Разность менталитетов как двигатель прогресса

Аргын
   Чем дальше от родины индивид, тем сильнее ощущает национальную
идентичность:
   В классе четвертом, когда мама спросила меня о национальности одноклассника,
я впал в глубокий ступор, не поняв о чем меня спрашивают. Единственное отличие, что я замечал между нами, то что наша семья в отличие от соседей в определенное время не красила яичек в цвета радуги, а они не резали как мы согым. Зато это окупалось с лихвой в немецкую и русскую Пасху: нам несли корзинами нарядные пышные булочки, разноцветные яица, всевозможные конфеты, а в ответ лакомились казы. А что такое нация в том возрасте я не понимал, потому что все соседи жили как одна большая семья.
   Потом, по окончании школы, приехав учиться в институт из северного, сурового Павлодара в солнечную Алма - Ату, уже определившись со своей национальной принадлежностью, я все равно кидался к корейцам, по причине их внешней схожести с вопросами на казахском языке, на что невозмутимые, всегда моложавые и сухопарые, корейцы всегда вскидывали брови домиком и с затаенным недоумением, озадаченно долго на меня смотрели....
   Теперь я живу и учусь в аспирантуре в Москве и просто кожей чувствую любого незнакомого казаха, хотя здесь очень много национальностей с идентичной внешностью: китайцы, корейцы, японцы монголы, татары киргизы, узбеки, вьетнамцы, тайландцы, таджики, турки, тувинцы, хакасы и т.д. И просто неописуемо счастлив даже просто лицезреть представителя своей нации....
   
   Но будучи уже взрослым и зрелым, я понял, чем северные и южные казахи отличаются и чем обусловлено это различие:

1. Географическое положение: север - долгая, холодная зима с непродолжительным и прохладным летом, обуславливала кочевой образ жизни;
юг - мягкий климат с долгим жарким летом и короткой, слабо выраженной зимой способствовало  земледелию вкупе с оседлым образом жизни.

2. Ранее север входил в улус Джучи, юг - в улус Чагатая. Но все общеказахские ханы были с улуса Джучи.

3. Позже север попал под влияние России, юг - Джунгарии, а затем Кокандского ханства.

4. Южане присоединились к России на 100 лет с лишним позже. И даже вначале относились к различным автономиям: север - к Туркестанской, юг - к Казахской.

5. Северяне в силу близости к России имели возможность учиться не только в школах и гимназиях, но и в ведущих университетах России. Благо, кочевое животноводство, единственно возможное в условиях сурового, северного климата и бескрайних просторных пастбищ, являлось самовоспроизводящейся системой, требующей минимального человеческого участия, дающей ежегодный крупный валовой доход, способный осуществить любые смелые мечты казахских юнцов, стремящихся к образованию.

6. Тогда как развитое, почти круглогодичное земледелие привязывало роды южан к земле, каждую семью, каждого ребенка с мало - мальского сознательного возраста к своей делянке, участку, когда один знойный день мог лишить доходов целого года. Зависимость от погоды и страх потери урожая, обуславливали  прагматичность и консервативность, верность традициям и религиозность. Близость Кокандского ханства лишь усиливали эти тенденции.

7. И если северный климат, свободный образ жизни, приверженность к образованию
сделали северянина интровертом, философом, флегматиком.

8. То интенсивное земледелие, вынуждая южан семьями вначале биться денно и нощно выращивая урожай, а затем пытаться его сбыть в условиях жесточайшей конкуренции, сформировало из них прагматиков, экстравертов, холериков.

9. Даже промышленность кардинально различалась в регионах: на севере - высокотехнологичное машинное производство, ориентированное на Союз, на юге -  мелкотоварное - для местных нужд.


  В итоге, при всей однотипности казахов, как нации и различии, как индивидов есть признаки северян и южан, которые не в силах стереть ни смена места жительства, социального положения, ни образование, ни смешение браков:

 - северяне болеее высоки, крупнее, светлее кожей, многие альбиносы, интроверты, более образованны,философичны, абстрактны, рафинированны, флегматичны, неторопливы, скупы на эмоции. говорят медленно, кратко по сути, то что думают, искренни, голос более гортанный; южане - более мелки, смуглее, подвижнее, экстраверты, прагматичны, холерики, говорят много, быстро, эмоционально с богатой мимикой и жестами, не всегда искренни, но всегда стараются произвести впечатление.

 - северяне: бешбармак - мало теста и много мяса, южане - много теста, мало мяса; чай: северяне - чуть меньше половины средней пиалушки, южане - на донышке миниатюрной пиалушки.

 - для северян начальник - лишь старший по должности, для южан - живой бог; карьера для северянина - для приложения знаний, способностей, для южанина - для статуса и благ; с подчиненными: северянин - учтив, южанин - надменен.

 - тема для разговора: для северянина абстрактна, для южанина - конкретна, подразумевающая дивиденды; подробности личной жизни чужих - табу для северянина, для южанина - золотой клондайк.


    И если южанин видит в северянине простофилю, убивающего его драгоценное время абстрактными темами, то северянин - не очень образованного человека, стремящегося провести его.

    Но при всей разности менталитетов северяне и южане могут отлично дополнять друг друга, потому что северянин - реформатор, южанин - консерватор. При взаимном уравновешивании - будет идеальный тандем.

    Открытость северян к мировой культуре и верность традициям южан поможет нации прогрессировать, но не забывать истоки.

    Ведь мы  цельный этнос, - две руки и ноги одного тела, сердцем и душой наших предков, умом  - от Тенгри. Женщины наши - белые лебеди, мужчины - снежные барсы, а старшее поколение - орлы, летающие в поднебесье и указывающие народу его истинный Путь....