Я-курсант артиллерийского училища. Часть четвертая

Иван Краснов 2
Итак,    в   стране   начался  новый   1954  год,  который  принесет    много  новых  событий. Они   сильно  изменят   как  внутриполитическое  положение   в  стране,  так и   положение  страны на международной   арене. Новый  год  станет  переломным  и  в  моей  жизни - я заканчиваю   учебу  и  начинаю  свою  самостоятельную  военную  и  трудовую  деятельность.   Я  полон  ожиданий  от   нового  витка  в   моей  жизни,  как он сложится,  принесет  ли  он  мне   удачу    в жизни? 

Марина   приезжала   к  родителям  из   Москвы  раз в  две  недели, заранее    сообщала  мне  о своем   приезде   на  выходные  дни. Мы  с  ней  ходили в  кино,   на прогулки  в  парк,  потом  приходили    к  ней  домой,    общались  с   родителями  и  с  братьями.  Как-то  её   брат  Николай  обратился  ко  мне    просьбой   поговорить по  секрету. – Давай,  поговорим,  -отвечаю я.    -Ваня,  мы   видим,  что  Марина   увлеклась   тобой,   стала    часто  приезжать  домой.      Мы  любим  Марину и  просим  тебя   бережно   относиться к ней,  не  наделать глупостей,  ей  нужно  учиться  и закончить  институт. - Николай,  я   порядочный  человек  и  даю  слово   офицера,  которым  я  скоро   стану,   что   у  нас  чистые   отношения , и  я  ничего  плохого  Марине  не  сделаю. Можешь  передать   мои   слова  и  родителям. - Ваня, я  тебе   верю. Теперь  я   спокоен,  что  ни  ты,  ни  Марина  не  наделаете   глупостей.

 В   очередной  приезд  Марины  домой  я  попросил её  достать  билеты  в  Большой   театр.    Понятно,  что   это  была   мечта  всех   советских  людей  побывать  в  Большом  театре   и  Третьяковской   галерее.  Через  неделю  я   позвонил  Марине,  как  дела  с  билетами  и  услышал  радостный   голос:  - Я достала   билеты  в  Большой   на  «Хованшину»  на  субботу.    

В  назначенный  день   я  приехал в   Москву.   Марина  встретила   меня  на  вокзале ,  и  мы   поехали  к  ней.  Родители  снимали  ей   комнату  в  двухкомнатной   квартире.  Хозяйка,  милая    женщина    лети  шестидесяти, Мария  Михайловна,  пенсионерка,  бывшая   учительница,  вдова.   Её муж  -  офицер  Советской  армии, артиллерист,   погиб  в боях за Москву в ноябре  1941  года. Она  доброжелательно   отнеслась  к  военному   гостю   своей   квартирантки. Мы  втроем   немного  посидели  за  столом,  попили   чаю  и   стали   собираться  в  театр.

 Я   впервые  был  в  Большом  театре. «Театр  уж  полон,  ложи  блещут,   партер и кресла - все  кипит. В  райке нетерпеливо плещут. И взвившись   занавес  шумит» ( А.С Пушкин). Примерно   такую  же   картину  мы наблюдали  и  на  спектакле  в  Большом  театре.  По  залу    идет  легкий  шум,  перед  началом  спектакля   зрители  переговариваются,  смеются,  шутят.  Музыканты  оркестра  настраивают   инструменты.   

 Меня  поразил   зал   своим  величественным и  торжественным   видом -  свет  огромной  люстры   над    партером,  блеск   огней  лож,  огромный   красивый  занавес  закрывал  сцену.   Мы   сидели  с  Мариной   примерно  в  четырнадцатом  ряду.   И  вот,   появляется на  своем    месте  дирижер,  зал  бурными  аплодисментами   приветствует   его. Все  в  зале   величественно.  Наконец ,  поднимается  занавес,  и  перед   нами   разворачиваются     картины   исторического  прошлого   России.   

Мощная  проникновенная   музыка  Модеста   Мусоргского,  великолепные   голоса  Надежды Обуховой  и  Марка Рейзена    заставляли   учащенно  биться  сердце.  Борьба  старой   и  новой  Руси,  схождение  со  сцены  первой   и   нарождение   второй, борьба   различных  религиозных  течений   того  времени. На  сцене  раскольники,  закрывшись  в  своих  скитах,  не  хотели   сдаваться  и, запершись  изнутри  своих строений,  поджигали  себя и  сгорали  в  огне, не  желая  расставаться  со  старой  верой.

В  антрактах спектакля   мы с  Мариной   в своих   скромных    костюмах   чувствовали   себя  довольно стесненно  среди  богато  одетой  московской публики.   Мне на  всю  жизнь  запомнилось   это моё первое  посещение  Большого  театра. И  хотя   впоследствии  я  неоднократно  бывал в  Москве,   попасть  в Большой  театр  мне не удавалось. 

Между  тем  напряжение   в  учебе  с   каждым  днем  нарастало, нужно  было  готовиться  к государственным  экзаменам.  Мне  некогда было  ездить  в  Москву,   да  и  Марина  стала  реже  приезжала  домой:  у неё  тоже  наступили  жаркие  дни  в  учебе.  У меня же между  тем  случилась  большая неприятность. Занимаясь  в  спортивном  зале,  я  рванул очень  тяжелую  штангу  и  получил кровоизлияние   в  левый  плечевой  сустав. Врачи  училища поставили  мне сложный  диагноз - артроз  плечевого   сустава, подвесили  мне  левую руку  на  привязь через  шею,  запретили   двигать  левой рукой  и  порекомендовали   ходить  на  процедуры в  кабинет физиотерапии и не посещать  учебные занятия с физическими нагрузками. 

Мне  не  хотелось  с  подвязанной  рукой  ходить  в  увольнение,  встречаться  с  Мариной. Я  попросил  своего  лучшего  друга  Женю  Хохлова в  очередной   приезд  Марины в  Коломну  сходить  к  Марине  домой и  рассказать,  что  я  заболел и  не  смогу    встречаться  с ней,  пока  не  выздоровеет  рука.   Женя  охотно  выполнил  мою  просьбу. Он не  только встретился в  очередной  приезд   с  Мариной,  но   встречался с  ней   и в последующие  её  приезды. Он  подробно    рассказывал   мне  об их  встречах их  беседах, я  был  благодарен   Евгению,  что  он  успешно   справляется  с  моей  просьбой. Постепенно   Женя  полностью  заменил  меня, да и  я  понимал,  что у нас  с  Мариной  не  было   такой   общности  и  взаимопонимания ,  как  у  моего  друга.

Вы  понимаете, читатель,  что все   закончилось у  нас  с  Мариной  так,  как и  должно было  случиться.  Мой  друг  встретил на  своем  пути  ту  девушку,   которая  ему  была  нужна   по  жизни.  Марина  и  Женя  Хохлов   полюбили  друг  друга,  и  по  окончании  училища   мои  друзья  поженились. Я  был на  их  свадьбе.  В результате сложилась  замечательная  семейная  пара,  и  я рад, что   помог  им найти  друг  друга в  жизни. После    окончания  училища  пути наши  разошлись,   и  я  никогда  больше не  встретил ни  Марину, ни  Женю.
Прошел  месяц,  улучшение руке  не  приходило. Вместе   со   всеми курсантами я ходил на  все  занятия,  слушал  лекции.  Началась   подготовка  к   государственным      экзаменам. Вскоре  наша  батарея   уехала  в  учебный лагерь,  где  должны  были   состояться    зачетные    стрельбы   с  закрытых огневых  позиций.  В  мае   месяце  в  лагерь  уехало  все  училище. В  городе  остались  только  хозяйственные   подразделения.

В  учебный  лагерь  уехала  и  медицинская   часть.  Мне  же было  предписано  ходить  в  городскую  поликлинику  на  физиотерапию,  где  мне  делали   процедуры  вместе  со  старушками.  Нередко   они  меня   осуждали:  – Молодой, здоровый   и не  стыдно  тебе  здесь  сидеть?  Нужно  больше  заниматься  спортом, - упрекали они  меня.    Я и  сам   чувствовал,  что  мне  нужно   было  что-то  делать дальше  с  больным  плечевым  суставом.  Рука   не   поднималась, то есть,  лечение не  помогало.    

Я  поехал  в  учебный  лагерь к начальнику  медицинской  службы  училища  и обратился к нему с  вопросом,  что  мне  делать  и  что  меня  ждет.   Ответ  прозвучал  короткий: - Либо  Вы   разработаете  плечевой  сустав  сами  путем   физических  упражнений   под  руководством  наших  медработников,    сдадите   государственные  экзамены  в  училище   и  станете  офицером,  либо  мы  Вас  комиссуем. Поскольку  я  всегда  мечтал  об  учебе  в  университете,  я  сказал  начальнику  медицинской  службы:-Комиссуйте меня,я пойду учиться  в  университет. 
 
Правда,  говоря  так,  я не  подумал о том,  на  какие  средства  я  буду   учиться  пять  лет,  и кто  мне  будет  помогать.  Я знал, что денег у моих сестёр нет,  и всё что могли, они уже сделали - для  моей учебы в  техникуме передали  мне  деньги, вырученные за  дом в  деревне. Так что  вариант  учебы  в  университете после  моего   комиссования   был бы  весьма  проблематичен.   

Поскольку  в  те  годы  срок службы в  армии   составлял   три  года, то я услышал    в  ответ  от  начальника  медицинской  службы  училища: - Мы  Вас  комиссуем,  и  Вы  поедете   дослуживать  в  воинскую  часть  еще  один  год. Ваши  два   года    учебы  в  училище  будут  зачтены  за  службу.   - Но я  же  практически  инвалид,  у  меня не  работает  левая  рука. -  Ничего,  Вы  можете   служить  писарем,  правая  рука  у  вас  работает  хорошо.    Выбирайте,  решайте  сами.  Или  Вы     разработаете    плечевой  сустав и выпускаетесь  офицером,   или  мы Вас  комиссуем,  и  Вы  едете  дослуживать  рядовым  в  воинскую  часть. 

 Я  выбрал  первое и стал   усиленно  разрабатывать  плечевой   сустав.   Привязывал   кисть  руки  к  верхней   части   двухъярусной  кровати     и  сам,  скрипя  зубы,  делал  приседание.   Плечевой  сустав  причинял  мне  неимоверные   боли,  приходилось  терпеть. С  каждым  днем  число   приседаний  росло. Я  сам  разработал  для  себя  физические  упражнения  для   лечения  сустава,  с  размаха    поднимая  руку  вверх.  Постепенно    рука   стала    медленно   подчиняться   мне.     К государственным  экзаменам    левое  плечо   я    восстановил  полностью.

А  ведь  в  возможной   атрофии  плечевого  сустава и движения  руки  были  виноваты  врачи  училища,  которые    после  артрита-артроза  сустава   на три месяца  запретили  мне  двигать  левой  рукой. Я  стал  усиленно  готовиться  к  государственным  экзаменам,  не  забывая  о  своей  мечте  в  будущем  поступить   заочно  в  университет.
 
В  знаменитых  Стрелецких  лагерях  на  полигоне  мы  сдавали  стрельбу  прямой наводкой  по  движущимся   мишеням. Прекрасное  зрелище. На  тебя  движется    со  скоростью   танка  щит,  тебе  дается  три  выстрела,  и  ты  должен  поразить    движущуюся  цель. Стреляли  мы  прямой  наводкой  из   75-миллиметровой  пушки. Курсант  выступал  за  наводчика. Его  задача  была  хладнокровно  навести   орудие на  цель,  выбрать  момент и нажать  на  рычаг  выстрела. Помню,  что  я  поразил   двигающийся на  меня  »танк» с  первого   выстрела и  получил  за  стрельбу  оценку  «отлично». После  стрельб наш  выпускной  курс  вернулся  в  город  для  сдачи    государственных  экзаменов . В  июне  месяце  нам  выдали  офицерскую  форму,   только  с  курсантскими  погонами.

Следует  отметить,  что  пошивочная  мастерская  отнеслись  к   важному  заказу-пошиву  первой  офицерской   форме     молодым      лейтенантам ,    не   совсем  добросовестно.  Нам   объясняли,     что портным нужно  было   пошить   форму   в  короткие     сроки,   что   не  хватает  мастеров  и  т.п. В результате мой   китель, например,   оказался с  короткими  рукавами, у  моих  товарищей  тоже   были  претензии  к  пошитой   форме. Но мы  были  рады  офицерской   форме и   не   обращались   с  жалобами  на  недостатки    в работе   портных,  с  гордостью  ходили  в   город  в  новой, не  привычной  для  себя  форме.

Государственные  экзамены  я   сдавал   успешно,  по всем   дисциплинам  я  получил  отличные  оценки и в результате   учебы   получил  диплом  с  отличием.   Вот  как   читается   моя   профессия  по     диплому:    «Командир  взвода   корпусной  артиллерии». Для  непосвященных   читателей  я  поясню: корпусная  артиллерия  это  та  артиллерия,  которая  организационно  находится  в  подчинении   командира  корпуса,  и  конкретно  её   начальником  считается  командующий  артиллерией   корпуса.

Армейская   артиллерия  находится   организационно  в  руках  командующего  армией  и  непосредственно  подчиняется   командующему  артиллерией   армии,  дивизионная  артиллерия     входит  организационно  в   состав  дивизии. После  выпуска  из  артиллерийского   училища   корпусной  артиллерии  я  был  направлен  служить  в  восьмой  артиллерийской   полк   30-го    Ленинградского    гвардейского   корпуса,     дивизии   которого    защищали   город  Ленинград в  годы  Великой Отечественной   войны.  В   настоящее  время организационно   корпусов  нет.  Есть   армии, в  состав  которых   входят  дивизии, а  уже  дивизии  состоят   из  полков   или   бригад.

Я  бережно  храню  свой   первый  диплом   «Командир  взвода   корпусной  артиллерии». Понятно,  что   с  таким  дипломом  меня  бы   «на  гражданке»  никто бы не принял на  работу.  Поэтому  мне  пришлось  заканчивать  Военно-политическую  академию,  Ленинградский   Государственный  университет, о  котором  я  мечтал  в  юности , и  защищать  кандидатскую  диссертацию  на  соискание  ученой степени  кандидата  исторических наук.  Но  об  этом  я  уже  писал   в  предыдущих   повестях.  Я же  горжусь тем,  что  в  свое  время  закончил   2-е   Ленинградское   Ордена Октябрьской  революции  Краснознаменное   артиллерийское   училище  и  заканчивал  свою  военную  службу   старшим  преподавателем  военной   артиллерийской  академии. Теперь  на  заслуженном  отдыхе  я часто  вспоминаю  своих  боевых  друзей  по   артиллерийскому   училищу.

Как  сложилась  ваша  судьба, мои  дорогие  друзья?   Может,  до   кого-то     из  моих    товарищей  далекой    юности  и  дойдут   строки   моих  воспоминаний  или, может  быть,  прочтут   их   дети  и  внуки.  Это  будет  для  меня  большой  радостью.