Президент. Вторая встреча - ВПЗ-23

Алексей Маклахов
 


    Вторая встреча с Президентом состоялась на подшипниковом заводе, когда он приезжал в Вологду на совещание с профсоюзным активом страны. Я не встречал Путина Владимира Владимирович в аэропорту, не был на площади Революции, когда он возлагал венки, цветы у Вечного огня, встречался с жителями.
Не видел как, буквально перед его приездом, на площадь Революции выбежала собака, минуя тройной кордон охраны, как сотрудники спецслужб, под смех и шутки присутствующих отлавливали не приглашенного "визитера". Но за организацию его встречи на ПЗ-23 от Правительства Вологодской области, как начальник Департамента промышленности, отвечал и я.
    Примерно за несколько дней до визита прибыла команда по подготовки из Москвы. С ними, а также с работниками правоохранительных органов области, руководством завода мы (я и Буев Леонид Александрович, который длительное время работал на данном предприятии в должности секретаря парткома, а затем заместителя генерального директора, на тот момент он был моим заместителем) занимались отработкой всех деталей, вплоть до мелочей.
    Прежде всего, отработали маршрут движения, производственные участки, которые следовало показать Путину. Определились, кто из работников в день визита должен быть на рабочем месте, как он должен себя вести, как отвечать на вопросы Президента.          Планировали, что Владимир Владимирович сначала поднимется на второй этаж, попьет чай с Позгалевым В. Е., Губернатором области и с Эльпериным А. И., председателем совета директоров, обсудят маршрут осмотра завода, а затем приступим к реализации программы визита на предприятии.
     Однако все пошло не так, поскольку Президент предложил сразу пройтись по цехам, а уж потом подняться в зал совещания. Сразу замечу, что сотрудников личной и вообще охраны, тогда было на порядок меньше, чем в период его визита в 2013 году на ОАО " Вологодский текстиль". Кстати, к тому времени международные отношения резко ухудшились! По ходу маршрута никаких эксцессов не было, работники очень душевно встретили Путина. К кому бы ни подходил Президент, разговор проходил по-деловому, открыто и искренне. Это и было отмечено Владимиром Владимировичем, после завершения осмотра производств. Работники подшипникового завода были в восторге от данной встречи. Потом еще долго делились личными впечатлениями, восхищаясь внимательностью высшего руководителя страны.
    Сопровождая Президента, в тот момент, я обратил внимание на простоту его общения с народом, на отсутствие заигрывания, нахрапистости, что, порой,  частенько присуще руководителям высокого уровня. Не было бравады, шапкозакидательства. Он пытался выяснить для себя: как происходящие изменения в экономике сказываются на рядовых тружениках, понимая, что у руководителей, собственников есть сотни способов "зажать" рабочего человека. Иногда Путин останавливал Позгалева, Эльперина, всех нас, сопровождающих его, подходил к работникам и, держа дистанцию, расспрашивал о жизни, условиях работы, положении дел в городе, области. Причем, ни разу не делая резких заявлений, выпадов, скоропалительных выводов. Мне тогда показалось, потом я в этом убедился, что Владимиру Владимировичу присуща природная стеснительность, тактичность,  что вызывает еще больше доверия и уважения к Президенту.
     После осмотра предприятия, Президент, Губернатор, руководитель завода прошли в комнату, где для них был приготовлен чай. О чем шла речь за закрытыми дверями точно сказать не могу, но вышли они к участникам совещания с хорошим настроением, шутили, улыбались, приветствуя собравшихся.
   Тогда я поймал себя на мысли, что Владимир Владимирович изменился, хотя времени, с момента его избрания Президентом, прошло не так уж и много. В нем появилась уверенность, решительность, он меньше волновался, говорил вкрадчиво, но более четко. Произнесенные вступительные направления Президентом вызвали интерес, одобрение присутствующих. Совещание проходило в обычном ключе, но некоторые детали бросались в глаза.
  Первое, в своей речи он красной нитью подчеркнул, что профсоюзы ключевая общественная организация, власть решительно поддерживает их, будет самым активным образом опираться на профсоюзы в реализации социально-экономических задач, стоящих перед страной.
   Второе, всех выступающих слушал внимательно, задавал уточняющие вопросы, расспрашивал ораторов о деталях, если что-то было не понятно, извинялся, коль чувствовал, что своей настойчивостью нарушает принятый регламент проведения встречи. Думаю, что не только я, но и участники встречи, почувствовали живой, не формальный интерес руководителя страны к обсуждаемой проблеме.
    В-третьих, Президент вел совещание демократично, без налета бюрократизма, был предрасположен к открытому диалогу, что давало возможность ему реально оценить ситуацию, исходя из информации с мест, а не по докладам окружения, найти более правильные варианты решения, обсуждаемых проблем. Это позволило внести существенные правки в первоначальный проект резолюции.
    По итогам данной встречи я пришел к выводу, что Владимир Владимирович человек въедливый, напористый, целеустремленный. Для себя решил, что он не формалист, не барин, болеет за страну, думает о ее развитии. Причем, со своим окружением ведет себя тактично, сдержанно, уважительно, но с определенной долей настороженности, дает о себе знать школа КГБ. Учитывая небольшой рост Путина, тогда мне пришла на память народная поговорка "Мал золотник, да дорог!". В голове пронеслась мысль, что хоть бы Бог дал ему поработать на благо России, что бы ни «сковырнули»  олигархи, понимая какую силу они представляли на тот момент.
   По ходу совещания произошел интересный, курьезный случай. С генералом Головкиным Николаем Владимировичем, начальником Управления внутренних дел Вологодской области, мы стояли у проема двери - вход в зал совещания. Дверь была открыта, так как стояла очень теплая погода, кондиционера в зале не было. Непроизвольно, заслушавшись речью Вице-Премьера страны Матвиенко В. И., когда-то мы вместе работали в одной организации ВЛКСМ, она первый секретарь Ленинградского Горкома, я первый секретарь Вологодского Горкома, мы не только слушали, но и внимательно смотрели на нее. Подошел представитель сопровождения Валентины Ивановны и попросил не смотреть на нее так внимательно. Головкин махнул рукой и сказал, Васильич, пойдем, сядем на подоконник, оттуда так же хорошо слышно ее выступление, что мы и сделали. Произошедшее нас смутило, мы еще долго вспоминали этот случай, так и не поняв, почему нельзя смотреть на Матвиенко В.И. Думаю, что это был каприз, прихоть чиновника группы сопровождения, а не официальная,   установка.
     После завершения совещания Президент кратко ответил на вопросы журналистов и в сопровождении Губернатора области Позгалева В. Е., руководителя завода Эльперина А.И., других товарищей направился на выход из здания. У входа административного здания стоял микроавтобус. Владимир Владимирович пожал руку Губернатору, попрощался с остальными обращением - до свидания, сел в микроавтобус и отъехал. Мы перевели дух, слава Богу, все нормально! Но не тут-то было, эскорт автомашин возвратился к зданию. Из микроавтобуса выпрыгнул Путин и произнес, что забыл поблагодарить руководителя предприятия за четко организованное мероприятие. Он подошел к Александру Исааковичу, пожал ему руку, всем еще раз сказал до свидания, запрыгнул в микроавтобус, вереница машин помчалась на выезд из предприятия.
Этот поступок произвел  впечатление, он подчеркнул уважительное отношение первого лица государства к тем, кто добросовестно относится к исполнению своих обязанностей!