Итак, в стране начался новый 1954 год, который принесет много новых событий. Они сильно изменят как внутриполитическое положение в стране, так и положение страны на международной арене. Новый год станет переломным и в моей жизни - я заканчиваю учебу и начинаю свою самостоятельную военную и трудовую деятельность. Я полон ожиданий от нового витка в моей жизни, как он сложится, принесет ли он мне удачу в жизни?
Марина приезжала к родителям из Москвы раз в две недели, заранее сообщала мне о своем приезде на выходные дни. Мы с ней ходили в кино, на прогулки в парк, потом приходили к ней домой, общались с родителями и с братьями. Как-то её брат Николай обратился ко мне просьбой поговорить по секрету. – Давай, поговорим, -отвечаю я. -Ваня, мы видим, что Марина увлеклась тобой, стала часто приезжать домой. Мы любим Марину и просим тебя бережно относиться к ней, не наделать глупостей, ей нужно учиться и закончить институт. - Николай, я порядочный человек и даю слово офицера, которым я скоро стану, что у нас чистые отношения , и я ничего плохого Марине не сделаю. Можешь передать мои слова и родителям. - Ваня, я тебе верю. Теперь я спокоен, что ни ты, ни Марина не наделаете глупостей.
В очередной приезд Марины домой я попросил её достать билеты в Большой театр. Понятно, что это была мечта всех советских людей побывать в Большом театре и Третьяковской галерее. Через неделю я позвонил Марине, как дела с билетами и услышал радостный голос: - Я достала билеты в Большой на «Хованшину» на субботу.
В назначенный день я приехал в Москву. Марина встретила меня на вокзале , и мы поехали к ней. Родители снимали ей комнату в двухкомнатной квартире. Хозяйка, милая женщина лети шестидесяти, Мария Михайловна, пенсионерка, бывшая учительница, вдова. Её муж - офицер Советской армии, артиллерист, погиб в боях за Москву в ноябре 1941 года. Она доброжелательно отнеслась к военному гостю своей квартирантки. Мы втроем немного посидели за столом, попили чаю и стали собираться в театр.
Я впервые был в Большом театре. «Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла - все кипит. В райке нетерпеливо плещут. И взвившись занавес шумит» ( А.С Пушкин). Примерно такую же картину мы наблюдали и на спектакле в Большом театре. По залу идет легкий шум, перед началом спектакля зрители переговариваются, смеются, шутят. Музыканты оркестра настраивают инструменты.
Меня поразил зал своим величественным и торжественным видом - свет огромной люстры над партером, блеск огней лож, огромный красивый занавес закрывал сцену. Мы сидели с Мариной примерно в четырнадцатом ряду. И вот, появляется на своем месте дирижер, зал бурными аплодисментами приветствует его. Все в зале величественно. Наконец , поднимается занавес, и перед нами разворачиваются картины исторического прошлого России.
Мощная проникновенная музыка Модеста Мусоргского, великолепные голоса Надежды Обуховой и Марка Рейзена заставляли учащенно биться сердце. Борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй, борьба различных религиозных течений того времени. На сцене раскольники, закрывшись в своих скитах, не хотели сдаваться и, запершись изнутри своих строений, поджигали себя и сгорали в огне, не желая расставаться со старой верой.
В антрактах спектакля мы с Мариной в своих скромных костюмах чувствовали себя довольно стесненно среди богато одетой московской публики. Мне на всю жизнь запомнилось это моё первое посещение Большого театра. И хотя впоследствии я неоднократно бывал в Москве, попасть в Большой театр мне не удавалось.
Между тем напряжение в учебе с каждым днем нарастало, нужно было готовиться к государственным экзаменам. Мне некогда было ездить в Москву, да и Марина стала реже приезжала домой: у неё тоже наступили жаркие дни в учебе. У меня же между тем случилась большая неприятность. Занимаясь в спортивном зале, я рванул очень тяжелую штангу и получил кровоизлияние в левый плечевой сустав. Врачи училища поставили мне сложный диагноз - артроз плечевого сустава, подвесили мне левую руку на привязь через шею, запретили двигать левой рукой и порекомендовали ходить на процедуры в кабинет физиотерапии и не посещать учебные занятия с физическими нагрузками.
Мне не хотелось с подвязанной рукой ходить в увольнение, встречаться с Мариной. Я попросил своего лучшего друга Женю Хохлова в очередной приезд Марины в Коломну сходить к Марине домой и рассказать, что я заболел и не смогу встречаться с ней, пока не выздоровеет рука. Женя охотно выполнил мою просьбу. Он не только встретился в очередной приезд с Мариной, но встречался с ней и в последующие её приезды. Он подробно рассказывал мне об их встречах их беседах, я был благодарен Евгению, что он успешно справляется с моей просьбой. Постепенно Женя полностью заменил меня, да и я понимал, что у нас с Мариной не было такой общности и взаимопонимания , как у моего друга.
Вы понимаете, читатель, что все закончилось у нас с Мариной так, как и должно было случиться. Мой друг встретил на своем пути ту девушку, которая ему была нужна по жизни. Марина и Женя Хохлов полюбили друг друга, и по окончании училища мои друзья поженились. Я был на их свадьбе. В результате сложилась замечательная семейная пара, и я рад, что помог им найти друг друга в жизни. После окончания училища пути наши разошлись, и я никогда больше не встретил ни Марину, ни Женю.
Прошел месяц, улучшение руке не приходило. Вместе со всеми курсантами я ходил на все занятия, слушал лекции. Началась подготовка к государственным экзаменам. Вскоре наша батарея уехала в учебный лагерь, где должны были состояться зачетные стрельбы с закрытых огневых позиций. В мае месяце в лагерь уехало все училище. В городе остались только хозяйственные подразделения.
В учебный лагерь уехала и медицинская часть. Мне же было предписано ходить в городскую поликлинику на физиотерапию, где мне делали процедуры вместе со старушками. Нередко они меня осуждали: – Молодой, здоровый и не стыдно тебе здесь сидеть? Нужно больше заниматься спортом, - упрекали они меня. Я и сам чувствовал, что мне нужно было что-то делать дальше с больным плечевым суставом. Рука не поднималась, то есть, лечение не помогало.
Я поехал в учебный лагерь к начальнику медицинской службы училища и обратился к нему с вопросом, что мне делать и что меня ждет. Ответ прозвучал короткий: - Либо Вы разработаете плечевой сустав сами путем физических упражнений под руководством наших медработников, сдадите государственные экзамены в училище и станете офицером, либо мы Вас комиссуем. Поскольку я всегда мечтал об учебе в университете, я сказал начальнику медицинской службы:-Комиссуйте меня,я пойду учиться в университет.
Правда, говоря так, я не подумал о том, на какие средства я буду учиться пять лет, и кто мне будет помогать. Я знал, что денег у моих сестёр нет, и всё что могли, они уже сделали - для моей учебы в техникуме передали мне деньги, вырученные за дом в деревне. Так что вариант учебы в университете после моего комиссования был бы весьма проблематичен.
Поскольку в те годы срок службы в армии составлял три года, то я услышал в ответ от начальника медицинской службы училища: - Мы Вас комиссуем, и Вы поедете дослуживать в воинскую часть еще один год. Ваши два года учебы в училище будут зачтены за службу. - Но я же практически инвалид, у меня не работает левая рука. - Ничего, Вы можете служить писарем, правая рука у вас работает хорошо. Выбирайте, решайте сами. Или Вы разработаете плечевой сустав и выпускаетесь офицером, или мы Вас комиссуем, и Вы едете дослуживать рядовым в воинскую часть.
Я выбрал первое и стал усиленно разрабатывать плечевой сустав. Привязывал кисть руки к верхней части двухъярусной кровати и сам, скрипя зубы, делал приседание. Плечевой сустав причинял мне неимоверные боли, приходилось терпеть. С каждым днем число приседаний росло. Я сам разработал для себя физические упражнения для лечения сустава, с размаха поднимая руку вверх. Постепенно рука стала медленно подчиняться мне. К государственным экзаменам левое плечо я восстановил полностью.
А ведь в возможной атрофии плечевого сустава и движения руки были виноваты врачи училища, которые после артрита-артроза сустава на три месяца запретили мне двигать левой рукой. Я стал усиленно готовиться к государственным экзаменам, не забывая о своей мечте в будущем поступить заочно в университет.
В знаменитых Стрелецких лагерях на полигоне мы сдавали стрельбу прямой наводкой по движущимся мишеням. Прекрасное зрелище. На тебя движется со скоростью танка щит, тебе дается три выстрела, и ты должен поразить движущуюся цель. Стреляли мы прямой наводкой из 75-миллиметровой пушки. Курсант выступал за наводчика. Его задача была хладнокровно навести орудие на цель, выбрать момент и нажать на рычаг выстрела. Помню, что я поразил двигающийся на меня »танк» с первого выстрела и получил за стрельбу оценку «отлично». После стрельб наш выпускной курс вернулся в город для сдачи государственных экзаменов . В июне месяце нам выдали офицерскую форму, только с курсантскими погонами.
Следует отметить, что пошивочная мастерская отнеслись к важному заказу-пошиву первой офицерской форме молодым лейтенантам , не совсем добросовестно. Нам объясняли, что портным нужно было пошить форму в короткие сроки, что не хватает мастеров и т.п. В результате мой китель, например, оказался с короткими рукавами, у моих товарищей тоже были претензии к пошитой форме. Но мы были рады офицерской форме и не обращались с жалобами на недостатки в работе портных, с гордостью ходили в город в новой, не привычной для себя форме.
Государственные экзамены я сдавал успешно, по всем дисциплинам я получил отличные оценки и в результате учебы получил диплом с отличием. Вот как читается моя профессия по диплому: «Командир взвода корпусной артиллерии». Для непосвященных читателей я поясню: корпусная артиллерия это та артиллерия, которая организационно находится в подчинении командира корпуса, и конкретно её начальником считается командующий артиллерией корпуса.
Армейская артиллерия находится организационно в руках командующего армией и непосредственно подчиняется командующему артиллерией армии, дивизионная артиллерия входит организационно в состав дивизии. После выпуска из артиллерийского училища корпусной артиллерии я был направлен служить в восьмой артиллерийской полк 30-го Ленинградского гвардейского корпуса, дивизии которого защищали город Ленинград в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время организационно корпусов нет. Есть армии, в состав которых входят дивизии, а уже дивизии состоят из полков или бригад.
Я бережно храню свой первый диплом «Командир взвода корпусной артиллерии». Понятно, что с таким дипломом меня бы «на гражданке» никто бы не принял на работу. Поэтому мне пришлось заканчивать Военно-политическую академию, Ленинградский Государственный университет, о котором я мечтал в юности , и защищать кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Но об этом я уже писал в предыдущих повестях. Я же горжусь тем, что в свое время закончил 2-е Ленинградское Ордена Октябрьской революции Краснознаменное артиллерийское училище и заканчивал свою военную службу старшим преподавателем военной артиллерийской академии. Теперь на заслуженном отдыхе я часто вспоминаю своих боевых друзей по артиллерийскому училищу.
Как сложилась ваша судьба, мои дорогие друзья? Может, до кого-то из моих товарищей далекой юности и дойдут строки моих воспоминаний или, может быть, прочтут их дети и внуки. Это будет для меня большой радостью.