Ископаемое с антресоли. Продолжение

Эльвира Минеева
   Страница №3.С чего всё начиналось?
 
  Вспоминаю, как однажды на уроке литературы в 10 классе, придя в отчаяние от того, что опять никто не прочитал заданный текст, я в сердцах выдала:
  -Значит, в будущем появятся два десятка неудачных семей и несчастных детей!
 Недоумённая тишина. Потом Мишка Тренькин прогудел:
  -Как это?
  - Так это,- отвечаю.-По всему видно, что здесь никто не задумывается о будущей семейной жизни.
  -Я пока жениться не собираюсь,- заявил Мишка.
  - А когда соберёшься, будет уже поздно: ты не в состоянии будешь создать нормальную семью.Тебе придётся выстраивать отношения с женщиной, своей супругой, а тебе это окажется не под силу.Ведь женская душа за семью печатями для тех, кто не прошёл подготовку.
  В классе шум, недоумённые возгласы,смех. Лена Зотова, староста,человек серьёзный и дотошный, недоверчиво спросила:
  -А как всё это связано с уроком литературы?
  -Напрямую, - отвечаю.-Художественная литература запечатлела в живых картинах-образах эмоциональный опыт наших предшественников.Вы думаете, что Пётр Гринёв, Евгений Онегин или Пьер Безухов эмоционально сильно отличаются от вас, молодых людей
ХХ-го века? Отнюдь нет! Они так же,как и вы, хотели быть счастливыми, любить и быть любимыми и пытались добиться этого. Совершали неверные шаги, ошибались, страдали от этого. И снова искали счастья и согласия с самим собой.
  И вы уже в наше время тоже пройдёте путь поиска счастья, повторив их ошибки. А если вы изучите их опыт, запечатлённый мастерами художественного слова в литературных произведениях, то постараетесь не повторять этих ошибок. Опыт предшественников пригодится вам не только в делах семейных Но и в поисках своего места в жизни, в стремлении реализовать свои способности.

  В классе тишина. Я предлагаю:
  -Попытайтесь "расшифровать"гамму чувств лирических героев  В"Письме Татьяны к Онегину"(это для девочек) и в"Письме Онегина к Татьяне"(это для мальчиков).
На следующем уроке я попрошу кого-то из вас прочитать выразительно эти тексты , а потом сообща прокомментируем их эмоциональное наполнение.

  Не буду пересказывать сумбур следующего урока. Чтение было отнюдь не блестящим,
а "расшифровка"-комментарий вылился в ожесточённый ор. Я была довольна- расшевелила спящее болото! В последующем стала смелее вводить в урок художественное чтение ребят( приходилось вне урока репетировать с ними). Потом инсценировки фрагментов текста. А потом появилась и у меня, и у ребят потребность выйти за рамки урока. "Довыходились" до литературных вечеров...


   Страница 4. Пушкинские уроки.

  Верю в судьбу. Ведь зачем-то она свела меня с Нелечкой Антоновной в школе, куда мне пришлось перейти. Это человек одной "породы" со мной. Нелли Антоновна уже много лет вела в школе литературный кружок, создала Пушкинский кабинет, собрала обширнейший материал о поэте.
  Это была счастливая и очень важная для меня встреча. Наши отношения из профессиональных переросли в личную дружбу. Мы дополняем, "зажигаем" друг друга в общем деле. До моего прихода в школу Нелли уже поставила "Цыган" Пушкина, сцены из "Евгения Онегина",сказки Пушкина. После нашего "объединения" вошли в традицию вечера
  19 октября "Лицея день заветный". А Пушкинский кружок всё больше приобретал черты литературно-драматического с репертуаром в основном Пушкинским. У нас даже стихи появились:
   На Металлурге(название микрорайона) есть избушка-
   Пятиэтажная изба.
   Там Алескансергеич Пушкин
   Даёт уроки для ребят...
  "Уроки Пушкина" - исходное в жизни нашего театра( как гордо и самонадеянно мы себя называем теперь).На нашей сцене шли спектакли(по самодельным сценариям): "Барышня-крестьянка","У Лукоморья", "Онегин и Татьяна","Сказка о попе и работнике его Балде"
(в разные годы в трёх разных вариантах), "Русалка"...
Пушкинская тема не была единственной. К сорокалетию Победы мы поставили на сцене Дворца культуры металлургов спектакль по поэме Егора Исаева "Суд памяти", К 800-летию "Слова о полку Игореве" инсценировали этот памятник древнерусской литературы.
 Отважились написать сценарий и осуществить постановку "Сорочинской ярмарки" Н.В.Гоголя. Незабвенная "Сорочинская"!Как ребята любили этот спектакль! Они и теперь
 считают, что наша "Ярмарка"- недосягаемая высота по   сравнению со всем тем, что мы сделали раньше.   

 
     Страница 5. Дерзость дилетантов.

  Оглядываясь назад, ужасаюсь нашей дерзости и самонадеянности: за какие вещи осмеливались приниматься! Откуда эта смелость? От дилетантизма? В разговоре с одним
молодым режиссёром, выпускником Института культуры, я упомянула, что мы в школьном театре репетируем "Каменного гостя". Мой собеседник сделал большие глаза и сказал:
  -А вы не боитесь, что ваши юные актёры не смогут понять всю философскую глубину образов трагедии?
 Я сама не раз об этом думала и пришла к выводу: ВСЮ глубину они пока не поймут. Это
придёт к ним с опытом взрослой жизни. Но пусть они сейчас поймут в трагедии то, что им доступно: святость любви, её жертвенность,всепобеждающую силу и наказуемость потребительского отношения к этому чувству.
  Выбор этого произведения определили сами ребята. Как они просили  взять именно этот сценарий! И как они самоотверженно работали! Я вижу, что получилось по-детски, иногда неуклюже и наивно.  Чтобы не выглядеть смешными дилетантами, посягнувшими на непосильную задачу, мы решили прибегнуть к лёгкой мистификации, введя в спектакль ещё один персонаж - некую Клару Гасуль(это героиня французского писателя Проспера Мериме).Она якобы хозяйка  провинциального театра, на сцене которого якобы идёт высоконравственная трагедия из испанской жизни. Теперь как бы ни получились роли у наших актёров, мы ни в чём не виноваты. Ведь играем не мы, а провинциальные актёры французского театра прошлого века...