Массовые заскоки как феномен

Александр Бурьяк
Александр Бурьяк
Массовые заскоки как феномен, неявно образующий социальный ландшафт
 
  В просторечии заскок (он же заморочка) -- это устойчивая кон-
центрация индивида на некоторой абсурдной идее вопреки обстоя-
тельствам и рациональным критическим доводам.

  По-английски "заскок" -- kink, по-немецки -- Schrulle (f), по-
французски -- absence (f), по-польски -- bzik и т. д. То есть,
заскок -- это феномен, людьми более-менее замечаемый, но только
если он в проявляется малых и простых формах. Между тем, в более
сложных формах он в значительной части формирует картину совре-
менной интеллектуальной и политической жизни. Эту картину невоз-
можно более-менее убедительно объяснить, если не пользоваться
понятием заскока.

  Тема заскоков -- непопулярная, потому что существенно подрывная
в отношении политических партий и церковных организаций и доволь-
но оскорбительная в отношении большинства людей.

  Заскок может иметь чисто внутреннюю непосредственную причину --
ошибку мышления -- либо дополнительно поддерживаться внешними
обстоятельствами.

  Заскок отличается от каприза (англ. whim, fancy) устойчивостью.

  Заскок всегда опирается на некоторые инстинкты, но связь с инс-
тинктами оказывается опосредствована некоторыми умопостроениями,
и эти инстинкты сами по себе не являются определяющими в сущест-
вовании заскока, а становятся определяющими только вместе со свя-
зующими умопостроениями.

  В основе заскока всегда лежат какие-то сбои в функционировании
здравого смысла, не ведущие непосредственно к очевидному сущест-
венному ущербу.

  В обществе зачастую имеют место ГРУППОВЫЕ заскоки. В формирова-
нии групповых заскоков участвуют инстинкт подражания и инстинкт
солидарности.

  На основе групповых заскоков возникают ЗАСКОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ --
устойчивые идеологическо-организационные несубъектные образова-
ния, способные, на манер организмов, защищаться, поддерживать
постоянство своих базовых особенностей, осваивать ресурсы, расти,
адаптироваться, размножаться, даже ограниченно развиваться.

  Схема развития процесса мыслительно-поведенческого нарушения:

     индивидуальный заскок ->
               групповой заскок ->
                заскочный комплекс.

  Заскочный комплекс вовлекает в себя не только тех людей, кто
подверглись заскоку, но и тех, кто всего лишь используют чужую
заскочность, не страдая заскоком сами.

  Заскок -- это не психическое нарушение, а форма проявления
слабости интеллекта.

  К заскокам близки фобии (навязчивые чрезмерные страхи) и обсес-
сии (навязчивые мысли и влечения). Есть сходства между заскоками
и психозами (наклонностью к неадекватным психическим реакциям). К
заскочным комплексам близки массовые психозы (психические эпиде-
мии, в основе которых -- подражаемость и внушаемость).

  От заскока надо отличать 1) оригинальничание, 2) упрямство.
Заскок может иметь примесь и того, и другого, но то и другое --
НАМЕРЕННЫЕ, сознаваемые отклонения от рационального, тогда как
заскок -- отклонение несознаваемое.

  Традиция и мода -- разновидности заскочных комплексов. Тотали-
тарные секты -- особо яркая разновидность заскочных комплексов.

  Заскочные комплексы -- это формы существования иррациональности
в обществе.

  В пределах заскочных комплексов возникают общественные движе-
ния, общественные объединения, учреждения, предприятия.

  Заскочные комплексы обзаводятся собственной идеологией, образу-
ют собственную виртуальную реальность, собственную микрокультуру,
собственную "иммунную систему" для защиты от вторжений и измене-
ний.

  Заскочный комплекс, охвативший сколько-нибудь большое число
индивидов, образует собственную экономическую микросреду, внутри
которой оказываются возможными специфические виды производства,
торговли, обслуживания, ориентированные на спрос, характерный
только для людей, вовлечённых в конкретный заскок.

  В пределах заскочного комплекса можно общаться, кормиться, са-
моутверждаться и т. д. -- в общем, можно ЖИТЬ. Заскочный комплекс
-- это условная реальность, привычная микросреда, в пределах
которой находиться много комфортнее, чем вне её.

  Чем больше людей вовлекается в заскочный комплекс, тем больше
их масса воздействует на их стадный инстинкт, а также на стадный
инстинкт ещё не вовлечённых посторонних, и тем труднее для них
становится осознание абсурдности их заскока. Далее, даже если
кто-то из них и приходит к осознанию его абсурдности, это ещё не
означает, что возникает стимул для выхода из заскочного комплек-
са. Дело в том, что существовать в рамках заскочного комплекса
зачастую материально выгодно, малоопасно и психологически ком-
фортно. Участие индивида в заскочном комплексе оказывается средс-
твом самореализации, кормления, продвижения к власти в обществе.

  Большинство людей, охваченных заскочным комплексом, получает
через него в основном эмоциональное удовлетворение, меньшинство
зарабатывает через него на жизнь и делает свою карьеру.

  Заскочное всегда хоть чем-то вредит: хотя бы тем, что подавляет
в людях рациональность, критическое мышление. Всякий заскок ущер-
бен и опасен уже просто потому, что он -- заскок, а не преходящее
осторожное мнение ищущего, развивающегося, самокритичного ума.

  Чем избыточнее ресурсообеспеченость общества, тем больше за-
скочных комплексов оно в состоянии выдержать. И появление этих
комплексов обычно не заставляет себя ждать. Но заскочность, ввиду
своей абсурдности, ослабляет общество, поэтому можно говорить о
циклах изменения уровня заскочности:

  рост благосостояния ->
        рост заскочности ->
              падение благосостояния ->
                рационализация массового сознания ->
                рост благосостояния ->

  Любой существенно подкреплённый идеологией общественный строй
является в некоторой степени заскоком, выход из которого невозмо-
жен без событий катастрофического характера.

  В пределах большого заскока могут развиваться не противоречащие
ему заскоки поменьше.

  Современное общество существенно иррационализировано: оно пред-
ставляет собой скорее нагромождение заскочных комплексов, а не
разумно спроектированную конструкцию.

  Рациональность в пределах заскока и относительно заскока (отно-
сительно его "аксиом") является в объективном отношении иррацио-
нальностью.

  Причины существования заскочных комплексов:
1) подражательность людей и их потребность в одобрении со стороны
   себе подобных;
2) слабость типового человеческого интеллекта в сравнении с
   нарастающими сложностями общественной жизни;
3) стремление людей не непосредственно к безопасности, доминиро-
   ванию, размножению и т. п., а к эмоциональному комфорту (а он
   может достигаться и в ущерб безопасности и т. п.).

  Индивид принимает заскочные идеологемы за истинные в основном
потому, что они разделяются большим числом других людей. И он
оказывается стойким приверженцем заскока в основном потому, что
благодаря этому чувствует себя членом коллектива и получает одоб-
рение и поддержку со стороны себе подобных.

  Индивид может видеть ущербность заскочных установок, но, тем не
менее, придерживаться их, чтобы обеспечить себе безопасность и
выгодный социальный статус.

  Если индивид высказал некоторую идею или начал её реализацию,
то отказаться от неё без некоторого ущерба для себя (своей репу-
тации, своего положения в обществе), он, скорее всего, уже не
сможет, поэтому, даже разочаровавшись в этой идее, он нередко
выбирает сохранение своей видимой позиции по отношению к ней как
меньшее зло.

  Если в обществе западного типа нарастает сложность общественной
жизни, то нарастает и её заскочность.

  Большинство людей не способно на сложное критическое мышление в
принципе, поэтому в состоянии вести свою интеллектуальную жизнь
только в рамках тех или иных заскочных комплексов. Можно забо-
титься о том, чтобы эти комплексы хотя бы были полезнее.

  Заскочные комплексы в обществе, в индивидах накладываются один
на другой.

  Бывают взаимно враждебные заскочные комплексы.

  Между однотипными, но не враждующими между собой заскочными
комплексами зачастую нет чётких границ, а есть плавные концепту-
альные переходы.

  Попытка рациональной критики "аксиом" заскока, как правило, 
вызывает реакцию не рациональную, а эмоциональную: люди любят
свои заскоки.

  Вытащить заскочного индивида из его заскока можно, лишь опрясь
на другой заскок этого же индивида и компенсировав инидивиду его
эмоциональную потерю, то есть, наладив ему переживание того же
чувства уверенности в себе, но уже по другому поводу.

  Критике заскочного комплекса, заявляемой извне, обычно противо-
поставляется внутризаскочная контркритика, которая оказывается
для вовлечённых в заскок людей более убедительной -- хотя бы
потому, что она до них легче доходит.

                *  *  *

  Заскокам подвержены в основном люди с заскочным складом личнос-
ти. Черты заскочного склада психики:
    - доминирование эмоционального над рациональным;
    - коллективизм (стадность);
    - нескептический склад ума.

  Заскочный склад психики присущ большинству людей, но, конечно,
в разной степени.

  Заскочник может отвергать современность, даже воевать с большей
частью общества, но, в отличие от маньяка, он всегда член коллек-
тива единомышленников.

                *  *  *

  Людьми манипулируют через их заскоки. Направления манипулирова-
ния:
    - уплощать интеллект;
    - связывать спорами по поводу заскока и враждебных ему
      заскоков;
    - натравлять на носителей враждебного заскока;
    - отвлекать от чего-то внимание посредством культивирования
      заскока.

                *  *  *

  В любой области деятельности приходится в основном иметь дело
не с просто разными точками зрения на одни и те же вещи, а с раз-
ными заскочными комплексами, которыми эти точки зрения подпирают
ся. То есть, в попытках перетащить людей на свою сторону в неко-
тором деле упираешься не столько в какую-то аргументацию, претен-
дующую на рациональность (и более-менее преодолимую посредством
корректных доводов), и даже не в эмоциональные потребности (они
понятны, узнаваемы, предсказуемы), а в довольно рациональные
враждебные интересы, удовлетворяемые в рамках всяких условных, но
довольно устойчивых эрзац-реальностей, сложившихся на абсурдной
основе.

                *  *  *

  Условная реальность -- это то, что существует (не физически или
не вполне физически) только потому, что люди признают его сущес-
твование, поскольку так повелось и поскольку они (не все) счита-
ют, что это облегчает им жизнь. Примеры элементов условной реаль-
ности: законы, деньги, боги, аристократические титулы, учёные
звания, должности и т. п.

                *  *  *

  Заскочный комплекс -- это условная реальность, надстройка над
"реальной" реальностью, закрывающая к ней доступ. Чтобы быть эф-
фективным в обществе или хотя бы выживать в нём, надо считаться
с его условными реальностями. Истина -- это то, что принято в
обществе рассматривать в качестве таковой, а не то, что соответс-
твует неким объективным критериям. Эффективное, полезное в услов-
ной реальности может быть очень неэффективным, вредным в "реаль-
ной" реальности. Из-за этого расхождение условной реальности и
"реальной" реальности может привести к накоплению "реальных"
проблем и впоследствии к катастрофе, которая уничтожит тех, кто
живут в условной реальности.

                *  *  *

  Всякое религиозное движение, всякая политическая партия -- это
заскочные комплексы. Карьеру в них делают не те, кто адекватнее
воспринимают ПЕРВИЧНУЮ реальность и предлагают более эффективные
относительно этой реальности действия, а те, кто лучше вжились в
коллективно культивируемые фикции и предлагают что-то более эф-
фективное относительно этих фикций.

                *  *  *

  Некоторые существенные заскочные комплексы белой цивилизации в
текущее время:
 1. "Права сексуальных меньшинств".
 2. Инорасовые "беженцы".
 3. Антирасизм.
 4. "Свобода" и "демократия".
 5. "Холокост".
 6. Антисемитизм.
 7. "Современное искуство".
 8. Автомобилизм.
 9. "Прогресс".
10. Русофобия.
11. Компьютеризация, интернетизация.

  Являют собой заскочные комплексы особо страстные культы извест-
ных людей. Как правило, заслуги и личные достоинства этих людей
сторонниками их культов существенно преувеличиваются, а ошибки,
слабости и неблаговидные поступки игнорируются или оправдываются.
Из-за этого оказываются в пренебрежении чуть менее значительные
деятели, а историческая картина в целом получается упрощённой,
искажённой и мало полезной в качестве основы для суждений. В рас-
хожих трактовках образов некоторых выдающихся персон отклонение 
от реальности бывает довольно большим. К примеру, в постсоветской
России в чрезмерно приукрашенных пребывают следующие неоднознач-
ные герои:
    Михаил Ломоносов
    Александр Суворов
    Михаил Лермонтов
    Михаил Скобелев
    Дмитрий Лихачёв
    Андрей Тарковский
    Олег Даль
    братья Стругацкие
    Владимир Высоцкий
    Булат Окуджава

  В связи с вопросом о потенциале заскочности в русском народе,
обусловленном русской национальной культурой и русским националь-
ным характером, полезно вспомнить сравнительно недавнюю историю с
поклонением юродивому Ивану Корейше (Русской православной церкви
хватило здравости не сделать из него святого).

  Иван Яковлевич Корейша (1783-1861) неимоверно почитался как
блаженный, ясновидящий и прорицатель. 47 лет провёл в психиатри-
ческих больницах (его поклонники наведывались к нему туда). О нём
писали Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Н. С. Лесков и Л. Н.
Толстой, И. А. Бунин и др. В молодости он получил религиозное
образование, после преподавал некоторое время, а потом его потя-
нуло на подвиг юродства. Показательно не то, насколько он удачно
предсказывал, исцелял и т. п., а то, как он жил и какие крайние
формы приняло, тем не менее, поклонение ему. Из Википедии:

  "Приносимую ему на завтрак, обед, ужин еду он превращал в меси-
во и в таком виде ел сам и угощал ею окружающих."

  "Иван Яковлевич получил отдельную просторную палату, но гуман-
ные нововведения Саблера встретил в штыки, скинув с постели чис-
тое бельё на пол и, примостившись в углу, оградил себя чертой,
которую никогда не преступал сам и которую не позволял преступать
никому."

  "Его нетребовательность к себе граничила с полной нечистоплот-
ностью. Палата, где находился больной, была необыкновенно гряз-
ная, при этом, по настоянию Ивана Яковлевича, она почти никогда
не убиралась, а нечистотам юродивого находилось самое разнообраз-
ное применение."

  "По воспоминаниям доктора Дюмуляна (Демулена), помещение Корейши
походило на логово животного, а не на медицинскую палату. 'Сам
Иван Яковлевич лежал на полу, на слое песка, прикрытый лоскутным
и настолько грязным одеялом, что от одного его вида тошнота
подступала к горлу: а грудь покрыта волосами и грязью. Подушки
тоже покрыты грязью и жуткими слоями сала'."

  "Юродивый мог порой грубо издеваться над своими гостями: моло-
дых девушек посадить к себе на колени, а пожилым женщинам гово-
рить скабрезности, заворачивать им платья, облить или обмазать
их, кидался всем, что попадалось под руку, или наоборот заставлял
посетителей убирать за собой, а то и просто вываливал еду гостю
на голову."

  И. Пыжов ("26 Московских лже-пророков, лже-юродивых, дураков и
дур"):

  "Еще при жизни Ивана Яковлевича, когда он лежал недвижим, а
из-под него текло, служителям ведено было посыпать пол песком.
Этот-то песок, намоченный из-под Ивана Яковлевича, поклонницы его
собирали и уносили домой, и песочек от Ивана Яковлевича стал
оказывать врачебную силу. Когда же умер он, то многие приходили
издалека и покупали песочек у сторожей. Песочек стал истощаться,
а цена ему возросла, и вот прозорливые сторожа носили песок со
двора, мочили его уж из-под себя и продавали, но, несмотря на всё
это, сила в песочке оставалась та же самая. Одна из таких-то
поклонниц, купившая песочек, вылечила им своего сына, ребенка.
Разболелся у ребенка животик, мать и дала ему в кашке полложечки
песочку, и ребенок выздоровел. Скорбная весть о смерти его быстро
пронеслась по всем концам Москвы: множество поклонников спешило к
нему из-за Яузы, из Таганки, из Замоскворечья, и все несли ему
уксусу, спирту, духов, масел для умащения его тела. Два дня стоял
он в своей комнате, и масса народа не отходила от него,
прикладывалась к нему и помазывала его для уничтожения
появившегося зловония. Благоразумные же поклонники, опасаясь, что
от усердного натирания труп окончательно испортится, сочли нужным
вынести его в часовню. Из опасения, чтоб не украли тело Ивана
Яковлевича, стоявшее в часовне, сначала приставили к нему
сторожа, а потом внесли в церковь, откуда уже никак нельзя было
его украсть. Во все это время шли дожди и была везде страшная
грязь, но, несмотря на то, во время перенесения тела из квартиры
в часовню, из часовни в церковь, из церкви на кладбище женщины,
девушки, барышни в кринолинах падали ниц, ползали под гробом,
ложились по дороге, чтоб над ними пронесли гроб. Принесли его в
церковь. Вату, которой заткнуты были у покойника нос и уши, после
отпевания делили на мелкие кусочки. Наконец, многие приходили к
гробу с пузырьками и собирали в них ту влагу, которая текла из
гроба. Должно думать, что и эта влага будет оказывать целебное
действие на детей. Срачицу, в которой умер Иван Яковлевич,
разорвали на кусочки. Пришли солдаты его обмывать, но женщины
вытолкали солдат вон, как недостойных, и сами его обмыли, и ту
воду, которой обмывали, тут же выпили. Некоторые изуверы, по
уверению многих, отгрызали лаже щепки от гроба."

  Из того же ряда, но менее ненормальная личность -- Порфирий
Иванов. Григорий Распутин -- тоже где-то поблизости.

  Достижению крайних, особо абсурдных степеней заскочности
способствуют:
  - большая численность охваченных заскоком;
  - относительная изолированность охваченных заскоком от тех,
    кому заскок чужд;
  - большой промежуток времени, в течение которого заскок имел
    возможность беспрепятственно развиваться;
  - отсутствие у влиятельных субъектов существенного интереса в
    противодействии развитию заскока;
  - подготовленность культурной почвы для развития заскока:
    наличие более-менее положительно воспринятых прецедентов.

                *  *  *

  К феномену заскочности близок по механизму работы и по абсурд-
ности её результатов феномен косячности. В обществе эти два фено-
мена могут развиваться во взаимосвязи. Ключевое различие между
ними состоит в том, что заскочный индивид верит в общественную
полезность того, что делает, а косячный индивид не верит в общес-
твенную полезность того, что делает, а верит только в полезность
этого для своей карьеры.

  (Слово "косяк" точнее выражает суть феномена, чем слово "клан":
косяк возникает для движения и имеет вид клина.)

  Как известно, карьеристы двигаются "наверх" преимущественно не
в индивидуальном порядке, а косяками. Косяк -- это неформальная
иерархия добровольного подчинения, образующая клин, который про-
бивается "наверх" в формальной иерархии подчинения.

  Создать и потом вести "наверх" собственный косяк очень трудно:
много проще пристроиться за лидером.

  Встраиваться в косяк, лидер которого уже добрался до "верха",
-- это менее выгодно: движения "наверх" вместе с косяком уже не
будет. Но в этом косяке могут возникнуть перспективные субкосяки,
ещё способные двигаться "наверх" в его теле.

  Если лидер косяка высказал или затеял какую-нибудь чепуху, то
членам косяка и кандидатам в него надо энергично поддерживать эту
чепуху независимо от своего мнения о ней. Иначе косяк потеряет
живучесть и пробивную силу. "Пока мы едины, мы непобедимы". Осно-
ва единения, конечно, важна, но ещё важнее само единение. Если не
будешь энергично и слепо поддерживать вождя, то не пристроишься в
косяк, а если ты уже там, то вылетишь из него.

  Вне косяковых отношений "ведущий-ведомый" вполне возможны такие
явления, как конструктивная критика и её позитивное восприятие
критикуемым с последующей переменой им своих мнений, а то даже,
бывает, и уступкой своего места более толковому человеку -- ради
пользы дела. В пределах отношений "ведущий-ведомый" такое почти
невозможно: лидер предпочитает упорствовать в своей не совсем
явной чепухе, а не исправлять свои большие ошибки.

  Время от времени ошибается любой человек, но до ошибок "малень-
ких" людей нет никому дела, и "маленькие" люди имеют возможность
исправлять свои огрехи без ущерба для своей репутации и своего
положения: признаваться в содеянном, выслушивать критику, испра-
шивать советы.

  У вождей же не так: им нужно благоговение, почтительное смотре-
ние на них "снизу вверх", иначе они увязнут в спорах и оправдани-
ях, так что на пробивную работу не останется сил.

  Быть заловленным на ошибке -- это в любом случае неприятно, но
для вождей это может означать радикальную перемену в худшую сто-
рону: чем выше заберёшься, тем больнее падать. Можно даже раз-
биться насмерть.

  Стремление двигаться "наверх" и удерживаться там, косячность,
конкурентная борьба -- существенные непосредственные причины рас-
пространения ущербных идей и реализации ущербных решений.

  Об огромной значимости косячности в карьере и об опасности
критикования начальства известно каждому более-менее успешному
карьеристу. Новизна подхода здесь -- в приписывании косячности
существенной вины за абсурдизацию общества. Карьеристские кося-
ки, поддерживая идейки и решеньица своих вождей, нейтрализуют в
нём интеллектуальность.

  Декосячизация управления достигается устройством "прозрачных"
"социальных лифтов", работающих по формальным правилам.