Валеология наука о здоровье и здоровом образе жизн

Андрианов Владимир 2
             
               Почти все признают, что среди благ этой жизни первое есть здравие
                (Луиджи Корнаро)

Здоровый образ жизни — это такой образ жизни, который ни в чем не противоречит природе. Только здоровый образ жизни позволяет разбудить жизненные силы, дремлющие в каждом человеке, активизирует целительные силы.

Как мы уже отмечали, основы здорового образа жизни с использованием физических нагрузок, умеренного питания, с соблюдением постов, бани, закаливания были заложены врачами, учеными, философами, народными целителями выдающимися людьми много веков назад.

В частности, великие россияне — А. Суворов, Л. Толстой, И. Репин и многие другие собственным примером доказали, что соблюдение основных принципов здорового образа жизни — не навреди, не злоупотребляй, будь умерен — способствует долгожительству, хорошему самочувствию, высокой работоспособности.

Новым направлением современной геронтологии стала валеология (valeo – я здоров (греч.), logos – учение) – наука, или научно-философская концепция о здоровье и здоровом образе жизни.
«Будь здоров» (la vale) – была стандартная форма приветствия для жителей  Древнего Рима.

Современный термин «валеология» введён в научный оборот в 80-х годах прошлого столетия советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Ицковичем Брехманом (1921-1994).

Конец 90-х годов прошлого столетия был отмечен ростом  популярности валеологии, появляется множество научной литературы и учебников по этой тематике.

Первая научная кафедра валеологии была создана одним из основоположников развития этой науки д.ф.н., д.м.н., академиком Петровской академии наук В.П.

Петленко на базе Ленинградского государственного института усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Валеология пользуется поддержкой среди части членов Петровской академии наук и искусств, что придает ей определенный авторитет в структурах государственной власти.

Предмет валеология был введен в программы обучения школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Министерство здравоохранения России утвердило должность «врач-валеолог». В 1996 г. начал издаваться научно-практический журнал «Валеология».

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

В свою очередь, индивидуальное здоровье – это ощущение гармонии, высокая работоспособность, выносливость в условиях чрезвычайных обстоятельств и активное долголетие.

Главная задача валеологии – научить человека беречь свое здоровье с раннего возраста. Люди должны понимать, что искусство продлевать жизнь – это искусство не сокращать ее.

Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Валеология ставит своей целью обучение человека гигиеническим правилам восстановления, укрепления, совершенствования здоровья и привитие таких навыков, как активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой, рациональное питание, личная гигиена, гигиена половых отношений и тд.

Валеология является интегрированной наукой, так как использует результаты различных отраслей медицины, психологии, философии, накопленных человечеством в процессе своего развития и др.

Однако в последние годы валеология стала подвергаться нападкам со стороны философов и религиозных деятелей, которые отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии на целостную науку и спорность её положений.

В частности, представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с решением проблемы целостной теории человека.

Однако, по мнению служителей культа в настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы.

Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла.

В результате под давлением высокопоставленных священнослужителей в 2001 г.  Министерством образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

По состоянию на 2012 г. теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии.

Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.

На наш взгляд, конечно валеология имеет право на существование. Ее преимуществом, а не недостатком является попытка интегрировать лучшие мировые практики естественного оздоровления и сохранения здоровья, гармоничного развития личности в единую дисциплину.

Для современного поколения в условиях ухудшения состояния внешней среды целесообразнее и полезнее изучать основы здорового образа жизни, чем Закон Божий.

Значительный вклад в пропаганду здорового образа жизни вносят врачи, которые разработали свои собственные системы естественного оздоровления.