Уолтер Маршалл. Раскрытие и применение оправдания

Инквизитор Эйзенхорн 2
РАСКРЫТИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕНИЯ ОБ ОПРАВДАНИИ
Уолтер Маршалл (1679)

Рим.3.23-26

Апостол, стремясь в предыдущем рассуждении опровергнуть и дискредитировать любое оправдание делами, будь то у евреев или язычников, и подтверждая здесь то, что он утверждал в ст.21-22: "Это Божья праведность независимо от закона, проявляется, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет никакой разницы" (KJV), показывает, что в евангельском порядке нет никакой разницы между иудеями и язычниками, ибо оправдание явлено как праведность Божия независимо от закона. Он доказывает это, утверждая, что такое Евангелие учит о способе оправдания, ибо только Евангелие открывает праведность Бога: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что в нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим.1.16-17). Эти слова являются провозглашением евангельского пути оправдания праведностью Божией, драгоценной и полной, а также великих и славных преимуществ, которые мы получаем от единения со Христом, как основу всех других преимуществ, так что этот текст - "Евангелие в Евангелии", главная часть всего провозглашаемого  Евангелия, выражающая эти прекрасные истины более кратко и полно, чем любой другой текст.
Отметим сначала, что означает согласно этим словам оправдание человека. Смысл этого слова должен быть очищен и освобожден от всех неясностей и недоразумений. И смысл его здесь в том, что оправдание - это изменение, делающее праведным, как освящение делает святым, в прославление славным; но это не значит просто вливание благодати и святости в человека, как учат католики, сливая оправдание и освящение вместе, но это судебный вердикт, провозглашающий невиновным, освобождая от вины и обвинений одновременно и провозглашая человека праведным. Использование слов может определять из смысл. В данном случае мы имеем юридическое понятие, обозначающее определенный статус в суде и по закону: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или суд человеческий; я и сам не сужу о себе.. судия же мне Господь" (1 Кор.4.3-4 KJV),  и это так в отличие от судебного же осуждения (Втор.25.1, Мтф.12.37, Рим.8.33-34, Иов 11.20, 13.15, 18-19). Здесь оправдание явно противоположно обвинению или вине, а также вынесению обвинительного приговора: "Соверши суд над рабами Твоими, обвини виновного, чтобы принести его путь на голову его, и оправдвй правого, воздав ему по правде его" (3 Цар.8.32). В этом смысле оправдывать виновного грех (Ис. 5.23; Притч 17.15;. Иов 27,5).
Кроме того, действия должны иметь место и предстать перед судом, чтобы они могли быть оправданы (Иов 33.32, Ис.43.9,26). Праведность состоит не во внутреннекй природе действий, но в их отношении к правилу суждения, так что действия называются справедливыми и праведными не по присущему им смыслу, но по отношению к правлению и суду Божию. И эта праведность, которая соотносится с Божьим правилом, предполагает оценку действий, которые должны быть одобрены или отвергнуты, оправданы или осуждены на том основании, являются ли они грехом, то есть нарушением закона, или нет. Так мы можем сказать о праведности лица конкретного лица, имея в виду его поступки или привычки. И если праведность выявляется, когда праведники отвечают на суде, то они оправданы в особом порядке,  как если бы они были сделаны праведными, когда их праведность стала явной. Как о Христе сказано, что Он явил Себя как Сын Божий в воскресении (Деян.13.33),  потому что Он был тогда объявлен Сыном Божьим (Рим.1.4), в том же смысле мы, усыновленные, в настоящее время ждем нашего принятия, то есть проявления его (Рим.8.23). И таким образом оправдан даже Сам Бог, когда мы судим о Его действиях и признаем, что они были праведны (Иов 32.2, Пс.50.4, Лк.7.29), хотя ничто не может быть добавлено к бесконечной праведности Бога. И мудрость тем самым, как сказано, оправдана детьми ее (Мтф.11.19).
Таким образом, оправдание - не реальное изменение грешника в себе (хотя реальные изменения всегда прилагаются к нему), но только относительное изменение в связи с судом Божиим. И таким образом, это слово употребляется в судебном смысле в данном тексте, а значит, и во всем Писании. Некоторые утверждают, против папистов, что нигде в Писании оно не употребляется иначе как в прямом смысле. И в данном тексте, а также в Рим.3.19-20,  вне всякого сомнения, оно означает лишь "считаться праведным в глазах Бога". Я уделяю так много внимания раскрытию смысла этого слова потому, что есть папские заблуждения, в результате которых этот реальный смысл оказался скрыт, так что нам приходится бороться за его восстановление.
  В тексте мы имеем, -
1. Оправданных лиц:
(1). Грешников;
(2) Верующих грешников всякого рода, евреев и язычников.
2. Оправдывающую и действенную причину: Бога.
3. Побудительную причину: благодать.
4. Осуществляющую или материальную причину: искупление Христово.
5. Формальный повод: во оставление грехов.
6. Инструментальную причину: веру.
7. Провозглашаемое время: ныне, в настоящее время.
8. Цель: чтобы Бог был явлен праведным.
Отсюда, следовательно, возникнет несколько полезных замечаний для объяснения природы оправдания, которые должны быть выведены и подтверждены из текста, и тогда я буду использовать их в целом.
Наблюдение 1. Те, кто оправданы как грешники, изначально лишены славы Божией, принятия Богом (Иоан.5.44), образа Божией святости (2 Кор.3.18, Еф.4.24) и вечного счастья (1 Фес.2.12, Рим.5.2, 2 Кор.4.17).
1. Закон осуждает всех грешников, и поражает их как ударом молнии (Рим.3.20), ввергает их в стыд, смятение и страдание, ибо, строго говоря (Рим.2.6-9, 11-12), то, что ведет к славе и счастью, никто не делает и не может выполнить (Рим.8.7), ни евреи, ни язычники. Ни для кого нет никакой надежды, если свободная благодать их не восстановит.
2. Христос пришел, чтобы спасти грешников, и умер для этой цели (Рим.5.6, 1 Тим.1.15, Мтф.9.13, 18.11). И Бог должен быть принят верою к спасению, как Бог, Который оправдывает нечестивого, ибо мы не делаем что-то, но верим в Того, Кто оправдывает нечестивого (Рим.4.5).
Наблюдение 2. Грешники всех видов, без разницы, будь то евреи или язычники, которые верят, являются предметами этого оправдания. Задача апостола - показать, что в то время как иудеи и язычники получили всеобщее осуждение со стороны света и закона природы или закона письменного, праведность Бога изливается на всех верующих (ст.21-22), без разницы. Это было великой истиной, которую следовало защищать от евреев того времени, усваивавших себе оправдание по закону, а также от прозелитов по закону и обрезанию, и поэтому апостол Павел решительно настаивал на ней (Рим.10.11-12). И то, что язычники могут быть приняты без обращения в иудаизм, было заново открыто апостолам, и ценилось как в высшей степени славное откровение (Деян.10.28, 45, Еф.3.4-8, Кол.1.25-27).  И это подтверждается, -
1. Потому что несмотря на привилегии закона у евреев, по причине нарушения закона они так же нуждались в свободном оправдании, как язычники, и не превосходили их по своим делам, но сами были большими грешниками (Рим.2.23-24), и Бог может равно оправдать и осудить тех и других (Рим.3.9).
2. Бог есть Бог язычников, как и евреев (Рим.3.29), как Он и обещал (Рим.4.9-13, Гал.3.8, Ис.19.15, Зах.14.9).
3. Авраам был оправдан, прежде чем он был обрезан, чтобы он мог быть отцом тем, кто верит, хотя и необрезанным, чтобы они могли унаследовать те же благословения (Рим.4.10-12).
4. Все это показывает, что оправдание только верой, причем вне зависимости от закона, а лишь по правде Другого, и, таким образом, евреи и язычники одинаково нуждаются в нем.
Наблюдение 3. Оправдывающая и действенная причина оправдания есть Сам Бог. Это дело Божие: "Бог оправдывает их" (Рим.8.33). Только Он может оправдать авторитетно и необратимо.
1. Потому что Он Законодатель, и Он имеет власть спасти и погубить (Иак.4.12). Это касается Закона Божьего, и только в Его суде мы можем быть оправданы. Он есть Судия мира (Быт.18.25). Не великая вещь быть оправданным или осужденным людьми (1 Кор.4.3-4).
2. Для Него оправдать праведника и осудить нечестивого является долгом, и только Он может принять поручительство или освободить должника (Пс.50.4, Мк.2.7).
Наблюдение 4. Бог оправдывает их души свободно (даром), по благодати Его. Любое из этих выражений было бы достаточно само по себе, но его удвоение возвещает важность этой истины и оживляет наше внимание. Вот побудительная причина оправдания, и Божий способ даровать его соответствующим образом. Это свободная Божья незаслуженная милость, в противоположность любым делам нашей праведности, в результате чего она могла бы быть оспорена как долг нам (Рим.4.4, 11.6, Еф.2.8-9, 2 Тим.1.9-10). Благодать милосердия и любви явлена свободно, по Божьей инициативе; Он творит милость, к кому хочет, и любит, кого хочет (Рим.9.15). И это подтверждается:
1. Потому что ничто в нас не может отвратить это осуждение: Бог осуждает нас, ибо мы согрешили (Еф.2.3, Иез.16.6).
2. Потому что Бог отнимает всякое хвастовство, чтобы только Его благодать имела славу в нашем спасении. Он получает всю похвалу и славу, даруя нам блаженство: "дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе" (Еф.2.7, ср. Рим.3.27).
Наблюдение 5. Бог оправдывает грешников, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог судил быть умилостивлением через веру в Его Кровь. Вот средство или материальная причина, совершающая  наше оправдание, искупление и примирение через Кровь Христа, Которая есть праведность Бога, хранимая в Нем.
Путь искупления предполагает избавление, за которое заплачена цена, и в этом смысл самих слов«искупить» и «искупление», которые часто используются в Писании (Исх.13.13, Лев.25.24,51-52, Чис.3.48-51, Неем.5.8, Иер.32.7-8). С этого надлежащего значения это слово распространило свой смысл на освобождение без цены (Лк.21.28, Еф.1.14, 4.30), что имеет смысл применительно к самому высокому плоду искупления, состоянию славы, как итогу и венцу искупительного дела Христова, называемому также уделом (в будущем мире. - Пер.).
Под умилостивлением здесь понимается отвращение гнева Божия и приобретение Его расположения. И это умилостивление во Христе предполагает два аналога: 1) искупительную жертву и пролитие ее крови, и 2) крышку ковчега, которая называлась также "местом милости", ибо она охватывала ковчег, в котором находился закон, и первосвященнник помазывал ее кровью искупительной жертвы. И этот ковчег был знаком расположения Бога к Своему грешному народу, среди которого Он пребывал, и потому он назывался hilasterion (Евр. 9.5).
Эта доктрина подтверждается по следующим причинам.
1. Потому что Христос, по воле Божией, предал Себя для искупления для нас, чтобы избавить нас от греха и наказания, гнева и проклятия (Тит. 2,14). Он отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония, Он отдал Себя на смерть для нас, был предан за грехи наши, и Его смерть была ценой нашего искупления, чтобы мы могли быть оправданы в глазах Бога. Бог предал Его на смерть и не избавил Его, чтобы Он мог "сделаться для нас праведностью" (1 Кор.1.30, ср. Мтф.20.28, 1 Тим.2.6). Он купил нас этой ценой (1 Кор.6.20, 1 Пет.1.18-19, 2 Пет.2.1, Откр.5.9) и подверг Христа казни за наш грех (1 Пет.2.24, Гал.3.18),  и тем самым искупил нас от клятвы закона, и чтобы Он мог понести проклятие, сделал Его грехом за нас (2 Кор.5.21, Ис.53.5-6). Христос подчинил Себя закону в активном, а также пассивном послушании (Гал.4.4), будучи послушен Отцу до смерти и пострадал, соблюдая Его заповеди (Иоан.14.31, Евр.10.7), и Его  послушание было для нашего оправдания (ср. Рим.5.19, Фил.3.8-9). Так Христос удовлетворил за наш долг Своей праведностью и наказанием, за нашу порочность и зараженность грехом Он принес Свою жажду правды, а за нашу вину претерпел наказание, чтобы мы могли быть свободными от гнева, и считаться праведными в глазах Божьих. Его страдания завершили дело искупления и связали с Ним всех нас (Евр.2.9-10); и Его Кровь согласна со всеми другими Его делами и страданиями (2 Кор.8.9). Мы праведны Им, как мы были виновны в Адаме (Рим. 5.18).
2. Бог принял эту цену как удовлетворение Его справедливости, которую Он явил, воскресив Христа из мертвых, и оправдав Его от всех наших грехов: Он "оправдан в Духе" (1 Тим.3.16) и "воскрес для оправдания нашего" (Рим.4.25, 8.33-34, ср. Евр.10.14). Это была жертва в благоухание приятное Богу (Еф.5.2). Если бы Христос затонул под тяжестью наших грехов и не воскрес, то выплата не была закончена и ничего бы не совершилось, но Он говорит  «о правде, что Я иду к Отцу Моему» (Иоан.16.10).
3. Это искупление во Христе означает, что Бог смотрит на нас не иначе, как признавая нас во Христе. И если Он есть умилостивление за нас, Он также наша праведность (1 Кор 1,30). Мы имеем искупление и правду Его (Еф. 1,7;. 2 Кор. 5.21), и в этом наша свобода от осуждения (Рим. 8.1). Христос умер, чтобы Его семя, все, кто пребывает в Нем посредством духовного рождения (1 Кор.4.15), могли быть оправданы (Ис.53.10-11).
Наблюдение 6. Формальная причина оправдания, то есть то, в чем оно состоит, есть прощение грехов, то есть не просто удаление наказания, но также очищение вины, потому что это прощение основано на справедливости. Именно так мы оправданы от вещей, от которых не могли оправдаться по закону (Деян.13.39). У людей под законом нет среднего состояния между вменением греха и праведности, и так эти понятия используются как эквивалентные (Деян. 13.38,39). "Через Этого Человека проповедано прощение грехов", и "через Него оправдан всякий верующий" (Рим.4.6-8 KJV, 2 Кор.5.19-21, Рим.5.17), причем именно  через пролитую кровь Христа (Еф. 1,7, Мтф.21.28).
Наблюдение 7. Бог оправдывает грешника через веру в Кровь Христа. Эта вера есть инструментальная причиной получения такой привилегии.
1. Эта вера дается верующим во Христа, чтобы мы могли быть оправданы во имя Его: "узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали в Иисуса Христа, чтобы мы могли быть оправданы верою во Христа, а не делами закона" (Гал.2.16). Мы верим в Христа для оправдания, из чувства нашей неспособности получить оправдание делами.
2. Эта вера сама по себе не оправдывает нас и не заслуживает нашего оправдания, ибо в противном случае это было бы оправдание делами, так же, как по закону, и этому диаметрально противоположны благодать и дар, который исключает всякое рассмотрение наших дел как праведности в любом смысле, или на измененных условиях, даже если вы назовете их не юридическими, а евангельскими, и сочтете, что это не больше, чем за аренду поля кукурузы отдать перец (учение Р.Бакстера. - Пер.).  Вера в данном случае учитывается не как дело (Рим.4.5). И не вера стоит вместо оправдания законом, но праведность Христа, которая насыщает за то, что мы должны были сделать или не сделать, как Бог повелел.
3. Бог оправдывает их верой, как инструментом, посредством которого мы принимаем Христа и правду Его, и которым мы оправданы должным образом, и мы оправданы верой только метонимически, по причине праведности, полученной нами, и оправдаться верою и Христом - это одно и то же (Гал. 3,8; Рим.5.19). Верой мы получили прощение грехов (Деян. 26.18, 10.43). Ее действие, принятие оправдания, не есть дело, как не производят еду наши руки и рот, когда мы едим (ср. 1 Кор.11.26-27, Рим.1.17, 3.22). Христос производит в нас веру (Еф. 3.17), и, получив ее, мы едим и пьем Его (Иоан.1.12, 6.50-54).
4. Эту веру следует понимать как единственное, что мы делаем для оправдания. Мы защищаем против папистов оправдание только верой, и нет ничего более полно выраженного в Писании (Рим. 3.28;. Гал. 2.16; Фил 3.8,9; Рим. 4.16).
5. Мы должны понимать, что вера есть в полном смысле слова получение прощения вины и избавления от наказания. Мы знаем, что по вере Бог снимает вину любого греха. И где вера, как сказано, вменяется в праведность, это потому, что она получает ее объект (Рим. 4.5-8; 2 Кор. 5.19,21). Мы считаем, что праведность Христа вменяется нам, как наши грехи Ему, иначе мы не получим прощение грехов по вере и не будем избавлены от греха и осуждения, что возможно только через вменение (Рим.8.33-34). Вместе с удалением вины греха мы получаем дар праведности (Рим.5.17). И именно за счет искупления во Христе и пролития Его Крови у нас есть принятие (Еф.1.7, Мтф.26.28).
Наблюдение 8. То, что Бог предоставил Христа в умилостивление через веру в Его Кровь, было предназначено, чтобы явить Его праведность  в настоящее время под Евангелием, для прощения грехов, прошлых, а также присутствующих, совершенных в Ветхом Завете, который был временем удержания Божьего наказания и милости задолго до того, как Его справедливость была фактически удовлетворена искуплением Христовым (Евр.13.8, Откр.13.8, Мтф.18.26). Ныне помилование открыто всем, приходящим ко Христу (Ис.51.5-6, 56.1, Дан.9.24, 2 Тим.1.9-10), и в нем не  может быть никакого порока, ибо правосудие Божие теперь удовлетворено (Исх. 34,7, Пс 85.10 KJV).
1. По этой праведностью подразумевается  праведность Божья, упомянутая ранее (Рим.3.21-22). Это не та правда, что является важным свойством Бога, но праведность, которая пребывает на всех верующих, праведность Христа, Который есть конец закона (Рим.10.3-4). это Божья праведность, то есть то, что Христос сделал для нас, что нам дано  и мы получаем по вере; то, благодаря чему Христос ответил за нас по закону и заплатил цену нашего искупления, и это дело Божие и Его праведность, благодаря которому и возможно наше принятие Богом. Христос называется Агнец Божий, потому что Бог дал Ему эту власть и принимает Его как жертву (Иоан.1.29). Поэтому Царство Христа называется Царством Божиим, потому что Бог Своей рукой устанавливает и поддерживает его, и его правила (Еф.5.5). Христос, Который стал послушным до смерти, чтобы заслужить эту праведность, был Богом, а также человеком (Фил.2.6-8). И это праведность, которую апостол предпочитает своей, желая "найтись во Христе" и иметь "праведность от Бога по вере" (Фил.3.9).
2. Бог провозглашает в Своем Евангелии Свою праведность в прощении грехов, прежних, во время долготерпения Божия под Ветхом Завете (Рим. 3,25), а также в оправдании тех, кто верит во Христа в настоящее время, потому что это праведность Того же Христа, через Которого грехи были прощены в Ветхом Завете, а также в настоящее время (Евр. 13,8). Христос есть Агнец, закланный от создания мира (Откр.13.8), и пока Его праведность фактически не исполнилась, она все же была показана через тени и образы жертвоприношений, выкупа, дня искупления  (Евр. 10.1-3,9-10). Так что это было время долготерпения Божия, ибо Он миловал грехи еще без оплаты и надлежащего удовлетворения. У Него было терпение, но Он знал долг,  пока Христос не заплатил все (Мф. 18.26,27). Но тогда Бог обещал, что Он откроет правду Его в Свое время (Ис. 56,1 и 51.5,6, Пс 98,2 KJV; Дан 9,24). И это Он сделал в явление Христа (2 Тим. 1,10).
Наблюдение 9. Целью всего этого было то, чтобы Бог явился в прощении грехов прошлого, а также настоящего, и оправдывающим верующего в Иисуса. Это существенное и высокое свойство Бога и явление вышеупомянутой правды Божией.
1. Если Бог оправдывает людей даром, по благодати, то оправдание грешников может быть только таким, как описано, ибо было бы ущербом для правосудия Божия просто простить без удовлетворения и исполненной праведности, и поэтому, хотя Он и благ и милосерд, но Он не оставит без наказания виновных (Исх.34.7, 23.7, Быт.18.25). И отсюда святые Божии заключают,  что у Бога есть праведность и способ искупления, которым Он прощает грехи, который не был известен иначе (Пс.2.14, 130.7-8, 143.1-2 KJV). Бог хочет, чтобы справедливость и милосердие встретились в нашем спасении (Пс.85.10 KJV).
2. Бог хочет явиться справедливым, и, следовательно, спасает нас не по нашей собственной праведности, но по Своей, что является, по сути, более возвышенным, чем любая наша праведность, хотя Он не будет несправедлив, если гневается на неверие (Рим.3.5, Дан.9.7).
3. Бог не допустит, чтобы Его воспринимали только как соработника нашей праведности, и, поэтому, чтобы оправдать нас согласно Своей милости и суду, Он оправдывает Своей праведностью, а не нашей собственной (Ис.54.17, 45.22-25), чтобы мы находили славу только в Господе (1 Кор.1.30-31).
Использование 1. Это учение приносит поддержку, утешение и великое счастье тем, кто во Христе, ибо их грехи прощены и Судия мира смотрит на них через искупление Кровью Христа, и это составляет для них все благо жизни (Рим.4.6). Тот человек, которому Бог вменяет праведность независимо от дел, имеет в Нем блаженство, и столь же широкое блаженство, какое было у Авраама, постигая все духовные благословения во Христе: «Ибо те, которые в вере, благословляются с верным Авраамом» (Гал. 3,9 KJV). Эта праведность, будучи основой всех благословений, открывается из веры в веру, и те, кто оправданы через веру, всегда получают ее и питаются этим утешением (Рим.1.17).
1. Они избавлены от греха и вины перед Богом (Рим.8.33-34), искуплены из людей как первенцы Богу и Агнцу.  В устах их нет лукавства, и они непорочны  перед престолом Бога (Откр.14.4-5, ср. Кол.1.22).
2. Они избавлены от всякого осуждения и приговора, проклятия и гнева Божия (Гал.3.13, 1 Фес.1.10, Пс.85.3-6 KJV). Гнев Божий - это невыносимое бремя и основа всех несчастий, которыми мы разрушаем себя и мир. Избавление от него - это заложенный фундамент блаженства, в результате чего мы имеем мир с Богом и полностью примирены с Ним (Рим.5.1-2, 2 Кор.5.18-19, Кол.1.21-22). Теперь там, где нет никакой вины перед Богом, не может быть никакого гнева Его.
3. У них нет необходимости искать спасения делами закона, и так они избавлены от ига, которое они не могут понести, от бесконечных обрядов, что наворотили фарисеи и паписты, от постоянных страхов, сомнений и ужасов закона (Деян.15.10, Рим.8.15), от гнева закона (Рим.4.15), от закона, распаляющего грех (Рим.7.5), от его смертоносной и осуждающей буквы (2 Кор.3.6, 7.9), от «горы Синайской, рождающий в рабство» (Гал. 4.24).
4. Соответственно они избавлены от осуждающей совести, которая в противном случае все еще грызла бы их, как червь (Евр.9.14). Нечистая совесть мертва, и она будет производить все обязанности мертвых дел, непригодные для служения Богу живому; только Кровь Христа, примененная верою, снимает эту гнусность вины с ума, и, таким образом, это единственное средство, способное снять чувство греха (Евр.10.1-4) и, соответственно, принести добрую совесть (1 Пет.3.21), непорочную пред Богом (Деян.24.16).
5. Это правда вечная, которой утверждается их положение во Христе (Дан.9.24), и вечное искупление, полученное ими (Евр.9.12). В то время как по закону те, которые были оправданы в день искупления, все еще могли подпасть осуждению и нуждались в последуюших жертвах за грех, они не имели никакого реального очищения совести от грехов посредством этих жертв, и поэтому не могли надолго очистить свою совесть от вины через них. Но совершенно иначе с этим действенным, полным и вечным искуплением, достигающим совести грешника и избавляющим его от всех грехов прошлых, настоящих и будущих (1 Иоан.1.7).
6. Эта праведность имеет бесконечное значение, потому что это правда Божия, и Он назван Господь, Праведность наша (Иер.23.6, Евр.9.14). Поэтому она более могущественна, чтобы спасти, чем грех Адама - чтобы погубить или осудить (Рим.5). Христос здесь "сила Божия" (1 Кор 1,24). Поэтому мы сильны  победить по вере. Как же дивно обилие милости и благодати, которое принес нам Иегова как нашу праведность и избавление (Пс.130.7 KJV)! Эта милость изобильна и бесконечна. Хотя ни одно существо не могло удовлетворить за грехи, но Сам Иегова мог это сделать с избытком, и поэтому во Христе Божья милость поднялась высоко над нашими грехами (Пс.103.11-12 KJV).
7. Божья благодать и справедливость согласованы ради нас в этой праведности. Правосудие страшно, и, кажется, против милосердия, и страшно для любого человека, но дело обстоит иным образом для верующих, которые умиротворены и имеют покой через эту праведность и удовлетворение, которое Христос дал за наши грехи. Правосудие Божие становится нашим другом, включается в благодать, и вместо того, чтобы свидетельствовать против нас, оно теперь за нас, и это отличается от всего того, что оно приносит грешникам вне Христа (Иис.Нав.24.19-20). Мы также можем умолять правосудие о прощении по милости во Христе (Рим. 3.26).
8. Мы можем быть уверены в святости и славе, в избавлении от власти греха, от ответственности за него пред Богом, и вины в нашей собственной совести, ибо этому был положен конец смертью Христа (Тит 2.14, Рим.6.14, 8.3-4, 30). Закон был силой греха, ибо грех правил в нас по причине проклятия, и через него правил сатана, но вот наше избавление от греха и сатаны, и также от смерти (Евр. 2.14,15 ; Ос. 13.14). И по той же причине в этой дивной праведности мы подняты в лучшее состояние, чем мы имели в Адаме сначала, ибо Христос умер, чтобы нам получить усыновление, и Дух дан, чтобы мы могли вступить под Новый Завет, на путь святости, вытекающей из любви (Гал. 3,14; 1 Ин 4,19; Гал 4,5;. Евр 9,15;. Рим. 5,11, Лк.1.74, Кол.2.13).
9. Мы можем быть уверены, следовательно, в том, что все будет содействовать нам ко благу, по благодати, чтобы привести нас к славе, потому что за нас Бог, Который является Творцом и Правителем всего сущего (Рим. 8.28,31,33). Бог никогда не гневается на нас, не укоряет нас в гневе больше (Ис.44.9, Рим.5.2-5).
10. Таким образом, мы можем предстать перед Богом без стыда, с дерзновением к престолу благодати, во имя Христа (Ин. 14.13,14) и ожидаем, что все блага от Него: "В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него" (Еф.3.12), так что "да приступаем с полною верою" (Евр.10.22). Кровь Христа ходатайствует за нас на небесах (Евр. 12.24), и мы можем смело признать  удовлетворение Его.
11. Мы живем в те времена, когда эта праведность полностью раскрывается, и греху положен конец (Рим. 3.21,22). Это наше счастье, выше тех, которые жили до пришествия Христа, которые находились лишь под образами и тенями этой праведности, в то время как у нас есть сама суть ее и свет, и потому мы не под законом, который был для них детоводителем. Мы не рабы, но сыновья, призванные к свободе (Гал.3.23-26, 4.7, 5.13). Проповедь закона, необходимая в Ветхом Завете, сейчас прекратилась, ибо закон не может проповедоваться ныне на прежних условиях, как проповедовал Моисей (Рим. 10.5-8; 2 Кор 3.6,7 , Гал. 3.12,24), и оправдание законом противоречило бы вере, если бы закон не был подчинен ей.
Использование 2. Мы должны исследовать, пребываем ли мы во Христе, и получили ли это оправдание по вере всем сердцем.
1. Рассмотрим, действительно ли мы уразумели наш грех и осуждение со стороны закона. Это необходимо для того, чтобы заставить нас бежать ко Христу, ибо именно для этой великой цели был дан закон (Гал. 3.22-24, Мтф.9.13, Деян.2.37). Без чувства греха мы никак не сможем ни ценить Христа, ни желать святости, будет лишь злоупотребление благодатью ради плотской безопасности и распущенности. Только те, кто был ужален огненными змеями, смотрели на медного змия.
2. Рассмотрим, доверяем ли мы только свободной милости для оправдания в глазах Бога, отказавшись от всех своих дел, поскольку мы не можем предстать пред Божьей справедливостью иначе как бедный мытарь, взывающий о милости. Перфекционисты и самодовольные люди не имеют понимания этого (Лк.18.13-14). Павел, что бы ни думал о нем мир, сам решил, что он сочтет все за сор, чтобы "приобрести Христа и найтись в Нем не со своей праведностью, которая от закона, но с праведностью от Бога по вере", в результате чего он желал только быть оправданным по вере вопреки всему, что он мог бы счесть своей праведностью (Фил.3.7-9, Рим.4.5).
3. Рассмотрим, можем ли мы положиться на Христа с уверенностью, без сомнений. В некотором смысле из-за простого сомнения мы не можем получить ничего доброго от Бога (Иак.1.6-7). Сомневающийся не освободится от вины греха (Евр.10.22), но его душа останется под этим ужасом. Доверие Авраама является примером и сутью нашей оправдывающей веры, к которому  мы должны стремиться с полнотой убеждения в надежде на чудо (Рим. 4.20,24). Хотя верующая душа может быть обуреваема многими сомнениями, но она борется против них, а не отдает себя под их владычество (Пс. 42,11, Мк.9.24), она всегда что-то имеет против них, а не следует им.
4. Рассмотрим, пришли ли мы ко Христу для прощения грехов, для правой цели, а именно, дабы освободиться от власти греха перед живым Богом? (Евр. 9,14; Пс. 130; Тит. 2,14.. 1 Пет. 2.24). В противном случае мы не стремимся к Нему для правой цели и не хотим действительно обрести пользу, и наслаждение Богом, и быть в дружбе с Ним.
5. Рассмотрим, ходим ли мы в святости и стремимся ли к  доказательствам оправдания, к плодам веры в добрых делах? Если это не так, то у нас мертвая вера, ибо истинная вера очищает сердца (Деян. 15,9). Если Христос наш, Он есть для нас освящение, а также праведность (1 Кор. 1.30, Рим.8.1,9, Иоан.13.8). Если Бог действительно соединил нас со Христом, Он несомненно очистит нас. Хотя вера оправдывает без какого-либо вклада дел, все же она не одинока и не может не сопровождаться добрыми делами, как глаз видит не сам по себе, а будучи соединен в теле со всеми членами. Поэтому апостол Иаков отличает мертвую веру и призывает нас показать нашу веру делами, которые следует понимать не так, как если бы дела были условиями достижения оправдания, но необходимыми доказательствами подлинности оправдания через веру (Иак.2.14-26). Евангелие - это не завет дел, который требовал бы другого оправдания. Но дела должны оправдать нас от обвинений людей, отрекающихся от нас из-за того, что наше оправдание по вере, ибо истинная и живая вера есть доброе дерево с плодами (Мтф.12.33-37), а не наша самоправедность и не наши условия для принятия праведности Христовой.
Использование 3. Это увещевание к исполнению нескольких обязанностей.
Увещевание 1. К нечестивым. Если вы коснеете в грехе, вы находитесь под гневом Божьим и бежите сломя голову к проклятию. Но дверь милости все еще открыта для вас; праведность подготовлена, и вы можете стать угодными Богу. О некоторых людях сказано: "Они любят чужих и вслед за ними ходят" (Иер.2.25 KJV). Они полны решимости рисковать своей судьбой и тянут в это других. А другие могли бы быть оправданы, если бы искали этого должным образом. Некоторые пытаются успокоить свою совесть обманом, полагаясь на свои дела; но вы должны обратить внимание на настоящую праведность. Царство Небесное открыто; милость и праведность встретились (Ис. 55.6,7;. Иер 3.12), проповедуется покаяние и прощение грехов (Лк. 24,47, Деян. 2,38). Будьте же осторожны,  не пренебрегайте этим приемлемым временем, ибо это день спасения (Евр. 2.1,3), ибо:
(1). Если вы этого не сделаете, вы останетесь под гневом Божиим (Иоан. 3.36), под проклятием закона, которое, как потоп, сметает всех найденных вне этого ковчега, Господа Иисуса Христа (Пс. 11.5,6).
 (2). Ваше осуждение будет усугубляться, ибо вы отказались от столь великого спасения (Евр.2.3). У вас не будет никакого покрытия для ваших грехов, если вы отказываетесь от благодати (Иоан.15.22). Вы не сможете сказать, что ваши прежние грехи покрыты и не вернуться, и, следовательно, совершенно напрасно стремиться к чему-то еще, пока не будет провозглашено прощение грехов (Иез.33.10-11). Как же ужасно презреть Кровь Сына Божия (Иоан. 3.18,36; Евр. 10.28,29).
Вопрос 1. "Если Бог оправдывает нечестивых (Рим. 4,5), то для чего мне оставлять нечестие вообще (Рим.6.1)?
Ответ. Нельзя искать оправдания без того, чтобы жить для Бога в дружбе с Ним, ибо оправдание Божий путь, который ведет нас к дружбе с Ним, а Его к согласию с нами (Рим. 5.1,2, 2 Кор.5.19). Мы ищем оправдания, чтобы искать дружбы с Богом и радости в Нем. Какой смысл человеку просить о помиловании, если он намерен снова идти на восстание и пакостить своему государю (1 Пет.2.24)? Такая просьба о помиловании - это просто насмешка, как и у всех, кто не намерен оказывать послушания (Гал.6.7-8).
Вопрос 2. "Мои грехи так велики, что я не имею никаких оснований для надежды".
Ответ. Праведность Христа предназначена для любых грешников, которые верят, будь то евреи или язычники! Она для всех видов грешников, какими бы великими грешниками они ни были,  и даже для тех, которые распяли и убили Господа славы (Деян. 2.23,36;. 1 Кор. 2.8, 1 Тим.1.15, Деян 16.28-34). Где изобилует грех, преизобилует благодать (Рим.5.20). Каковы бы ни были ваши грехи, это грехи твари, но Его праведность открывает правду Божию (Рим.6.37, Рим.10.3-13).
Увещевание 2. К тем, которые имеют ум, чтобы обратиться к Богу. Обратитесь должным образом к вере во Христа для оправдания. Никогда не стремитесь оправдаться делами, к чему очень склонны все люди (Рим.9.31-32). Но это крайняя глупость, пагубная для естественного человека. "Будь безумным, чтобы ты мог быть мудрым» (1 Кор. 3,18 KJV). В противном случае можно работать до упаду, мучиться тщеславием, терять всякое утешение, находиться в постоянном разочаровании, ибо нельзя сделать ничего хорошего во плоти, под законом и его проклятием, пока Бог не окажет Своего расположения, и по самой природе вещей оправдание предшествует истинной святости сердца и жизни (1 Тим 1,5; Евр. 9.14). Вера есть большая работа и обязанность (Ин. 6,29; Гал 5,6; Ис. 55,2). Пока вы не верите, вы бесчестите Христа и Его смерть (Гал. 2,21 и 5.2-4) . Таким образом, приходите с дерзновением, хотя вы были великим грешником (Деян. 10,43), а также стремитесь к праведности во Христе со святостью (Рим. 8.1).
Вопрос 3. Но как мне получить веру?
Ответ. Вера есть дар Божий (Еф. 2,8), и она приходит с помощью Евангелия (Рим. 1.15-17). Вера приходит от слышания благовествуемого (Рим. 10.17), и действует не в слове только, но и в силе (1 Фес. 1.5), ибо она не то, что можно сделать посредством природных или человеческих достижений (Ин. 6,63). Поэтому, если у вас нет источника ее в себе, единственным способом ее обрести является слышание Евангелия и размышление о своих грехах и бедствиях, и о превосходстве Христа, ибо только это может склонить сердце к тому, чтобы верить (Песнь 1.3, Гал.2.16, Пс.9-10), потому что это способ, которым Бог рождает и питает веру (Ис.55.3). Но если вы получили в сокрушенном сердце склонность бежать ко Христу, если Он становится для вас важнее всего, это значит, что Дух положил начало, и будет продолжать работу, так что теперь вы можете уверенно молиться о большей вере (Песнь 1.4, Лк.11.13, Мк.9.24).
Увещевание 3. "Но без святости никто не увидит Господа" (Евр. 12,14). И как же я получу святость?
Ответ. Если у вас есть праведность Христа, Бог уделил вам святость, и эта уверенность является единственным способом получить святость в силу этой праведности (Рим.5.21). Новый завет подтверждается в Том, Кто дает это обетование нового сердца. Если вам прощены грехи, вы получите также силу и будете оживлены той же смертью и воскресением Христа, посредством чего вы оправданы (Кол.2.12-13).
Наставление 3. К тем, кто оправданы верой.
1. Ходите в смирении, признавая себя ничем; признайте себя врагами Богу по своей природе, и признать свои грехи, их количество и гнусность, чтобы быть спасенным свободно праведностью Другого, а не своей собственной. Наши грехи столь велики, что Божья справедливость была бы против них, если бы она не была удовлетворена (Пс. 71.16 KJV,  Рим. 3,27), но теперь Христос удовлетворил ее, и правда Его выше наших грехов (Иез.36.31).
2. Восхваляйте и прославляйте Бога через Иисуса Христа за Его милость. О, какое обилие благодати и любви явлено в том, что Бог очистил вас Кровью Своего Сына (Откр.1.5, Гал.2.20), а также в том, что Он возложил наш грех на Сына и сделал Его проклятием за нас (Рим.5.5-8, 1 Иоан.4.9-10, 3.16, 2 Кор.8.9). И какую славную и дивную праведность дал Бог нам во Христе! (Ис. 61,10).
3. Ходите в утешении в силу этой праведности (Ис.40.1-2), и вы одержите победу над грехом и скорбью (Рим.8.33-39). Будьте уверены в том, что вы вправе ожидать дивных вещей от Бога (Евр.10.22), ибо, хотя вы можете быть недостойными,  благодать покажет вам ваше собственное недостоинство - пока вы стоите на праведности Христа. Слава в надежде славы Божией, ибо если Христос умер, чтобы примирить вас, когда вы были врагами, гораздо больше Он будет спасать вас Своей жизнью теперь, когда вы примирились (Рим. 5.3,10). Просите смело  то, что вы хотите, потому что Бог пребывает в человечности Христа. Всякий раз, когда грех жалит вас, а сомнения беспокоят, посмотрите на медного змия, исповедуйте грех и доверьтесь прощению, и размышляйте о праведности Христа и обилии благодати в Нем (Рим.8.32). Если вы обнаружите в себе нечестие, ничто, кроме Христа, не даст вам утешения (Ис.50.10, 2 Фес.2.16-17). Во всех ваших грехах применяйте к себе этот Источник (Зах 13.1; 1 Иоан. 1,7). Если грех дежит на совести, он ослабляет мир и духовную силу. Не говорите лжи под виной рабского страха, у вас есть праведность, которая избавит вас от этого, примените ее верой, и у вас не будет никакого сознания осуждающих грехов (Евр.10.2). У вас есть больше правды, чем любой перфекционист может иметь.
4. Держитесь этого способа оправдания, несмотря на весь шум, который царит в мире против него, ибо дьявол будет стремиться напугать вас им или украсть его у вас, как он украл его у евреев, у галатов, папистов и у многих протестантов (Гал. 1.6). Апостол считает, что это является духовным самообольщением (Гал.3.1). Дьявол будет стремиться к тому, чтобы заставить вас доверять своим делам, будет говорит вам, что это возрастание в святости, что доверять делам необходимо, чтобы приобрести Христа, что иного фундамента не бывает. Но если вы потеряете эту праведность Христа под любым предлогом, вы потеряете все (Гал. 5.2,3). Ничто так не бесчестит Христа, как мысль, что можно спасаться делами и в то же время остаться во Христе. Не думайте, что Евангелие требует еще одного оправдания, чтобы получить спасение. По Евангелию нет никакого завета с законом, но только праведность по вере, и мы, будучи оправданы, являемся наследниками по принятию и обетованию (Гал.3.24-26, 4.7). Это учение, которое прославляет Бога и смиряет тварь, что является большим признаком его истинности. Остерегайтесь, следовательно, плотского мудрования, которое будет действовать полностью наоборот, и сделает праведность Христа камнем преткновения для вас (1 Пет.2.8, Рим.9.32-33).
5. Поступайте как те, кто пользуется благосклонностью Бога во Христе, и тем самым чтите Его. Ходите поэтому в святости, зная, какой ценой вы искуплены (1 Пет 1.17-19, 2 Кор 5.14,15, 2 Пет 1.5-11, 1 Кор 6.20). Любите Бога, Который первым возлюбил вас (1 Иоан. 4.19;. Пс 116.16 KJV). Убедитесь, что Бог позволит вам практиковать святость (Рим.6.14). Ходите поэтому в святой любви и прощайте своих врагов. Уразумейте свои собственные грехи, и прощение Божие заставит вас жалеть и прощать других, иначе вы не можете молиться или доверять Богу прощение собственных грехов на разумных основаниях (Еф.4.31-32, Мтф.6.14-15, 18-21). Стремитесь к тому, чтобы благодать была возвышена в других, и терпеливо ждите своего полного оправдания в великий день (Гал. 5.5, Деян 3,19), ибо здесь ваше оправдание известно только по вере, и во внешних вещах вам может быть воздано как грешнику, праведность же ваша не проявляется открыто, но однажды вы должны быть рассмотрены в соответствии с ней.

Уолтер Маршалл (15 июня 1628 - август 1680) - английский пуританин, автор широко известной книги "Евангельская тайна освящения" (1679, опубл. посмертно 1692). В 1648 г. вступил Новый колледж Оксфорда, окончив его со степенью бакалавра искусств. С 1656 г. пастор в Херсли, Гемпшир. С принятием Акта о единообразии 1662 г. разделил судьбу многих пуритан, изгнанных из своих приходов, однако вскоре стал служителем независимой общины в Госпорте, где служил 18 лет до кончины. Испытал влияние Р.Бакстера (см.: Wallace D.W. Preface // The Spirituality of the Later English Puritans: An Anthology. Macon 1987. P.XVI), однако, пережив период депрессии, отошел от умеренного пуританства, чему способствовало общение с Томасом Гудвином, и постепенно сблизился с радикальными кальвинистами. Иногда к этому кругу причисляют и такого континентального богослова, как Петрус де Витте, чье "Объяснение Гейдельбергского катехизиса" вышло в Лондоне в 1652 и в Амстердаме в 1664 г. (см.: Kapic K. Evangelical Holiness // Life in the Spirit: Spiritual Formation in Theological Perspective. Ed.J.P.Greenman. Downers Grove,2015. P.98). "Тайна" отмечена влиянием последних в особом внимании к мистическому союзу со Христом. "Евангельская тайна" многократно переиздавалась в XVIII в., в XIX в. реже и в основном в Америке (Flew R.N., Davies E.R.  The Catholicity of Protestantism. L.,2002. P.88).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn