе. Оставьте большую часть восхищения, почтения и всевозможного преклонения для скромных и никому не известных Мастеров.
Настоящему гению не по пути с вздорной и жеманной Славой, эта коварная богиня приходит к гордецам и пустозвонам, чтобы искусить и погубить их заносчивую душу. Настоящий Мастер должен исповедовать скромность и нищету, только тогда он может рассчитывать, что его не покинет гениальность. Как от чумы бежит такой бессребреник от поклонников и ценителей искусства, и чтобы случайно не стать знаменитым, он отказывается от имени, которое дали ему отец и мать. Он вынужден покинуть родной дом, и родину, чтобы всю жизнь провести в скитаниях.
Давным-давно такие странствующие ремесленники, свободные поэты и художники объединялись в гильдии, союзы, сообщества, чтобы поддерживать друг друга. Слава об одном таком союзе свободных каменщиков докатилась до наших времен. Но сколько небылиц, сплетен и легенд рассказывают теперь о масонах, членах этого союза! В этих сказках нет и слова правды: масоны не были магами и чернокнижниками.
Это были простые мастера-каменщики, каких и сегодня немало на земле. Может быть, они и знали одну тайну, которая позволяла им жить счастливо, но они не скрывали ее от посторонних и делились своим секретом с каждым встречным. Идет, например, масон по дороге, несет в своей рваной сумке инструмент каменщика, Библию и краюху хлеба – все свое имущество. При этом он распевает веселые песни и то и дело сходит с дороги, чтобы полюбоваться на цветы или послушать птиц. Не скоро он доберется до ближайшего селения, если будет так отвлекаться.
Навстречу ему попадается тяжелая телега крестьянина, который едет с ярмарки. Телега полна всякого добра – крестьянин зажиточный и хорошо поторговал в это воскресение. Вместе с ним едут его работники, крестьянин боится разбойников. И вот он видит масона, останавливается и спрашивает из любопытства: чему он так радуется, почему поет веселую песню? Может он выиграл крупную сумму в лотерею, или ему пообещали легкую и денежную работу? Крестьянину не давал покоя вопрос: почему нищему масону всегда весело, а ему, имеющему многое, постоянно не до смеха?
Масон отвечает простодушно, что если бы он не радовался жизни, то давно бы умер от всех невзгод и несчастий, что выпали на его голову. Радость – это его деньги, его хлеб, когда нет ни того, ни другого. Крестьянин не понял его и возразил, что ни один нормальный человек не будет радоваться жизни, если он голоден и не имеет приюта.
- Ты, наверное, смеешься над нами, паршивый каменщик?
- Что вы, уважаемый господин земледелец. Я говорю истинную правду. Тот, кто хочет быть счастлив и будет счастлив, а несчастлив только тот, кто этого сам желает…
- Ах, вот как! Считай, что ты сам накликал себе несчастье, своими глупыми байками! – воскликнул разгневанный крестьянин, схватил дубинку, предназначенную для защиты от разбойников.
Тут и работники похватали своё дубьё.  И остался счастливый масон лежать у дороги с пробитой головой. Вот почему со временем масонская ложа стала тайной. Люди больше не хотели беззаботно радоваться жизни и смотрели на тех, кто сохранил радость жизни, как на сумасшедших, или бунтовщиков.
Но вернемся к нашему безымянному Мастеру, легендарному создателю Хрустального замка. Однажды он забрел в городок, о котором мы упомянули в начале повествования. Ему очень приглянулась живописная долина, в которой располагался городишко, и он решил остановиться в доме члена гильдии Мастеров золотых и ювелирных дел. В те времена лишь немногие Мастера оседали на месте, заводили домашнее хозяйство, мастерские и подмастерьев. Остальные братья по гильдии смотрели на них косо, как на нарушителей традиции.
Мастерская настоящего Мастера должна помещаться в дорожной котомке. Только от немощи, отсутствия таланта и правильного отношения к жизни человек начинает придумывать сложные машины и приспособления. Все что нужно человеку для полноценной жизни он может создать своими руками, при помощи нехитрого инструмента. И самое главное: Сила Разума должна проникнуть в изделие через внимательные и чуткие руки Мастера, только тогда вещь будет служить добру.
Мастер Камня, так иногда называли нашего героя друзья за то, что он являлся продолжателем наследственной линии древних мастеров-камнерезов. Как правило, только от отца к сыну передавалось это ремесло, но не от жадности древние мастера не обучали никого, кроме близких родственников. Просто человек чужой крови не мог получить в дар умение обрабатывать любые камни, драгоценные и полудрагоценные, практически голыми руками. Это был чудесный дар, схожий с волшебством, и научиться этому было невозможно, можно было только передать от одного любящего сердца к другому.
Первое время, по прибытии в город,  заказов у Мастера было немного, и он решил смастерить что-нибудь для себя, для души. Вскоре Мастер ушел на несколько дней в горы и вернулся с небольшим обломком горного хрусталя. Еще целую неделю его не было видно, он сидел, запершись в мастерской, затворив дверь на ключ и закрыв все ставни на окнах. И вот, наконец, однажды, утром Мастер распахнул окна, чтобы впустить солнечный свет и свежий воздух в затхлую атмосферу комнаты. На столе красовалась новая работа: хрустальная девушка в легком прозрачном платье, облегавшем стройное тело. Первые лучи солнца упали на горный хрусталь и  божественный свет хлынул в глубину камня, наполняя его жизнью.
Вместе с утренней свежестью и запахом распускающихся цветов в комнату влетела маленькая цветочная фея. Она увидела хрустальную девушку и остановилась в воздухе как вкопанная, так ее поразила красота статуэтки: «Вот так чудо! Какая совершенная, точеная фигурка. Очень милое личико, также прелестны длинные волосы, развевающиеся на ветру! Такую красоту я видела только один раз в жизни, когда однажды заглянула в магическое зеркало, отражающее бесплотные тела эльфов! Наверное, и сейчас я вижу свое отражение».
Эльфы не знают что такое скромность, впрочем, это не очень им вредит, так как они простодушны и совсем не умеют лгать. В словах и звуках речи заключается огромная магическая сила – сила мысли, и только люди лишены этой силы, так как очернили себя ложью и хитростью. Поэтому каждая мысль феи или эльфа сразу же становится реальностью. Только фея подумала, что хрустальная статуэтка всего лишь ее отражение, как ее маленькая душа погрузилась в глубины хрусталя. Таким образом, хрустальная статуэтка обрела душу и жизнь.
Фея покрутилась, повертелась внутри статуэтки и нашла свое новое тело просторным, чистым и светлым. Затем в комнату вошел хозяин мастерской, его подмастерья и домочадцы – посмотреть на работу Мастера Камня. Все восхищались красотой Хрустальной Феи, говорили что она «как живая». Фея немного недоумевала, почему «как живая»? Но в остальном ей очень понравилась новая жизнь, особенно восхищение окружающих.
Ночью фея приснилась Мастеру и поблагодарила его за чудесное тело из горного хрусталя. В пылу благодарности фея назвала Мастера папой. Так бездетный Мастер обзавелся маленькой дочуркой. Сами знаете, сколько хлопот с детьми: Хрустальная Фея не была исключением. Не успели слова благодарности слететь с ее уст, как Мастер услышал первые капризы и жалобы.
Оказывается, маленькая фея проголодалась, а питалась она цветочной пыльцой, совсем как пчела. Понятное дело, ни один цветок не выдержит теперь ее каменное тело. Что же ей, умирать от голода? Мастер успокоил «дочурку» и пообещал немедленно отправиться в горы за материалом, чтобы изготовить множество каменных цветов.
Работа закипела. Все дни напролет Мастер сидел в мастерской, изготовляя каменные цветы. Когда лазурит, малахит, обсидиан, кошачий глаз и другие полудрагоценные камни закончились, на столе мастера расцвел чудесный каменный сад. Здесь были розы, пионы, хризантемы и полевые цветы. «Как все это можно было изготовить из камня? Уму непостижимо!» - говорили посетители мастерской. Слава о мастерстве приезжего камнереза разнеслась по окрестностям.
Теперь у Мастера было много заказчиков, и все они были людьми не бедными. Однажды заехала в мастерскую знатная дама, ее сопровождали многочисленные слуги, ловившие каждое ее слово. Прямо в мастерскую она привела своих болонок, с которыми не желала расставаться ни на минуту. Собаки вились у ее ног, лаяли на Мастера и всячески выражали свою собачью любовь и преданность. То же самое делали и слуги.
Маленькая фея была очарована манерами знатной дамы, а также обхождением и подобострастием, окружавшим ее особу. Как только наступила ночь, и Мастер уснул, она бросилась к нему в сон и с жаром стала расспрашивать «папочку» о прекрасной посетительнице.
Мастер рассказал то, что знал. О том, что знатные и богатые люди живут во дворцах или замках, окруженные роскошью и множеством слуг. Конечно, он говорил дочери, что это все пустая трата денег и времени. Что лучше любого дворца хижина в лесу, где человек находится в великолепном храме природы. Но непослушная фея умоляла немедленно изготовить ей хрустальный замок, а также хрустальных слуг и все прочее. Или «папочка» больше не любит ее?
Снова Мастер засобирался в горы, и на этот раз сомнение закралось в его душу. Найдет ли он достаточное количество горного хрусталя? Надо уточнить, что Мастер всегда отправлялся в горы после того, как  задумывал очередную работу. Он всегда искал именно тот камень, что более всего подходил для его замысла и никогда не брал по дороге других камней.
Камни – тоже живые существа. Они живут в горах, каждый на своем любимом месте: на осыпи, склоне или на дне ущелья. Все камни ужасные домоседы, и поэтому людям бывает так сложно отыскать в горах драгоценности: камни от них прячутся. Однако в котомку Мастера камни отправлялись с удовольствием. Когда он поднимался в горы, он думал о том произведении искусства, что собирался изготовить. Камни чувствовали его замысел, они сами подзывали его к себе.
«Возьми  меня! Возьми меня!», - кричали камни наперебой. «Я буду очень послушным и понятливым материалом, тебе будет приятно со мной работать!» Так что Мастеру не приходилось долго плутать в горах. Он приходил в кладовую Всевышнего Творца, в которой всегда было всё, что ему нужно. Он выбирал один камень и с молитвой спускался в долину.
Вот так появился на свет знаменитый Хрустальный замок. Приходилось накрывать его на день платком, чтобы посетители, заходившие в мастерскую, не торчали у стола целыми днями напролет. И только на ночь Мастер снимал покрывало, и Хрустальная Фея принимала в своем Хрустальном замке своих друзей: эльфов и фей. Всю ночь напролет они пировали за хрустальными столами, отдыхали на хрустальных диванах. И мебель, и внутреннее убранство, - все было вырезано Мастером с огромной точностью, и с изысканным вкусом.
Потом гости гуляли в каменном саду, где деревья, со стволами из золотой проволоки и листьями из тонких чешуек малахита, стояли на берегу обсидианового озера. По озеру плавала стая ручных турмалиновых уток. Рыжий янтарный пес – верный друг хозяйки замка, с громким лаем гонял зверей и птиц в каменном лесу. Все здесь жило и радовалось жизни в соответствии с замыслом Творца.
Как ни скрывал Мастер свое творение, вскоре к нему в мастерскую повалили толпы любопытных. Поэтому однажды многочисленные посетители обнаружили мастерскую пустой. Мастер ушел, и никто не видел, когда это случилось, и куда он направился. Также исчез и Хрустальный замок, что стало причиной многочисленных пересудов. С самом деле, не мог же бродячий Мастер унести каменный замок в своей котомке?
Но вскоре Хрустальный замок нашелся в витрине одного маленького магазинчика, торгующего всякой всячиной. Оказывается, ночью Мастер на повозке привез драгоценное изделие хозяину магазина. Он отдал диковинку совершенно бесплатно, с одним условием. Хрустальный замок не подлежит продаже. Хрустальная Фея всегда будет жить в своем замке, а замок будет находится в витрине магазина, также неотделимы от замка и все деревья, цветы, животные, птицы и пр.
Если хозяин честно будет выполнять это условие, ему обещано Мастером процветание и благополучие на долгие годы. Если его дети тоже будут соблюдать договор, тогда удача и богатство будет сопровождать их до самой смерти, также как отца. Так все и вышло. Вскоре маленький незаметный магазинчик стал главной достопримечательностью города. Да что там города! Со всей концов страны приезжали люди полюбоваться на Хрустальную Фею и купить на память сувенир.
Центр города как то незаметно переместился к магазинчику, который теперь назывался «У Хрустальной Феи». Старые здания снесли и сделали у магазина большую площадь, фонтан и башню с часами. Гостиничный бизнес, торговля и прочие сопутствующие занятия процветали в этом городке, принося богатство не только хозяину магазина, но и всем горожанам. Конечно, Хрустальная Фея знала об этом и считала это полностью своей заслугой.
Она иногда обижалась на не очень почтительное обращение посетителей, которые позволяли себе называть ее «игрушкой» или «куклой». Дети непременно тыкали в стеклянную сферу, закрывавшую замок и его обитателей, грязными пальцами, испачканными в мороженном и шоколаде. Еще фея боялась, что хозяин не сдержит слово и продаст ее замок одному из настойчивых покупателей. Они предлагали такие суммы, что у хозяина потели руки и колени тряслись мелкой дрожью от жадности и страха.
Но, слово данное Мастеру не отпускало его душу. Тем более что Мастер был очень вежлив, и ни сказал не слова о тех бедах, что падут на голову лавочника, если он нарушит обещание не продавать Хрустальный замок. Поэтому воображение хозяина рисовало самые жуткие беды, вплоть до вечного проклятия души.
В конечном итоге страх перед магической Силой Мастера победил, замок не был продан, и после смерти хозяина перешел по наследству к его детям, без права деления и продажи. Теперь Хрустальную Фею охраняли Закон и государство, множество юристов, нотариусов, судьей и полицейских. Фея обрела долгожданный покой и уверенность в завтрашнем дне, то есть простите, в завтрашней ночи.
Когда на небе зажгутся звезды, и взойдет луна - солнце волшебников, Хрустальная Фея проснется в своих прозрачных покоях, выглянет из витрины магазина на площадь, и увидит отключенный на ночь фонтан, темную громаду городской ратуши, с не спящими никогда часами на башне. Она будет дожидаться, когда из темных переулков появятся ее братья и сестры, спешащие к ней в гости. Если же эльфы забудут о своей городской сестре, заигравшись на душистых лугах и лесных полянах, она пригласит в свой замок игрушки, стоящие на полках магазина.
И все игрушки, в которые рукой одного из Мастеров вложена живая душа, спустятся со своих мест, чтобы иметь честь быть представленными сиятельной даме, хозяйке Хрустального замка. Кто из них может похвастаться таким домом? У кого тело создано из материала, которому нет равных в подлунном мире. Горный хрусталь практически вечен, он неподвластен течению времени. О чем беспокоится счастливой Хрустальной Фее? Какие заботы и тревоги могут посетить ее хрустальное сердце, которому уготована вечная жизнь?