Маслодельня

Иван Паластров
Степка пришел к Иванку, тот сидел под сараем и рубил ветки для таганочка. Таганочек 
 ставят на шесток печи и варят похлебку в чугунке. Летом печь топили не каждый день, а только тогда, когда нужно было выпечь хлеб. „Иванко, дядя Саша сказал, что будут масло горчичное делать, нужно будет лошадь погонять.  Он нам предлагает эту работу, чтобы взрослых не отвлекать“. «Чё платить будут или бесплатно?» - спросил друга Иванко. «Дак сказал, что масла дадут сколь-нибудь, вам же надо масла и трудодни», - ответил Степка. Масло,  конечно, было нужно, и Иванко согласился. 

Масло делали в колхозе каждое лето, для этого сеяли горчицу. Горчица была желтой как пшено, и ее нужно было раздавить между стальными вальцами два раза.  Для того, чтобы вальцы вращались,  нужна была лошадь, Лошадь ходила по кругу и вращала шестерню, от шестерни шел вал к вальцам. Вот эту лошадь и нужно было гонять по кругу, потому что лошадь - животное умное,  ходить не хотела.  На следующий день с утра Иванко был уже у маслодельни, где был дядька Трофим, он и делал всю работу, чтобы из зерен горчицы получилось масло. «Ну что, работник, пришел? Час запряжем твоего Карька и будем давить горчицу, - сказал дядька и стал запрягать лошадь. - Учись, завтра сам будешь запрягать, это просто».  И стал показывать, что нужно сперва делать. Он надел на шею лошади хомут с постромками,  пристегнул их к длинной толстой жерди, она была приделана толстым концом к шестерне.  Шлёпнул Карьку по крупу со словами: «Пошлааа!» Лошадь пошла вокруг шестерни, та передала вращение на вал, а тот, в свою очередь, вращал вальцы. Вот в этом и заключалась Иванкина работа.

Это оказалось не просто - ходить по кругу нужно было постоянно, потому как только сядешь на скамеечку, Карько сразу останавливался - не хотел тянуть постромки. Дядька Трофим засыпал в бункер горчицу, и она ручейком потекла  между вальцов, которые ее плющили. Так прогнав зёрна через вальцы два раза дядька засыпал раздавленную горчицу в вмазанный  в печку котел с горячей водой,. Распаренную горчицу он вывалил в толстый чугунный ящик с отверстиями на дне и, закрыв такой же толстой пластиной, начал опускать пресс, сделанный из толстого березового бревна.  Один конец бревна был закреплен у ящика, другой был поднят при помощи толстого деревянного винта вверх. Трофим просунул толстую палку вниз винта и стал его вращать. Бревно стало опускаться и давить на чугунную крышку ящика с горчичной кашей.  Когда давление было достаточно сильным, из отверстия в ящике в ведро потекла светло-желтая жидкость, это было горчичное масло.


В обязанность Иванко входило засыпать бункер горчицей, когда дядька был занят другим делом. Днем прибежал друг Колька, и стало намного веселей гонять Карьку по кругу, при этом умудрялись прокатиться на толстой жерди, лежа на животе. Когда было отжато первое масло, дядька Трофим, ухмыльнувшись спросил: «А хлеб вы припасли?» «А зачем хлеб-то?» - спросил  Иванко. Колька тоже вопросительно уставился на дядьку.  «Час, узнаете», - сказал Трофим и достал из холщового мешка круглую ковригу хлеба, от которой отломил  по хорошему куску и подал их друзьям. Затем зачерпнул алюминиевой кружкой из ведра масло и поставил ее на скамейку. «Макайте и ешьте, такого вы еще не ели». Друзья с недоверием посмотрели на дядьку - Трофима не могли понять, то ли шутит, то ли нет, как это хлеб и с маслом.  «Вы блины дома в масло макаете, так и это тоже самое, только с горчичным маслом еще вкуснее, чем с коровьим», - сказал дядька и первый макнул кусок в масло.

Иванко дома сроду не макал блины - откуда у них масло-то возьмется, если коровы нет.  Мама пекла блины, смазывая сковородку свиным жиром,  так вкусно было и без масла. Он первый макнул кусок хлеба,  откусил кусочек и почувствовал во рту какую-то приятную, ароматную горечь... Хлеб с горчичным маслом был таким вкусным, что казалось, ничего вкусней не было. Глядя как уплетает хлеб друг, Колька тоже стал макать кусок в масло и есть. «Ну че, работники, узнали вкус горчичного масла с хлебом?» - весело спросил дядька Трофим у друзей.

Они согласно закивали головами. Так делали масло целую неделю, а может больше, все эти дни Иванко гонял лошадь по кругу и когда было нужно, засыпал горчицу в бункер. Ему помогали его верные друзья Колька и  Степка. Когда горчица закончилась, дядька Трофим сказал, чтобы Иванко принес бидончик и налил в него масла. «Это тебе сверх трудодней, которые ты заработал и за которые получишь расчет осенью, когда соберется урожай в колхозе“. Дядька Трофим знал, как тяжело жилось Иванке и его матери без отца, не часто они видели на столе картошку, приправленную маслом. Иванка принес бидончик с маслом домой и с гордостью поставил  на стол. Мать открыла крышку и, почувствовав аромат свежего масла, радостно всплеснула руками и прижала голову Иванки к груди- в доме появился кормилец.