Их короткие жизни

Машкевич Эдуард
                Недавно я стал задумываться о очень короткой жизни многих великих людей  искусства. Например,  замечательный русский художник Фёдор Александрович Васильев скончался на  двадцать третьем году жизни.  За пять лет он успел создать огромное количество  замечательных  полотен,  в основном пейзажей.  Если  мы вспомним композиторов,  то кто-то может удивиться,  как они могли за свои короткие жизни создать  огромное количество гениальных творений.  Король вальса Фредерик Франсуа Шопен скончался в возрасте тридцати девяти лет.   Великий Вольфган  Амадей Моцарт прожил всего тридцать пять лет.

Наверно,  не с проста я особо остановился  на жизни
И творчестве Феликса Мендельсона.  Его  жизненные переживания и особенно смерть сестры совпали со смертью Юры, и мне показалось  что-то общее в этих не совместимых трагедиях. Феликс Мендельсон скончался в возрасте тридцати восьми лет.  Трудно переоценить его вклад в классическую музыку.  Его концерт для скрипки с оркестром до сих пор является одной из выдающихся страниц скрипичной музыки в мире.  В  1843 году Феликс Мендельсон основал и возглавил первую в Германии консерваторию.  В его короткой жизни было много горя.  Умирали друзья,  дорогие ему люди.  В 1835 году скончался отец. Однако,    всё это не мешало его творчеству. Появлялись всё новые и новые его творения.  Одно его произведение превзошло  по гениальности всех,  это увертюра к комедии  Шекспира- Сон в летнюю ночь.  Его гениальность заключается в том,  что  его главная мысль  находится за пре делами  музыки. Вот,  что  из  этого у  меня получилось.
Сон в летнюю ночь.

Был  тихий  летний  вечер,
Он  к  ночи  торопился,
Уже  мигали  свечи,
Месяц  к  нам  явился.

Закрой  глаза,  скорей  усни,
И  дивный  сон  с  тобою,
Своей  рукой  меня  коснись,
О,  что  это  такое.

Какой  прекрасный  дивный  сад,
Ласкает  нас  листвой,
И  зреет  рядом  виноград,
А  ты  опять  со  мной.

Смотри,  вон  месяц  стал  луной,
Спустился  к нам  к  окошку,
И  ты  любимый  вновь  со  мной,
Побудь  ну  хоть  немножко.

Ты  погляди  ручей  бежит,
К  ногам  твоим  стремится,
На  нём  цветок,  он  весь  дрожит,
У  ног  твоих  ложится.

Возьми  цветок,  прижми  к  груди,
Ласкай  и  обогрей,
К  нам  видно  ангел  на  пути,
А  может  сам  Орфей.

Поверьте  люди  это  сон,
Навеянный ,  Шекспиром,
И  увертюру  в  унисон
Вы  слушайте  всем  миром.

Ты  слышишь ,  музыка  звучит,
Она  всё  время  с  нами,
Пришёл  рассвет,  петух  кричит,
И  мы  слились  устами.

Всё было прекрасно и в жизни и в творчестве Феликса Мендельсона,  пятеро замечательных  детей и любимая жена,  Но жизнь коварная штука,  она не предсказуема.  Семнадцатого мая тысяча восемьсот сорок седьмого года  скончалась  его любимая сестра Фанни.  Это был тяжёлый удар для Мендельсона.  Моральные и физические  силы его были на исходе.  Последнее что он написал в память о сестре и вообще  в  жизни,  это струнный  квартет,  который  он назвал- " Реквием для Фанни".
Мне  говорят,  что  трепетные  строки
Ты  посвящал  лишь  мне  одной,
Любви  твои  я  помню  все  уроки,
И  вечера  с  волшебной  тишиной.

И  в  тишине,  дыханье,  затаив,
Мы  слушали  квартеты  Мендельсона,
Он  звуки  скрипки  истово  дарил,
И  каждый  раз  с  тяжёлым  стоном.

Как  он  страдал  сестру  похоронив,
Она  была  его  отрадой,
Он  реквием  для  Фанни  сотворил,
Сказал,  мне  больше  жить  не  надо.

Взгрустнув,  мы  в  сад  пошли  с  тобой.
Ты   розу  дикую  с  шиповника  сорвал,
Сказал,  любимая  я  твой,
Отдав,  цветок,  меня  поцеловал.

Правда я не великий человек,  но  тоже  очень  любил  свою  сестру.  Она  была  старше  меня  на  двенадцать  лет и я ощущал  её не  только сестрой,  но  и  отчасти  мамой.  Самой  мамы уж  очень  давно  не  было  на  земле.  Смерть  сестры  отозвалась во  мне душевной болью и стихотворением-

 " Нет  тебя"
Мне  с  музыкой  закралась  в  душу
Совсем  не  нужная  печаль,
Я  в  тишине  волнуясь  слушал,
И  мне  чего-то  стало  жаль.

Мне  стало  жаль  плохой  погоды,
Холодного   и  пасмурного  дня,
Что  от  тебя  уже три  года,
Нет  писем,  ласки  и  огня.

Что  нет  тебя  и  так  тревожно,
Портрет  твой  на  стене  всегда,
Тебя  забыть  наверно  невозможно,
А  голос  твой  конечно  никогда.


Эдуард Машкевич

30. 09. 2016.