265 Свиреповцы 29. 11. 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 265. Балтийское море. ВМБ «Балтийск». БПК «Свирепый». Мир и мы. Свиреповцы. 29.11.1973 г.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Таким я был в ноябре-декабре 1973 года. Фото от 31 декабря 1973 года.


В предыдущем:

Триумф БИУС БПК «Свирепый» и её создателя – Рэма Николаевича состоялся, но я-то тут причём?..

Моё сердце ликовало, я слушал и смотрел, как восторгаются офицеры, мичманы и участвовавшие в испытаниях корабельной БИУС матросы и старшины, а сам скромно помалкивал, стеснялся, старался не оказаться на виду. Может быть, я это делал напрасно, потому что Рэм Николаевич вытащил меня из-за спин моих товарищей и сказал во всеуслышание: «Без таких моряков как Суворов и вы, дорогие свиреповцы, я бы ни за что не справился с поставленной задачей по наладке БИУС».

Досталось и мне, только не славословий, а по старинной морской традиции, - хлопки, шлепки, подзатыльники, трепание шеи, головы и ощутимые плоские удары по спине и плечам. Все, кто находился рядом, норовили отметиться по моей спине и после таких поздравления я ещё долго извивался всем телом, почёсывался и переворачивался с бока на бок во время сна…

Рэм Николаевич, создатель и наладчик БИУС (боевой информационно-управляющей системы) БПК «Свирепый», впервые вслух произнёс слово-понятие «свиреповцы». Мы, первый изначальный экипаж БПК «Свирепый», тоже искали себе определение – «свирепые», «моряки Свирепого», «свиреповские». Было на слуху и слово-понятие «свиреповцы», но оно как-то не звучало во времена формирования экипажа БПК «Свирепый».

Теперь, из уст «гражданского человека», ставшего для нас «своим», «моряком-военмором», «триумфатором в военно-морском деле», это слово-понятие – «свиреповцы» - звучало как благословение, как именование, как стороннее признание, принятие и определение. Нам всем очень понравилось это слово – «свиреповцы»…

«Свиреповцы» - это значит: принадлежность к боевому кораблю БПК «Свирепый»; носители грозного и яростного для врагов имени; историческая преемственность имени и звания; отличительная черта коллективного и индивидуального характера и темперамента экипажа и каждого из моряков-военморов БПК «Свирепый».

Свиреповцы – это значит: мужественные, характерные, яростные, неустрашимые, неукротимые, неудержимые и непобедимые. Короче, - настоящие мужчины-воины, причём, «современные воины, вооружённые по самому последнему слову военной науки и техники».

Эти слова я сказал ребятам во время обеда в столовой, когда все весело, с шутками и прибаутками, с хвастовством и «морским трёпом» делились своими впечатлениями об испытаниях БИУС БПК «Свирепый».

С таким воинственным настроением и радостным ощущением статуса «свиреповцы» мы вернулись в базу (ВМБ «Балтийск») и встали к своему причалу в Военной гавани. Мы все были уверены, что если вот сейчас мы встретимся с вероятным противником, то в любом случае, с использованием такого мощного оружия как ЭВМ БИУС, мы обязательно всех победим…

Через несколько дней все «стойки» (шкафы и ящики с оборудованием) ЭВМ БИУС были демонтированы, выгружены с корабля и увезены куда-то туда, где создавались ещё более мощные и эффективные боевые информационно-управляющие системы. Естественно, мы ничего не знали и не должны были знать о БИУС более того, чем полагалось нам знать, но были очень горды и счастливы оттого, что нам довелось принять участие в их испытании.

Я распрощался с Рэмом Николаевичем очень тепло и по-дружески, с объятиями, с искренними пожеланиями и даже с номером телефона, по которому я мог бы связаться с этим человеком, который горячо ратовал за то, чтобы я пошёл учиться и работать на «их производство», чтобы быть «инженером-конструктором по автоматике и телемеханике».

Я уверил этого талантливого, простого и очень значимого в жизни человека, что обязательно поступлю в Севастопольский приборостроительный институт на специальность «автоматика и телемеханика». Потому что «я уже поступал туда в июне 1970 года», потому что «мои родственники работают в закрытом экспериментальном конструкторском бюро (ЭКБ ВМФ), разрабатывающим аппараты и оборудование для жизнеобеспечения обитаемых подводных станций (аппаратов)» и потому что «я мечтаю быть акванавтом».

Рэм Николаевич очень заинтересовался тем, что я ему сказал, «загорелся» этой новостью (об акванавтах, обитаемых подводных станциях, о ЭКБ), но… времени уже не оставалось. Грузовики с ЭВМ БИУС, оборудованием и ящиками ждали на причальной стенке, папки и чемодан с дискетами - результатами испытаний БИУС – оттягивали руки, а срок командировки заканчивался через день…

Больше мы Рэма Николаевича и его ЭВМ БИУС не видели…

На БПК «Свирепый» остались только: оборудование, приборы, датчики и планшет БИП (боевого информационного поста-планшета), оборудование, приборы и элементы БИУС на БИЦ (боевом информационном центре) в ГКП и в штурманской рубке (рабочее место штурмана, прокладочный стол-планшет и соответствующие приборы).

Боевая информационная работа по целям и задачам, управление вооружением, ГЭУ (главной энергетической установкой), машинами и механизмами, а также управление самим БПК «Свирепый» по маршруту следования, - всё это опять выполнялось так, как этому учили в военных училищах, в «учебках», в боевых походах. Но! Теперь мы научились быть одним целым с кораблём и друг с другом…

Испытание ЭВМ БИУС на БПК «Свирепый» научило нас ощущать, принимать и понимать наш боевой корабль, как единый организм с нами, экипажем корабля, с ходовыми возможностями и с сильным вооружением. Так возникла, зародилась и стала развиваться особая боевая традиция экипажа и корабля БПК «Свирепый» - органичное единство корабля и экипажа.

Наградой и признанием матросов, старшин, мичманов и офицеров БПК «Свирепый» мне, как непосредственному участнику испытаний БИУС, было признание меня «своим годком». Меня взяли в свою компанию и под своё крыло «майские годки», которые к весне 1974 года будут «ДМБовскими годками».

Кстати, так сложилось, что по возрасту и дате рождения я был старше некоторых из этих «майских годков»…