Дорога в школу проходит через нашу жизнь

Александр Жгутов
                Дорога в школу проходит через нашу жизнь
                или
                Постскриптум после встречи в Чаромской школе
               
    (Эта публикация будет редактироваться и дополняться)

      Посвящается  ученикам и учителям прошлого,
      настоящего и будущего Чаромской школы.


«Для нас всегда открыта в школе дверь.
Прощаться с ней не надо торопиться!...
…Спасибо, что конца урокам нет,
Хотя и ждешь с надеждой перемены.
Но жизнь - она особенный предмет:
Задаст вопросы новые в ответ,
Но ты найди решенье непременно!»
  «Прощальный вальс» из кинофильма Розыгрыш.
    слова А. Дидурова.

 
       15 сентября 2016 года меня  пригласили на встречу с учениками и учителями Чаромской школы,в которой я учился с пятого по восьмой класс. Какой след от этой встречи со мной остался у учеников и их учителей мне судить сложно, могу лишь надеяться, что  этот  урок прошёл с пользой для тех, «кто хочет кем-то быть».
       А вот  посещение родной школы и эта встреча с учениками и учителями, дедушек, бабушек и отцов которых я или хорошо знаю,а с кем-то из них вместе учился,подняли в моей памяти «девятый вал» ярких воспоминаний и всколыхнули душу.
      В фойе школы меня приветливо встретили директор школы Тихонова Татьяна Валерьевна,  недавно сменившая на этой должности Александрова Геннадия Викентьевича,Зинаида Михайловна Кузнецова,Татьяна Васильевна Ильина,Наталья Кронидовна Рюмина и другие учителя.
     С мужем Татьяны Васильевны  Ильиным Юрием я учился в Назаровской школе,а перед  призывом в Советскую Армию вместе с ним работал на тракторе.
      Александров Викентий,или просто Веня,катал меня мальчонкой на пароконном плуге во время вспашки колхозных полей и учил петь частушки с ненормативной лексикой про коня с белыми копытами.
    Приятным для меня оказалось знакомство с Натальей Кронидовной. Я рассказал Наталье,что не только хорошо знаю её отца Яковлева Кронида Александровича, уроженца деревни Гришнево,ныне практически стертой с карты Шекснинского района, но и её дедушку- сапожника Александра,братьев Крони; Васю и Мишу.   С Васей мы учились с первого класса.  Кронида я запомнил бравым,высоким и статным солдатом. В связи с тем,что многие из довоенной молодежи 30-х годов не успели из-за войны получить даже начальное образование,  в 50-е было принято решение организовать их обучение в вечерних школах.  Вот поэтому Кронид сразу после демобилизации  явился в Назаровскую школу. При встрече с нами он рассказал о своей службе. Увидев тогда, не в кино,а «живьем»,Кронида в парадном кителе со знаками солдатской доблести,желание быть военным,но моряком,обожгло меня.
    Всю долгую зиму 1954-55 учебного года Кронид,вместе с великовозрастными школярами  Харичевым Николаем и Жарковым Александром,долгими вечерами  грызли перьевые ручки,изощряясь в правописании. На уроках арифметики они учились « умножать шаги  от Гришнева до Назарова  и обратно,а потом,потея от усердия,  делили весь этот километраж на часы,отбытые в храме знаний». Весной эти  «мученики» экстерном сдали испытания за весь курс начальной школы и получили справки об образовании. Для работы в колхозе этих знаний тогда было вполне достаточно. 
         15 сентября 2016 года,спустя 62 года после встречи с Кронидом,уже я,в военной форме и при всех регалиях,предстал перед его дочерью,уважаемой всеми учительницей Чаромской школы,Натальей Кронидовной,и рассказал ей об этом. Теплые получились воспоминания и для неё и для меня. Вот так в жизни иногда неожиданно  возвращается всё на круги своя. 
      Выступая перед  учениками в аудитории по изучению иностранного языка, оснащенном  цифровыми техническими средствами,я видел перед собой красивые заинтересованные лица учеников,в опрятной одежде и удобной обуви.  В то же время,по ходу всей встречи,память меня постоянно возвращала в  классы нашей деревянной школы.  Я видел себя и своих однокашников в фуфайках,в штанах из «чертовой кожи»,кирзовых сапогах осенью или подшитых валенках зимой. Из всего нашего класса в школьной форме ходили только Чистякова Лора и Шохина Лина и может быть ещё трое–четверо учеников были прилично одеты.    
      Вначале 50-х годов прошлого века на  территории сельсовета в деревнях; Бугры, Полежаево, Квасюнино, Назарово, Чаромское,   работали начальные школы. Ежегодно из этих школ, после окончания  четвертого класса, учителя приводили своих  питомцев в Чаромскую школу для сдачи экзаменов по русскому и арифметике.   Я  в Назаровской школе был единственным учеником  четвертого класса. Поэтому   весь спрос и ответственность за результаты  экзаменов Наталья Петровна возлагала  лично на меня. День моих первых экзаменов наступил  в первый солнечный день лета.  1 июня 1956 года  в восемь часов утра или около того я,  подстриженный под «ноль»,но с чубчиком,   с волнением  жутким  топтался около дома Натальи Петровны. Чуть позже к дому Натальи Петровны  в сопровождении учительницы  подошла ещё одна ученица, желающая стать пятиклассницей. Это была Захарова Тамара.К девяти часам я, как тот солдат-караульный «заинструктированный до слез и выброшенный на мороз»,  «под конвоем» Натальи Петровны впервые переступил порог Чаромской средней школы. Все расселись  за парты, получили чистые листы с печатями. Незнакомая экзаменаторша прочитала весь диктант, а потом  начала диктовать….
     Над партами  склонились головы с вихрастыми затылками и  девчачьими  косичками с бантами, дружно затюкали  в чернильницы ручки, куда ни попадя закапали кляксы, заскрипели перья.  Тишина в классе  нарушалась напряженным сопением и  нервным шмыганьем носов испытуемых. Примерно через час вся эта «егэмотина» с правописанием закончилась. Мой результат  оказался отличным.  Однако, Наталья Петровна, не подавая вида, что она довольна моей  пятёркой, строго сказала:
 -Жгутов. Похвалю, если  экзамен по арифметике  также сдашь.
    Следующих три дня она  гоняла меня по примерам и задачам, как сидорову козу. Арифметику я умножил  и задачи разделил на четверку.   
     Лето быстро отволынил, даже не заметил, как оно пролетело. Первого сентября, в материнской военной гимнастерке,  явился в пятый класс.
     Пятиклассников оказалось,наверное,чуть больше двадцати человек.  В 1944 -45годах новорожденных было мало,из-за  отсутствия в деревнях мужиков. Большинство в классе нашего» призыва» оказались безотцовщиной.  А вот  в последующие годы  в школе стало уже по два пятых класса и каждый под «завязку».  Только стоило мужикам с войны явиться,как все бабы,словно с цепи сорвались, всех в «плен своей любви» расхватали, даже безногих и одноруких, лишь бы справный был мужик.. 
      Дорога жизни нашей у каждого своя и только в конце её пути выясняется,   какую долю фортуны или злого рока отмерила нам судьба.
     Ведь наша судьба - это и есть наш суд Божий.
 Как мне представляется,предопределение жизни нашей складывается из того,как отроческие мечты перерастут в юношеское хотение кем-то быть и затем срастутся с «кем-то стать». Между  желанием «хотеть быть» и тернистым «стать» и протекает вся жизнь людская.
      Моя дорога жизни неоднократно начиналась с отрезка пути от родной деревеньки Назарово до села Чаромского,или обратно.
     С 1955 до 1960 года это дорога в Чаромскую школу и в осеннюю слякоть по непролазной грязи,и в зимнюю стужу,вместе с ребятами с Назарова; Алексеем Краснобаевым,Леней Васильевым,Борей Ивановым и Виноградовым Юрой.
      В 1960 году по этой дороге я уехал с дядюшкой Михаилом в далекие азиатские дали с намерением приблизить свое хотение быть военным к тому,чтобы стать им.
       В июле 1963года по этой же дорожке я отправился служить в Советскую армию,в которой задержался до июня 1991 года.
      Спустившись  с верхотуры памирских гор,16 августа 1969 года,определив свой очередной судьбоносный  шаг,я пришел в Чаромское и через всё село проводил в сельский совет Малкову Римму Васильевну,добровольно давшую своё согласие стать моей женой.
     В Чаромском сельсовете,перед лицом собравшихся близких и земляков,  председатель Груздева Ганна Дмитриевна торжественно поздравила нас с вступлением на трудный путь семейной жизни. Квитанцию об оплате пошлины в сумме одного  рубля 50 копеек за совершенный акт регистрации брака я храню в своем личном архиве.
     Мой одноклассник Костя Смирнов,с которым мы не раз на школьных переменах сходились в рукопашную в классе и на ристалищах по лыжным гонкам,  на колхозном Газике-«козле» по- дружески  привез нас на Назарово,где «под гармонь и разливы деревенского оркестра» пропела и отплясала наша свадьба.
       В апреле 1998 года по этой дороге моей жизни мимо Чаромской школы я проводил в последний путь на Крутецкое кладбище свою мать–участницу Великой Отечественной войны Жгутову Елизавету Ивановну.
     В  школьном музее,стараниями  учеников и заведующей музеем Кузнецовой Зинаиды Михайловны,и маме отведен уголок памяти.
 Музей школы– это вообще особая страница истории школы в лицах,событиях и фактах,как отражение славных страниц  нашей Великой державы. 
        Вот так всякий раз и проходит моя дорога рядом со школой,той,деревянной двухэтажной с «крышей перекатами»,которой уже нет и  современной,кирпичной.  И всякий раз в этом месте моя память непроизвольно побуждает меня замедлить шаг или скорость своей машины.
       Находясь у осеннего порога своей жизни,я с особой остротой ощутил рубцовское состояние души. Помните,он писал об этом:
 «…Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!...
….Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...»
 Н. Рубцов.«Родная деревня». 1964 год.

    Деревянная двухэтажная школа, в которой училось несколько поколений,была построена в 1939 году. В её строительстве участвовали; Малков Василий Арсентьевич, Вихарева Александра Владимировна,которые потом стали моими тестем и тёщей, и мой дядя Жгутов Кельсий.  После окончания строительства школы Василий Арсентьевич и дядюшка Кельсий  ушли на фронт. Мой дядя погиб в августе 1941 года в городишке Коростень Житомирской области.  А Василий Малков,прослужив  пулеметчиком на передовой,вернулся с войны и женился на Вихаревой Шуре (так её все называли в Чаромском).  У них родились дочери; Римма, Галя и Нина, которые жили рядом со школой и успешно окончили её. Римма оказалась лучшей выпускницей Чаромской школы 1964 года. Нина Васильевна после окончания  пединститута всю дальнейшую жизнь проработала учителем математики в Сиземской школе. Галина была лучшим  фельдшером района в Нестеровском медпункте Шекснинского района. Моя жена,Римма Васильевна стала врачом. Связав свою судьбу с моей офицерской,с дипломом врача «добровольно депортировалась» из Архангельска ко мне в пянджское пекло на афганскую границу и сразу же получила «шикарную» практику по всему спектру  кожных  и туберкулезных заболеваний.  Такова уж судьба всех офицерских жен, хлебнуть лиха полным ротиком,но,слава Богу,мы живы и вместе со школьной скамьи.
     Она училась на два года позже меня,но состояли мы в одном ученическом  Совете школы. Меня,по настоянию директора Марии Ивановны Орловой,выбрали председателем Совета.  В 1958-59 годах строить всех учеников на еженедельные линейки для разбора «полетов» было моей «святой» обязанностью.
    Наша Чаромская школа не только несла свет знаний землякам,но многих, учеников и учителей,она «повенчала». Большинство учеников  помнят;
«Чаромская школа,
 крыша с перекатами.
Научила эта школа
Нас дружить с девчатами" (ребятами)
     И опять в памяти всплывает и звучит четкий голос нашего вологодского всенародного поэта Николая Рубцова.
«Ветер всхлипывал,словно дитя,
За углом потемневшего дома.
На широком дворе,шелестя,
По земле разлеталась солома...
Мы с тобой не играли в любовь,
Мы не знали такого искусства,
Просто мы у поленницы дров
Целовались от странного чувства….»
1966 год.
   А как тут не вспомнить директора школы Василия Николаевича Федотовского, который вел в нашем классе уроки химии и зоологии. Он всегда смотрел на нас с хитрым прищуром сквозь толстенные линзы очков. А когда кто-либо в понедельник отвечал  невпопад,он говаривал примерно так:
- Это вам не танцы-обнимацы при луне, а химия. Она внимания и знаний требует.
    Как-то на уроке зоологии мы  изучали анатомическое строение птиц. Для наглядности Василий Николаевич принёс в класс живую ворону. Меня он заставил усыпить её хлороформом.  С этой задачей я успешно справился,примерно как Вицин в кинофильме «Операция «Ы» или другие приключения Шурика».
     Василий Николаевич лично  препарировал эту бедолагу и наглядно показал все  внутренние органы, акцентируя внимание на особенностях их строения и функций. На следующем уроке начался спрос. Кому-то из нас Федотовский задал вопрос: 
- А скажи-ка,соколик,как называется у птиц задний проход?
 Пока ответчик мучился в поисках ответа, кто-то попытался  подсказать ему:
- Да, ж.па, наверное.
Весь класс  хохотал,  рыдая и всхлипывая  до колик.  Федотовский остановил этот шабаш мгновенно, одним только своим колючим взглядом  поверх голов школяров,и изрек свою коронную фразу:
- Всё-то вам «мительки да меленки». 
-Чистякова,скажи неучам,как правильно называется заднепроходное отверстие у птиц?
Лора,наверное,лучше всех знала зоологию,да и другие предметы тоже.
-Клоака, Василий Николаевич.
По классу опять  волнообразно прокатился смех и потух на задних партах, но потом пацаны долго ещё между собой  употребляли это латинское слово.
Например - Эй, ты, сиди на клоаке ровно или подвинь  клоаку, не загораживай проход.
   За годы учёбы были и другие весёлые минуты на уроках и по другим предметам.
   Примерно в 1957 году на уроке английского языка я непреднамеренно стал виновником одного,вообще-то смешного,конфуза на почве языкознания по вопросу  недопустимости смешивания русского с английским.
Это был явно не мой день. Я  дежурил по  классу. Как это иногда случалось,на перемене Костя Смирнов начал не по делу задираться со мной.Я тут же пошел в атаку. Мы яростно « сплелись с ним как пара злобных змей»,и,не услышав звонка, оказались под учительским столом. На  нашу беду в класс зашла  учитель английского языка Тарвид Валентина Владимировна. По её команде мы кое-как  расцепились. Запыхавшиеся и возбужденные приткнулись на свои парты. 
Я по инерции ещё продолжал угрожать Косте кулаком,мол,выйди только после уроков, как услышал не русскую речь:
- Good morning.!  Доброе утро.
Опомнившись,что сегодня я дежурный,вскочил и ответил Валентине Владимировне:
- Гуд морнинг! – Вроде как-Доброе утро!
- Who is on duty today? – Кто сегодня дежурный?
- I am on duty today – машинально,в тон учителю,пробормотал я,пытаясь успокоиться.
– Who is absent today? - Кто сегодня отсутствует?
А до @уя  их  absent….  Ой, извините,и,смутившись,продолжил своё сольное выступление,-  Сейчас,Валентина Владимировна,  половина класса ушла на прививку от гриппа. Однако извинения мне не помогли.
-Сядь матюжник.  Двойка тебе,today.Это была моя первая и последняя двойка по английскому языку.
Всех,кто был на уроке,душил гомерический хохот.Учительница Тарвид тоже сдержанно улыбалась,но строго по-английски.
      
     Наш класс был небольшим,примерно 20—24 ученика.   Со мной учились;  Захарова Тамара,Бландов Володя, Якуничева Таня,Муравьев Юра,Крылов Алексей, Кроня Власов,Смирнов Костя,Зайцев Володя,Кузнецов Володя,Яблоков-Виноградов Анатолий,Фомичева Галя,Нина Сидоркова,Чистякова Лора,Шохина Лина,Чернов Алексей, Саков Сергей,Аникин Геннадий с Беспутова,Аникин Витя с Высокова,Смирнов Миша, Завьялова Люда,Хренова Валя,потом в восьмом классе к нам пришли Круглов Юра с Фоминского и Тревогин Вася,кажется с Брыкина. Кого-то,наверное,я уже мог и  позабыть
     Во время службы на Памире в городе Хороге,в 1968 году в моих руках оказалось стихотворение «Деревенские ночи» Рубцова Николая. Тогда я ещё даже не знал, что он наш земляк.
«Ветер под окошками, тихий как мечтание
А за огородами в сумерках полей…
…Для меня, как музыкой снова мир наполнится
Радостью свидания с девушкой простой,
Всё люблю без памяти в деревенском стане я,
Будоражит сердце мне в сумерках полей
Крики перепёлок, ранних звезд мерцание,
Ржание стреноженных молодых коней…»
( 1966 г. «Деревенские ночи»)
Признаюсь вам,за эту звездную сентябрьскую ночь я,со спазмом в горле,читал и перечитывал снова и снова это стихотворение,вспоминая почти всех своих одноклассников Чаромской школы, которых только что назвал по именам,и,конечно же,свою подругу Малкову Римму.
     За тысячи километров от своей деревни,на далеком афгано-китайском пограничье я почувствовал дыхание своей  родины,видел родную школу,и Чаромскую и Назаровскую,лица друзей. Мне казалось,что наша родная земля где-то тут,рядом,за снежными шапками горных пиков.
Там,на «Крыше мира»  среди заснеженных вершин Памира на китайской границе,я понял,почему 22 июня 1941 года Брестская крепость не сдалась фашистам,почему не стал советский солдат на колени. Потому,что каждый воин помнил о родных и близких,о своих школьных друзьях-товарищах.

      Прошли десятки лет с той поры,но всегда все мои однокашники остаются в моей памяти,побуждая меня к встрече с ними.  Правда,это моя личная позиция уметь беречь дружбу,чтобы не пропасть поодиночке.  Кому-то такие встречи может быть  и без надобности. «Зачем нам шевелить угли старого костра»
       А вот ежегодные назаровские встречи тех,кто окончил начальную школу и примкнувший к ним из Чаромской, за общим столом гостеприимных хозяев Лены Оленченко (в девичестве Фёдоровой) и её мужа Виктора, дают необыкновенный заряд  жизненной энергии. Потом,весь год до следующей встречи,в душе играет гармонь в руках Володи Бландова и Виктора Горшкова,разливаются душевные,совсем ещё молодые голоса сестер Бландовых,и подпевающих,и подвывающих им,песни «Деревенька моя деревянная». Журналист нашей районной газеты «Звезда» Оля Соколова в этом году была у нас в гостях на нашей деревенской встрече и может подтвердить,прав я или не прав.
 Бразильский писатель Пауло Коэльо в своей книге «Алхимик» написал замечательные слова:
« Если ты чего-нибудь хочешь,вся Вселенная будет способствовать тому,чтобы желание твое сбылось». 
 Это истинно так.  Я не раз убеждался в правильности этих крылатых слов и стремился найти друзей и пообщаться с ними. 

«За окном муравейник города,
Разноцветных окошек свет…
..Кто-то с кем-то уже встречается,
Кто-то хочет меня найти.
Этот школьный звонок из прошлого
Душу тронул мою до слез!...
…Этот школьный звонок вчера еще,
Ждал за партами детвору,
А теперь мы друзья-товарищи
Одноклассники точка ру!»
 Песня «Одноклассники точка ру».
     Александр Белов Прохоров.
     Благодаря сегодняшним технологиям; интернету и мобильной связи,и даже  незнакомым людям,оказавшими мне содействие в поиске,я  разыскал  и восстановил утраченный в 90-е годы контакт со своим школьным душанбинским другом Джахангиром (полковником в отставке).В последние годы мы с ним часто встречаемся и на вологодской,и на узбекской земле. Об этом у меня есть сборник на сайте Проза.ру.
«Песком времени наш путь земной пылит».
 Несколько лет назад я встретился с Бландовым Володей,с которым теперь постоянно по-дружески общаемся так тесно,как мы не общались даже за школьной партой.
    Летом 2016 года,после того,как через Володю Бландова я передал Лоре Чистяковой  свою книжку «Была ли жизнь дорогой к Храму?,мы с женой побывали в гостях у Лоры Эктовой-Чистяковой и её мужа Игоря. Теперь мы с ними часто общаемся  в сети и по телефону.
     Поверьте мне. В нашем возрасте вернуться в свою юность очень прекрасно. Главное,чтобы желание встретиться было взаимным.
      При встрече с Лориной мы естественно вспоминали наши школьные дни и годы. Как  соревновались с  другим  классом  в сборе золы, работали на пришкольном участке, ухаживали за телятами и даже выращивали цыплят под руководством Сиговой Ларисы Михайловны,правда,по осени  многих  не досчитались,участвовали в художественной самодеятельности.
 Вспомнили как в сопровождении Смирновой Тамары Ивановны и Сиротиной-Гущиной Ольги Владимировны однажды мы  всем классом ходили в деревню Гришнево и там,в доме Быстрова Вениамина,дали концерт.
Помню как пели песню;
«Цып-цып-цып, мои цыплятки ,
Цып-цып-цып, мои касатки,
Вы пушистые комочки,
Мои будущие квочки. ..»
Кажется,в тот раз Лора с Шохиной Линой танцевали танец( не с саблями) с бубнами.
 Потом,после концерта,зимней звездной ночью весёлой гурьбой возвращались домой. 
После уроков мы ходили помогать престарелым жителям Тарасова и Чаромского.
По итогу,за активное участие во внеклассной и общественной работе,всех  участников летом,наверное 1958 года,Смирнова Тамара Ивановна вывезла нас на пароходе в город Череповец. Этот «круиз» по реке Шексне оказался памятным и увлекательным  приключением.
  Это участие общественной и трудовой жизни школы мне лично очень помогло в будущем  переносить все тяготы военной службы. А находясь на пенсии,я использовал  приобретенные навыки в применении всего деревенского инвентаря,от топора с пилой до современных электроинструментов. Поэтому сумел лично построить деревянный дом,вырастить сад и содержать без посторонней помощи свое домашнее хозяйство. Это очень помогает сохранять рабочий ритм и физическое состояния тела.
     Ознакомившись со школьным музеем, меня порадовала содержательная и исторически  правдивая сторона  собранных материалов  о жизни  школы, учеников  и жителей Чаромской и Сиземской округи со времени образования школы.
     Из этих материалов я почерпнул много дополнительно сведений об истории   Чаромской школы  с 1889  года. В начале  церковно-приходская школа  Чаромского прихода была одноклассная,а затем  она стала четырехклассной. Располагалась школа в центре села Чаромское в кирпичном двухэтажном  здании («келье») Возглавлял её священник  Бойцов Александр Дмитриевич, а учителями  служили дъякон  Ключарев Дмитрий, дочь священника Лебедева Валентина и дочка псаломщика Бронзова Мария.
    В те годы в школе обучалось 86 человек.  В 1912 году три класса это школы закончил Чаромский Алексей Дмитриевич, которого знает вся наша страна  как известного конструктора авиационных двигателей, Лауреата Государственной премии 1943 года, удостоенного   орденами Ленина,  Боевого Красного знамени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, Суворова  и многими другими наградами.
    В 1925-1926 годах между селом Чаромским и деревней Алексеевым построили Народный дом с  большим  зрительным  залом, классными комнатами и другими помещениями,открыли,единственную во всем Пришекснинском районе,Чаромскую семилетнюю школу крестьянской молодёжи. Из исторических материалов о Чаромской школе известно, что в ней учились будущие Герои Советского Союза;
 -Фёдоров Тимофей Васильевич ;
-Голубой Александр Михайлович;
 -Иванов Константин Александрович;
а также  Петров Александр Петрович –  журналист и поэт;
-Торопов Илья Арсентьевич – директор Центрального Государственного исторического архива в г. Ленинграде,
 и  многие  другие  заслуженные  люди.
     В 1953 году с серебряной медалью окончил  школу лучший выпускник десятилетия  – Горшков Сергей Рафаилович, проживавший д. Малый Овинец, Сиземского сельсовета.  В 1979 году, когда он стал Лауреатом Государственной премии  в области специальной техники, я, как его троюродный брат, был приглашен Сергеем на торжественный банкет  по этому знаменательному поводу.
 Когда я учился  в седьмом классе,мы с Сергеем встретились у дяди Ефтея в деревне Прядино. В разговоре со мной он расспросил  меня об учителях школы и о трудностях в учёбе. Я ему  пожаловался на себя, что из меня  никак не получается «Лобачевский в алгебре». Тогда он спросил,а в чём конкретно мои затруднения.  Я сказал,что не могу понять объяснения учителя Смирновой Людмилы Никандровны как  вычислять квадрат суммы двух чисел. Он улыбнулся и сказал,что вместе с ней учился в школе и знает её как отличницу.  Затем быстро втолковал мне все способы решения  таких примеров. Оказалось всё так легко и просто,что потом сам  помогал одноклассникам. И в самом же деле,проще пареной репы;
«квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа»,вот и все дела.
 Садись Жгутов. Пятерка тебе в дневник.
 Вот таким он парнем был,Сергей Рафаилович. Потому и Лауреат Государственной премии СССР.
 Со слов моего дядюшки Жгутова Михаила Ивановича я знаю,что во время учёбы в Чаромской школе с ним учились известные в Чаромском;
-Чистяков Михаил Павлович;
Агафонова Анна Ивановна ;
-Маслякова Людмила Васильевна.
      Каждый их них в чём-то помог мне в жизни.
      Михаил Павлович Чистяков,бывая в деревнях, наряду с приемом больных, проводил  занятия по медицинскому ликбезу. Как-то в деревне Назарове, в доме Бурницовых, он рассказывал собравшимся колхозникам о первой помощи при травмах, переломах  и прочих  экстренных случаях. При этом меня он использовал как наглядное пособие при наложении жгутов при кровотечениях и шин  при переломах. Впоследствии его урок мне даже пригодился в горах.
       А когда я на уроке физкультуры перелетел через спортивный снаряд- « коня» и рассёк себе нижнюю губу напополам с внутренней стороны, Михаил Павлович  за минуту убедил меня,что если хочу быть солдатом,то придется потерпеть. Он  рассказал, что на войне знал случай,когда воин приполз к полевому медпункту со своей почти оторванной рукой. Пока хирурги пришивали,солдат терпел. Я тоже,скрипел зубами, стонал,но терпел,а Михаил Павлович в это время зашивал мою рану. Сейчас даже рубчика незаметно.  Практически,он тогда сделал пластическую операцию и,что характерно,без всякого наркоза
     Заведующая музеем  Зинаида Михайловна показала мне удивительную работу ученицы  школы Крыловой Лидии Андреевны, участвовавшей в олимпиаде по научному краеведению «Мир через культуру»  в номинации «Летопись родных мест». Этот труд школьницы посвящен  Чистякову Михаилу Павловичу и называется «Призвание –доктор»  По  школе  я хорошо знал близких родственников Лидии -  Крылова Валентина, его мать Крылову Марию и отца Алексея.
     В своей работе  Лида рассказала многое о Михаиле Павловиче и его семье. Но  при этом  я хочу  сказать читателю, что рядом с Михаилом Павловичем всегда  находилась его жена, боевая подруга и помощница по жизни, Лидия Васильевна.  Лидия Васильевна, десятки лет проработав  в больнице акушером, в любое время дня и ночи  приходила на помощь к   роженицам.   За  десятилетия своего кропотливого труда,  она приняла в свои руки не одну сотню младенцев. Все они  потом в Чаромском  росли,учились в нашей школе,женились,а спустя положенный срок  новые роженицы опять приходили к Лидии Васильевне. И всё начиналось сначала.
      Осмелюсь от  имени всех ныне здравствующих земляков, побывавших в её добрых руках,  передать нижайший поклон и пожелание Царствия небесного Лидии Васильевне,благополучия в жизни её дочери Лорине и сыну Геннадию.
 
          Постскриптум после встречи в Чаромской школе

  Вот такие  сравнительные ассоциации  происходили  на волне моей памяти, как в процессе встречи с земляками в Чаромской школе,так и после 15 сентября 2016 года.
  По такому поводу  известный писатель  Пауло Куэльо,сказал:
- «Как только я нашел все ответы,изменились все вопросы».
 
      Сегодня во многом к лучшему поменялся облик старого села.
Чистые асфальтированные улицы, сияющий восстановленный Храм, дома с удобствами, новая школа несущая свет знаний и ученики с новым современным мышлением.
     Уверен,что пока в школах действуют клубы «Бригантина» в поисках  исторической правды и сохранения памяти о славных делах  тех,кто много лет назад  создавал наше сегодня и думал о завтрашнем дне потомков,нашей Руси не будет  страшен…
«..ни вал девятый,
Ни холод вечной мерзлоты -…
…Мы проложим пути-дороги
По законам своей мечты…»
       Наверное,действительно  есть необходимость введения в школьные  программы  изучения астрономии.
 Звездное небо и Полярная звезда  помогут  даже ночью тем,  кто «хочет быть»,  найти свой жизненный путь.