Рассказы о Байпаке

Темергалий Казиев
               

 
   (Книга издана в 2013 году в Оренбурге. Можно прочитать отдельные фрагменты или приобрести на Литрес, Ридеро).
 




   В одном далёком, затерянном в бескрайних казахских степях ауле жил человек по имени Байпак. Прославился Байпак среди своих земляков остроумием и смешными похождениями, да настолько, что молва о нём дошла и до меня. Приехал я к нему в гости. Думал, всего на денёк, но так засиделся, заслушался, что, даже не слезая с нар, написал целую книгу. Хотите – верьте, хотите – нет…


   
                Откуда пошло имя.


   Отвечая на вопрос, почему его так назвали, знающие люди рассказали мне такую историю. Говорят, едва появившийся на свет, Байпак выпал из рук принимавшей роды бабки-повитухи в широкий отцовский валенок. И уже оттуда, из валенка, мир впервые услышал протяжную младенческую трель будущего непревзойдённого остроумца.
   Отец, прослышав о необычном появлении на свет долгожданного сына, в изумлении и радости воскликнул «Благодарю Всевышнего за такую награду! Так и назову его – Байпаком!».
   Вот с той поры и пошло это имя – Байпак. Валенок то есть.
               


       
                Женитьба.


     В молодости Байпак завидным женихом был, девушки за ним табунами бегали. Только в дом зайдёт, а они уже в окошко заглядывают, стучатся, воздушные поцелуи шлют. И так происходит до тех пор, пока терпению Байпака не приходит конец. Тогда, рассерженный, выскакивает он на улицу и кричит во всё горло.
     – Текетай! Текетай!
     Девушки, едва заслышав это слово, разбегаются в стороны, как угорелые. А как не убегать, если на зов хозяина откуда-то из-за угла выскакивает грозный бородатый козёл. Выскакивает, и с ходу, пригнув к земле рога, начинает бодать всех, кто попадается на его пути…
     Не знаю, правда ли было такое, или преувеличили рассказывавшие про остроумца люди, но даже одного взгляда на этого человека достаточно, чтобы представить, каким он в молодечестве был статным и крепким. А уж об остроумии и зажигательном характере его не стоит и говорить – Байпак и в зрелости остался таким же неуёмным. Только помудрел, конечно, немного.
     Сколько не тянул парень, но однажды явилась к нему мысль, что пора уже жениться, хомут на шею надевать. Задумался он над тем, кто же из девушек больше всего подходит ему в невесты. Недолго думал, сразу возникла в памяти Магрипа – молоденькая кареглазая прелестница с соседней улицы. Давно уж на неё глаз положил, кажется, во всём ему подходит: и спокойная, и работящая, и собою неплоха... Ничего, что слегка черна лицом и сурова видом, зато, сколько в ней всяких других достоинств!.. Какая улыбка… улыбнётся, бывало, а зубы такие крупные-крупные, белые-белые, отражаются при свете, как жемчужины! А посмотреть на волосы, они тоже у неё необыкновенные: длинные-длинные, густые-густые, когда распустит их, даже лица не бывает видно! А какие глаза, нос, губы… Да что перечислять: одно слово – красавица!
     Стал с того дня Байпак подход к Магрипе искать. Встречает, пытается разговорить – молчит упорно в ответ Магрипа. Дарит цветы, духи, одеколоны – не интересуют они её. Купил два билета, приглашает сходить в кино – и туда она не хочет идти! Совсем уже отчаялся парень, не знает, чем любимую завлечь. Купил в магазине парочку «Сникерсов» и сразу, по заведённому обычаю, несёт их на пробу избраннице – а вдруг, да понравятся?.. При встрече достаёт подарки из кармана, а Магрипа, как увидела, сама выхватывает из рук шоколадки. Одну за пазуху сунула, а на второй обёртку разорвала и – сразу в рот. Жуёт, причмокивает, дарителя благодарит.
     Обрадовался Байпак, каждый день шоколадки стал приносить. Целую неделю так без остановки приносил и, добился в конце концов своего – завоевал доверие девушки. А потом через время в один из дней явился он на свидание с пустыми руками. Магрипа, когда заметила это, огорчённо спросила.
     – А где же шоколадка?..
     – Теперь шоколадкой буду я! – ответил Байпак и внезапно обнял любимую. Магрипу от прикосновения будто жаром обдало, сразу понравился ей парень… А тот продолжает.
     – Дорогая, выходи за меня замуж…
     Растерялась от предложения Магрипа, слов найти не может, а затем и говорит.
     – Байпак, твоё предложение так неожиданно… Прошу тебя, дай мне время подумать…
     Ответила так и побрела медленно по дороге – вся такая грустная и печальная, что даже встречная дворняга, учуяв её настроение, развернулась в сторону и жалобно завыла.
     На следующий день снова в том же месте встретились они. Байпак вначале даже не узнал любимую, так сильно изменилась она: губы маками алеют – помадой помазаны, глаза будто почернели – ресницы раскрашены, а вот брови куда делись – непонятно, только лишь две серповидные полоски виднеются… Ни о чём не стал расспрашивать Байпак Магрипу, а только лишь задал один единственный вопрос.
     – Ну как?
     – Я согласна, – опустив глаза, ответила та…
     Свадьба их состоялась ровно через месяц после этого свидания. Кто был на той свадьбе, не забудет её никогда. Байпак – жених, он же – великий остроумец, так веселил народ, что у некоторых гостей от смеха свело рты, и они улыбались потом ещё долго-долго, пока, наконец, рты не встали на свои места. От обилия выставленной пищи выгибались столы, а часть гостей, объевшись, при выходе застряла в дверях. Попытались их за руки вытянуть, но никак не смогли. Хорошо, умный человек нашёлся, посоветовал трактором попробовать. Подогнали «ДТ-75», подвязали верёвками за ноги и по одному высвободили застрявших из дверей. Очень удачно получилось – никто не пострадал. А тот человек, что умный совет дал, потом три дня из дома Байпака не выходил: пил, ел и всё себя за проявленную сообразительность нахваливал.





               
                Как Байпак бычка растил.
.

     Пропал как-то у Байпака бычок. День он его ищет, два – никак не может найти. А на третий день потеря обнаружилась – упал, оказывается, бычок в яму, в старый колодец на краю двора
     Прослышав о находке, собрались у колодца люди, предлагают остроумцу вызволять животное из ямы. Но остроумец в ответ только руками машет.
     – Я его туда не толкал – сам упал, сам пусть и выбирается. Ну, вытащим мы бычка наверх, а что дальше? Ведь мне, а не вам потом снова выпасать, выхаживать его. Не-е-ет, пусть уж лучше сидит там, а я ему сверху подавать корм буду. И от дома далеко ходить не придётся.
     Постояли люди, посмеялись над Байпаком и разошлись в разные стороны.
     Сказано – сделано, взялся Байпак ухаживать за упавшим в яму бычком: когда надо – сенца подкинет, когда надо – молока или воды в ведре подаст. А потом, через время и к другому, и варёному и дроблёному корму приучил. Поначалу чашками корм подавал, а потом и к вёдрам перешёл: всё-всё подряд поедает бычок. Особенно он ржаную дроблёнку полюбил: если не получит вовремя, в бешенство приходит – подпрыгивает, рогами по стенам бьёт. Да так сильно бьёт, что по всему Бармаку стены трясти начинает, как от землетрясения. Люди из домов как по тревоге на улицу выскакивают и несутся оленями к дому Байпака, что бы упросить хозяина накормить беспокойного бычка.
     День за днём, месяц за месяцем взрослел, подрастал бычок, поднимаясь из ямы всё выше и выше к поверхности. Когда на деревьях зажелтела листва, на свет вылезла голова, а следом за ней и спина быка. А однажды утром тот сам выбрался из колодца наружу. Выбрался и встал, переминая копытами, на месте – такой красавец, что любой увидевший его в тот момент, округлил бы от изумления глаза. А как же! Лоб у быка – в два кирпича, брюхо – как бочка, до самой земли свисает, шерсть – как вылизанная, шёлком отливает, жиром лоснится. Постоял бык, огляделся и направился, медленно переставляя копыта к столбу – почесать шею ему захотелось. Подошёл, начал чесаться, а столб вслед за его движениями тоже в стороны заходил, искры посыпались с проводов.
     Обнаружив, что в доме внезапно погас свет, выскочил на улицу в одном нижнем белье Байпак. Увидел полыхающий искрами столб, а следом, под ним своего быка – так и застыл от радостного удивления на месте. Потом быстро сбегал к амбару, корма в ведре принёс. Ласково подзывая, заманил быка в сарай и замкнул за ним крючок.
     Через два дня ровно перед воскресным базаром, Байпак зарезал выращенного быка. Что бы свалить могучего бугая на землю понадобилась помощь двадцати человек, а о верёвках и цепях и говорить нечего – их бык разрывал как нитки. Когда стали разделывать тушу все присутствовавшие несказанно удивились необыкновенной упитанности животного – везде-везде белел жир, а на грудине он был толщиной в два кулака, если не больше.
     Повёз Байпак мясо на базар. Продал его там так выгодно, что купил на вырученные деньги телевизор, холодильник, ковёр и ещё много-много всякого добра. В тот же день устроил для помогавших ему бармакчан щедрый той: надо же поделиться с людьми своей радостью!
     С той поры в Бармаке все стали поступать таким же образом: выкапывают по весне ямы, заталкивают в них молодых бычков, всё лето кормят, а к осени из ям выбираются как на подбор круглобокие со свисающими к земле брюхами быки. Такие жирные – просто нет слов. Если кто этому не верит, пусть сам попробует – не пожалеет…