В темноте

Андреев Анатолий
    Уральский фронт тогда проходил через наш расхристанный город. И наступал на Москву. Три дня почти без перерыва сыпал холодный октябрьский дождь. То, что скоро будет захвачена Москва, воспринималось как неизбежная реальность и не вызывало никаких чувств. Нам досталось, теперь ваша очередь. Телеведущая в программе новостей так и сказала: "Уральский фронт циклона надвигается на Москву".

Поэтому рассказ будет не о войне. И даже не о погоде. Хотя куда мы без неё?! О чём бы говорили, когда не о чём говорить?

 В эту пору я шёл на работу в ночную смену. По грязи в резиновых сапогах, в плаще. Полвосьмого вечера, а уже темень вовсю. Только кое-где проступают подслеповатые фонари. Дождь барабанит по капюшону на голове. Настроение - мерзопакостное. Ведь работаю составителем поездов на станции. Двенадцать часов на подножке вагона трястись или по междупутью во тьме спотыкаться. И что толку от брезентового плаща? Через час до трусов будешь мокрым!

Тут навстречу мне на тропинке Серёга Волков. В куртёнку кутается. Он раньше тоже составителем со мной работал. Но за воротник часто закладывал. Бывало и на работе выпивал, и прогуливал. Начальники боролись с этим как могли. Воспитывали, наказывали. Да и жалели где-то. Парню под 30 лет. А ни семьи, ни детей. Покатится ведь по наклонной плоскости. Но когда он уснул пьяный в колее первого пути, на который пассажирские поезда и электрички принимают, тут уж не выдержали, уволили. А дальше - словно в воду глядели. С работой не получалось. Пил. Бичевал. Потом где-то медь украл и загремел на четыре года. Освободился, а ни жилья, ни работы.

- Привет, Анатолий! На работу пошёл?

- Да-а...  - растеклась в моём голосе унылая обречённость.

- Счастливый! На работу идёшь!

И столько в его голосе было искренней, прочувствованной зависти! У меня словно земля под ногами перевернулась! Я шёл и думал: " Человеку может хлеба купить не на что? Переночевать негде. Он мне завидует! А я ною! Да я - счастливый человек!" И у меня будто солнышко внутри зажглось! И грело меня всю смену. И отработал - только так!

Много времени прошло с той встречи. А помню - словно вчера.

А что Серёга?...  Через три года замёрз пьяный в сугробе.