Созидание Глава 8 1967 г. Часть 2 командировки

Дудко 3
АЭРОПОРТ  В  ТОМСКЕ  1967 год



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 8  1967 год

ЧАСТЬ 2  КОМАНДИРОВКИ
 
      
  ВСПОМИНАЕТ ВИКТОР
   
  В этом году, как и раньше, частенько приходилось ездить в командировки. Иногда этому предшествовали письма или телеграммы от министерства или других уважаемых организаций.

  Командировки были - на конференции, отраслевые совещания и другие мероприятия.

  На этот раз Приказом Министерства была создана комиссия, под председательством заместителя директора НИИП тов. Кириллова, для проведения проверки ряда предприятий отрасли по вопросам внедрения вычислительной техники.
   
   
  ТЕЛЕГРАММА ЛЮБЕРЦЫ НАУКА ЖУКОВУ
  ИЗ МОСКВЫ (из министерства).
   
  СООТВЕТСТВИИ ПРИКАЗОМ 469 26 ДЕКАБРЯ
  КОМАНДИРУЙТЕ ДУДКО 11 ЯНВАРЯ СРОКОМ
  30 ДНЕЙ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
   БИЙСКА НОВОСИБИРСКА ПЕРМИ ГОРЛОВКИ
  РУБЕЖНОГО
   ЗНАМЯ ШЕРШЕНЬ

 

  Была организована бригада по проверке указанных организаций, и мы были вынуждены ездить на перечисленные предприятия с проверкой состояния внедрения ВТ на предприятии, включая и технологические процессы.

  Во все организации, подлежащие обследованию, Министерством были посланы письма следующего содержания.
   
   
   РУКОВОДИТЕЛЮ ОРГАНИЗАЦИИ П / Я.......
   
  Приказом Министра Љ 489 от 26 декабря 1966 года комиссии под председательством зам. директора НИИП тов. Кириллова поручено рассмотреть вопросы внедрения вычислительной техники на предприятиях и организациях министерства.

  На Ваше предприятие направляется подкомиссия в составе:

   1. Лебедев И. В. - начальник отдела НИИП (председатель).
  2. Бирюлин П. П. - начальник ВЦ АНИИХТ (зам. председателя).
  3. Савинов Н. П. - главный специалист 9 ГУ.
  4. Дудко В. А. - начальник лаборатории НИХТИ.
  5. Врублёвский Е. И. - главный конструктор НИИП.
  6. Козлов Ю. М. - начальник лаборатории НИИХМ.
  7. Представитель "СОЮЗПРОМПРОЕКТА" - по согласованию.
   
  Допустите в установленном порядке указанных работников ко всем материалам, необходимым для работы комиссии, окажите содействие в её работе, и подготовьте Ваши предложения по план - графику работ к 25 января 1967 года.
 
  Приложение - форма план - графика работ в одном экземпляре на пяти листах.


   
   В Перми мы прошли по обвалованным цехам, один из которых несколько месяцев назад взлетел в воздух (если бы мы были там в то самое время, от нас ничего бы не осталось!).

  Бригада в течение месяца добросовестно выполняла задание, и посетила почти все предприятия, за исключением Горловки.

По результатам поездки была подготовлена докладная записка, и передана в Министерство. В ней мы отметили плачевное состояние по внедрению ВТ в отрасли (а также и в стране в целом).

 А также высказали ряд замечаний о том, что предприятия получают разные типы ЭВМ, с разным матобеспечением, которым нельзя обмениваться.

Отметили недостаток кадров, и то, что имеющиеся кадры - недостаточно подготовлены. В целом отметили, что нет единой политики в отрасли и в стране.
   
  Из воспоминаний о поездке:

Числа 12 января мы приехали в Рубежное (это рядом с Северодонецком), где и справили старый Новый год.

Побывали в Северодонецке, где начали выпускать АССВТ - агрегированную систему средств вычислительной техники - вернее, побывали у разработчиков этой техники - соседнего министерства Руднева. Это уже была техника 3-го поколения. Получили массу замечаний от разработчиков по поводу использования ВТ у нас в стране, трудности с плановой экономикой.

  Видимо, потом мы всей комиссией были под впечатлением этих бесед, и многие замечания легли в основу справки, которую мы подготовили и отправили в Министерство.

 (Много лет спустя, мне удалось посмотреть на справку, отправленную нашим Министерством в вышестоящую организацию  - Комитет по науке и технике - никаких критических замечаний в ней не оказалось, как и дельных предложений)... Не трудно догадаться – куда всё это было вырезано… - в корзину. Но – почему?
   
   В городе Рубежном находился огромный химкомбинат, который вокруг себя на сотни метров отравлял окружающую среду - ничто не росло, да и город задыхался от этого жёлтого дыма, вырывающегося из 4-х или 6-ти высочайших труб комбината. И ещё, когда мы ехали в Рубежное, мы обратили внимание на отсутствие снега и жёлтый цвет снега в городе.

   На обследуемом предприятии нас поразил цех ширпотреба, обязательный для наших предприятий. Это было огромное помещение, в котором за столами работали женщины. Они насыпали в жёсткие пакетики и, на обыкновенных весах с маленькими гирьками, взвешивали соду по 100 грамм или 200.

Заполнив пакеты из жёсткой оберточной, больше походящую   на тонкий картон  бумаги, заклеивали их.

Всё делалось вручную, с использованием весов и маленьких гирек. Кругом всё было в белой пыли порошка соды. У многих работниц пальцы были заклеены изоляционной лентой, так как бумага пакетов словно лезвие, резала прекрасно кожу, иногда до кости.
 
   На входе в цех в ящиках стояло оборудование, закупленное в Германии. Нас интересовало, почему они фасуют соду вручную, а оборудование стоит не распакованное? - Нам ответили - это выгодно предприятию, и, особенно - городу, который за счёт реализации соды, имеет единственное отчисление, дающее им приход в местный бюджет.

   - "Почему не ставите оборудование?" - Ответ: - "С запуском линии придётся уволить почти 300 - 400 работниц, а рабочих мест в городе нет, и как они будут обеспечивать свои семьи?". Ну, что же тут скажешь?...
   
  В Новосибирске мы были на заводе, отлично оборудованном. Нас удивила автоматическая линия по выпуску малогабаритных снарядов, выпускавшая во время войны снаряды для авиации, а сейчас работающая в полсилы.


  Открытка из Новосибирска.

  25.01. 67 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИРА, ЭЛЯ И ОЛЕГ!

  С трудом доехали (долетели сюда вчера). Долго сидели в Свердловске. Прилетели сюда, здесь мороз и резкий ветер.

  Сегодня были на заводе, всё почти окончили, и собираемся вечером ехать в Бийск. Есть все основания, что наша поездка может окончиться раньше.

  Крепко целую. До скорой встречи.

   ВИКТОР.

  Мороз 30 - 32 градуса. Ветер - 10 метров в секунду.


   
  В Томске я зашёл в университет, который ничем особенным меня не поразил.

 А из Томска мы вылетали самолётом, проход к которому осуществлялся дежурной, за которой мы цепочкой, друг за другом, прошли в самолёт. Аэродром даже не был обнесён забором. (Это как в фильмах о севере). А аэропорт - одноэтажный деревянный барак.
   
  В Бийске мы закончили нашу поездку, побывали в ВЦ у нашего зам. председателя комиссии Бирюлина. Ознакомились с его работой, осмотрели технику. Подготовили и обсудили справку. Я встретился с Макаровцом.

  Затем поездом доехали до Новосибирска, где должны были сесть в самолёт в аэропорту Толмачёва.

Несколько дней до этого мела метель. Рейсы все задерживались. Аэропорт был забит людьми. Тогда мы сдали билеты и сели на проходящий поезд, который за 2,5 суток домчал нас до Москвы (как-то мы обошлись почти без еды и без денег). Когда мы приехали в Москву, самолёты ещё не летали.
   
      
  После поездки, я потом некоторое время поддерживал связь с Врублевским из НИИПа, расположенного недалеко от Плехановки. И даже зондировал почву по переходу, но это было тогда ещё не серьёзно.