Звезда

Ольга Бондарь-Кулинич
Ему не нравились – вернее – перестали нравиться деревья, их зеленые сочные листы и трава, и цветы, потому что от их присутствия или отсутствия в его жизни ничего не менялось;– было так же грустно и пусто, словно все окружавшее стояло за невидимой чертой с одной стороны, а он – с другой – совершенно ненужный тем – с другой стороны и ненужный себе, и себе, пожалуй даже больше, потому что устал денно и нощно спрашивать себя: «Ну что тебе еще нужно, что?!»
Дорога исчезла, но сначала исчезла звезда – не такая, чтоб сильно яркая и большая, но она вынуждала идти, вынуждала искать способы и средства приблизиться к ней и тогда человек видел траву, слышал пение птиц, потому что у него была цель, а потому и смысл его существования, и радость предвкушения встречи со звездой, а радостная душа, как известно, всегда добрая, она добрыми глазами видит все, что ее окружает.
Человек видел, что есть цель и у птицы, и у дерева, которое сначала зацветает, потом завязывает плод, вынашивает его, питая своими соками, и наконец дарит этот плод человеку, животному, земле, чтобы на будущий год родилось новое дерево и созрел новый плод. Человек понимал зачем день и зачем ночь и был им даже благодарен: ему – за свет, который освещал дорогу, а ей – за отдых, укреплявший его тело, дававший силы идти навстречу звезде.
И вот – после долгих трудов, бессонных ночей и сомнений настало то время, когда заветная звезда оказалась уже на расстоянии взгляда, потом на расстоянии руки и наконец человек ее коснулся и, взяв в свои ладони, прижал к трепещущему сердцу... Он долго с любовью и благодарностью смотрел в окружающий мир и, казалось, видел и тайную жизнь лепестка, и скрытых в земле корней дерева, и ползущей по ветке Божьей коровки... Желая снова усладить свой взор, человек оторвал от сердца ладони и... и не поверил – в них ничего не было!.. – то есть ничего, кроме горстки сероватого пепла...
Если бы раны не заживали, люди умирали бы гораздо чаще, но к счастью – они заживают, зажила и эта и человек снова стал смотреть на звезды и снова выбрал себе одну и пошел ей навстречу,.. а потом была третья, четвертая и вот собралось их столько, что идти за следующей было уже бессмысленно, ибо понял человек, что нет среди них той единственной, обретя которую, его душа уже навсегда утолит свою жажду.
Правда, не знал человек ни что такое душа, ни куда она стремится и главное – почему?.. Да и заветной звезды не видел, просто иногда его что-то звало – настойчиво, мучительно, словно ностальгия по полузабытому, еще в детстве покинутому им, родному дому. Не осознавая, человек скучал по нему, по его большим солнечным окнам, по ощущению бесконечности материнской любви и своего бессмертия.
Но ни одна из завоеванных им звезд не имела ни силы, ни власти дать ему это, а где искать заветную человек не знал и вопросов становилось все больше: зачем вообще эти звезды, зачем эти глупые деревья, эти – непонятно от какой радости заливающиеся щебетом птицы, зачем в этом мире я, мои мысли, мое сердце – какая все глупость и бессмыслица!..
А зачем, собственно, смысл, если едва успев вдохнуть, я уже должен в последний раз выдохнуть?..
Иногда человек хотел стать не человеком, не животным и даже не растением, которое тоже чего-то хочет, в чем-то нуждается, а просто камнем. Лежит такой у дороги и нет ему никакого дела ни до солнца, ни до звезд и вообще – ничего ему не нужно. Однако если это цель дороги, то стоило ли утруждать себя идти по ней?..
– А может все дело не в звездах, а во мне? – думал человек. – Вот лежит себе под деревом кот;– обыкновенный серый кот. Умыв свою мордочку, он довольно щурится на солнышко, ветерок развевает воробьиные перышки и мир прекрасен!
И так человеку захотелось стать котом, что сбылось;– не сразу, конечно, и не в том смысле, что вместо рук и ног у него появились четыре когтистые лапы и кошачьи усы, а в смысле;– внутри – в смысле хищника и в смысле – только мне! Ах, как же понравилось это человеку и так день ото дня рос его азарт, его вкус охотника, что наконец перестал он видеть звезды и даже само небо, потому что не было для него там добычи...
Забыл человек и про слезы, потому что не может охотник плакать над своей добычей, и потому что дом его стал дворцом и слову его повиновались многие. Так вот и прошел год и три, и пять и наконец однажды, исполнившись гордости, человек сказал себе: «Ах, какой же ты молодец! Ты понял жизнь, ты нашел цель, и нашел смысл и пусть глупцы и слабаки пялятся на небо!»
С этой сладкой мыслью он и уснул. От чего проснулся – понять не мог... Над горизонтом всходила полная Луна, густо синее небо было усеяно звездами. Давно не видевший и почти забывший об их существовании, человек широко открытыми глазами смотрел в их мерцающий блеск, совершенно забыв все свои «животные» инстинкты, и свою силу, и свою славу – словно изголодавшееся по влаге дерево, всем своим существом он жадно впитывал это звездное сияние и вдруг, словно птица в силках – затрепыхалось, забилось его сердце, стремясь вырваться из тесной и холодной груди, чтобы взмыв в призывную глубину этого прекрасного неба, прильнуть к той самой Единственной, призвавшей нас познать не только тяготы земные, но и сладость ее – не знающей тления;– Вечности!