ВМЕНЕНИЕ ПРАВЕДНОСТИ ХРИСТОВОЙ
Энтони Берджесс (1647)
Из книги «Истинная доктрина оправдания». Главы 29-30
Burgess A. The True Doctrine of Justification Asserted and Vindicated. L.,1651. P.254-273
Рим.4.11
Если прежде Апостол в полной мере показал нам, как мы должны быть оправданы, то теперь он стремится показать, кто оправдан, и это серьезный предмет, ибо ему могли возразить, что пример Авраама, возможно, вовсе не относится к язычникам, ибо он был обрезан; и в этом стихе Павел показал, что Авраам получил праведность веры до того, как он был обрезан и, следовательно, обрезание и необрезание не решают этого вопроса.
Обрезание описано здесь:
1. Из общего его характера как знака и печати.
2. Относительно означаемой благодати, то есть праведности от веры.
3. Относительно субъекта, то есть почему именно Авраам получил его.
4. Относительно вывода, то есть что этот пример не относится только к Аврааму, но к верующим, обрезанным и необрезанным, ибо праведность может быть возложена и на них.
Хотя богословы много обсуждали в этой связи природу и определение данного таинства, моей целью здесь является настаивать лишь на последнем пункте, а именно, что праведность может быть возложена на верующих.
Большинство текстов, являющих природу оправдания, взяты из Послания к Римлянам, ибо именно здесь надлежащее место этого учения, и поэтому Меланхтон имел обыкновение называть это Послание исповеданием Реформатской Церкви. Эта глава прямо говорит о праведности, и нигде это не явлено так наглядно и непосредственно, как именно в этом месте, ибо апостол в этой главе по крайней мере восемь раз упоминает вменение праведности, и то, что подразумевается в этой фразе, должно быть раскрыто как доктрина, согласно которой праведность вменяется верующим.
Ибо праведность, по словам Павла – не то, что верующий имеет в себе, но то, что Бог оказывает ему через Христа, и верующий считается, как если бы действительно был, совершенно праведным. Это пассивная, а не активная праведность; то, что мы получаем, а не то, что мы делаем. Чтобы понять это, рассмотрим ряд вещей.
Во-первых, что это учение о праведности рассматривается как ошибочное многими людьми, пребывающими среди мерзости запустения. Как бы еретики ни противоречили друг другу в других вещах, здесь они неизменно оказываются в сговоре. Достаточно хорошо известно, что упреки и издевательства, возлагаемые на это учение папской партией, называют его учением о предполагаемой и химерической праведности. Социниане ненавидят его; кастеллиане разрушают его, говоря, что у нас должны быть также вмененная ученость, вмененное смирение и другие праведные качества. Арминиане, хотя они и считают, что вера вменяется в праведность, говорят тем не менее, что праведность Христа, возложенная на нас – это идол и головная выдумка протестантов, которая не встречается в Писании. Но неудивительно, что египтяне (ибо вполне можно так сказать) восстают на него, если и израильтяне борются друг с другом в отношении этого учения, которое усвоили в свое время. Пусть же нас удовлетворит, что Писание знает вмененную праведность, и потому она не должна быть укором, но тем, что всякого принятия достойно, и, конечно же, видя, что никто из нас не имеет праведности в себе, чтобы устоять перед судом совершенного и святого Бога, мы должны радоваться Его доброте и милосердию, ибо Он предоставил эту славную одежду для нас, когда мы были еще совершенно наги и убоги, и обрел для нас праведность, которой не могли иметь ни люди, ни ангелы.
Во-вторых, считается, что слово, соответствующее вменению (евр. сhashab, греч. ;;;;;;;;;), хотя в общем означает думать, рассуждать, учитывать или даже вычислять, может означать также решение в отношении какой-либо вещи на основании аргументов. Поэтому оно используется также для обозначения учета или расчета, или же изъятия Богом обвинения, так что Он признает нас праведными. Поэтому, когда осиандристы говорят, что вменить (imputare, ср. amputare – отрезать, отделить) есть то же самое, что вложить (insition) правду в нас, то они идут по пути папистов, приносящих в это слово смысл, столь же далекий от него, как восток от запада.
В-третьих, хотя некоторые ученые очень многословны относительно вменения и выделяют несколько его видов, но наиболее правильным и нужным для нашего спора будет такое значение этого понятия, как приписывать или усваивать кому-либо то, что тот в действительности не имеет, будь то добро или зло. Это не всегда означает отсутствие или недостаток самой вещи, как думают арминиане, и не связано обязательно с добром и благословением или же со злом и наказанием: вменяется и грех, и праведность.
Грех или зло могут быть вменены двумя способами:
1.Справедливо и праведно, когда человек действительно совершил тот грех, что вменяется ему, как убийство Авеля было вменено Каину, и каждому человеку, не получившему прощения от Бога, вменяются его грехи (Пс.32). Все нераскаянные грешники имеют свои грехи вмененными им, хотя бы они сами не считали себя грешниками, но Бог считает их таковыми, и обвиняет их в грехе самым справедливым образом, хотя человек, совершивший грехи, может не придать им их реального значения. Об этом можно сказать словами Лев.17.4, где слово говорит: «если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане, или если кто заколет вне стана
и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то человеку тому вменена будет кровь: он пролил кровь, и истребится человек тот из народа своего», то есть, как говорят некоторые толкователи, что если человек не соблюдет Божий порядок и правила жертвы и будет поклоняться не так, как назначено, то это столь же гнусный грех, как если бы он совершил убийство человека, и это эквивалентные вещи.
2.Несправедливо и неправедно, когда зло приписывается человеку, который не виновен. Давид говорит: «Они приписали то, чего он никогда не делал», и таким образом, обвиняет судей, которые судят невиновных, как Пилат судил Христа, и евреи обвинили Его в таких преступлениях, которых Он не совершал; все это есть несправедливое приписывание греха.
Возможно также вменение человеку добра.
1. Справедливо и праведно, как говорит апостол в Рим.4: «Делающему награда по долгу». Таким образом, тем, кто идеально исполнит закон, причитается вечная слава, как награда за труды их.
2. Несправедливо и неправедно, и это происходит, когда нечестивый судья оправдает виновного вопреки закону, или когда израильтяне приписывали свое изобилие идолопоклонству, ибо они поклонялись царице небес (Иер.44.17).
3. Существует также оправдание по благодати, когда праведность и награда вменяются лицу, совершившему беззаконие, не по долгу, но по милости, и это единственная весомая причина для прощения грехов и оправдания. И это наше истинное Евангелие вменения. Если, как говорит апостол в Рим.4, нечестивый оправдывается, то Бог считает его праведником, хотя сам по себе он грешник, и его долг забывается, хотя за этот долг он должен быть проклят, но он спасен, то что это, как не простая благодать? Эта благодать свободна, ибо, не изменяя справедливости и святости Божией, Христос стал искуплением для нас и сделал Себя искуплением за грехи наши, и тем самым позволил Богу явить Себя и милостивым, и справедливым. Это и есть вмененная праведность, и положение верующих полностью покоится на ней.
В-четвертых, Писание в нашем вопросе говорит о двойственном вменении: вменении по долгу и вменении по благодати. Это различие есть в Рим.4.4: «Делающему награда по долгу». Хотя некоторые могут подумать, что вменение здесь имеется в виду неправильно, но это основано на ложном предположении, что обвинение всегда предполагает indebitum, но это не так, ибо в 2 Тим.4.16 Павел молится о тех, кто оставил его: «Да не вменится им». Апостол имеет в виду оправдание по благодати и, что наиболее заметно проявляется в Евангелии, то, что наши грехи вменяются Христу, а Его правда – нам, и Бог не в абсолютном смысле, а просто по милости объявляет нас праведными, ибо Христос стал нашим Поручителем, и как в первом Адаме мы стали грешниками, так во Втором Адаме мы становимся праведными по дивной благодати Божией, явленной во всем многообразии мудрости Его, ибо когда мы были не в состоянии удовлетворить справедливость закона или жить в соответствии с ним, пришел Христос, чтобы стать искуплением и праведностью за нас.
В-пятых, поэтому в этой праведности Христовой, вмененной нам, имеют место такие вещи:
1. Для этого вменения нет никакой причины в нас. Когда Бог считает нас праведными, Он не находит ничего в нас для этого, потому что какой бы фундамент праведности ни был заложен в нас, он совершенно извне нас, ибо он во Христе, и это должно научить нас тому, что великая и благородная привилегия оправдания, нам данная, совершается вне нас, и поэтому каждый верующий, для которого Христос, как Жених Песни песней, лучше тысячи других, всегда жаждет и воздыхает по Нему. Если бы наша жизнь была в нас и покоилась на нас самих, мы имели бы основание, чтобы стоять пред Богом, не взирая на Христа; ибо когда земной судья должен оправдать человека, он должен иметь для этого основание в самом человеке, иначе он мерзость пред Господом, но хотя оправдание и не совершается без правды, ее основание не в нас самих, ибо оно только в Иисусе Христе.
2. Здесь не только нет никаких оснований в нас, но все как раз напротив. Когда Бог оправдывает, Он мог нас справедливо осудить на основании того, что Он находит в нас, ибо, как говорит апостол в Рим.4.5, Бог оправдывает нечестивого, а именно того, кто не является абсолютно и совершенно праведным, чтобы он мог стоять пред Богом; и мы можем лишь восхищаться Его мудростью, ибо Он создал возможность оправдать нас, пребывая при этом в постоянном страхе и трепете, ибо, глядя на самих себя, мы не видим ничего, кроме состояния смерти и осуждения, Бог же при этом дает нам бессмертие и славу. Поэтому Писание так часто называет это благодатью Божией, ибо Он одаряет тех, кто совершенно недостойны и не имеют в себе ничего, кроме пустыни ада и вечного возмездия.
3.Поэтому порядок здесь заключен в соотношении знания Бога и воли Его о нас. Поскольку Христос вступил в завет и соглашение с Отцом, взял на Себя наш долг и пообещал искупить грех и привести нас к вечной правде, и Он полностью исполнил это начинание, так что ничто для него не должно быть заложено в нас, то Бог Отец уже не судит нас, и Он воспринимает нас как праведных; и на самом деле на этом основан весь бесконечный покой и утешение христианина, ибо Сам Бог вменяет ему Свою праведность, и так будет всегда, ибо если Бог оправдывает, то никто не осудит (Рим.8.33-34).
4. Хотя это вменение основано на цели Бога по отношению к нам, оно само по себе реально и имеет самую твердую и истинную сущность. Наши противники ежедневно придираются к нам, как если бы мы имели здесь в виду некую фикцию и просто вымысел, которого нет ни в Боге, ни во Христе, ни в нас самих. Но хотя Бог и имеет в виду здесь Свое отношение к нам, оно тем не менее реально или существенно, и это не просто понятие или фикция, ибо это столь реальный фундамент, как послушание Христа, и что может быть более верным, чем эта скала? Таким образом, причина вменения есть реальная Божия воли и принятие нас в завет, заключенный со Христом. Это не юридическая фикция, но реальная оплата долга и создание статуса, который в состоянии сделать нас совершенно праведными, и хотя некоторые богословы противопоставляют здесь реальное и мыслимое вменение, не следует понимать это так, что имеется в виду просто фикция, ибо мы никак не можем быть оправданы сами по себе, но только через праведность Христа, вмененную нам по воле Божией. Пусть нам не верят, если мы утешаемся этой праведностью, считают, что это лишь приятная мечта или человеческий вымысел, но мы смотрим на нее как на то, что стоит на столь же твердом основании, что и небо и земля. Что удерживает тебя от падения в ничто, если не Божия воля и власть? И не та же ли самая воля Божия гораздо более заинтересована в твоей праведности? Не бойся, что это оружие сломается; все верующие всех времен могли положиться на него и не погибнуть; это реальность, ясная и твердая, и если она уже открылась, она будет иметь реальные и живые следствия, ибо она приносит мир, радость и вечное утешение всем участвующим в ней, и делает их такими, что они могут хвалиться и скорбями, торжествуя победу над всеми невзгодами (Рим.5.3, 2 Кор.2.14).
В-шестых, мы можем рассмотреть здесь саму суть, причину и следствие того, что все это дается нам. Что более необходимо для грешника, чем праведность и ее дела? Ибо если вы делаете что-то для Бога, Который свят и праведен, и любит только правду, то вы должны рассматривать закон Божий как заповедующий только правду, и как ветви предполагают наличие корней, так слава небес предоставляется только праведным. А что может сделать бедный грешник? Смиренный грешник, пребывающий в страхе и беспокойстве, может радоваться лишь тому, что Бог предоставил ему средства спасения. Праведность – это то, чего ты должен жаждать больше еды, одежды или любого земного утешения во всем мире, и потому полагаться на чудесную доброту Бога, Который предоставил ее для тебя. Есть причина этой праведности, и это послушание Христа, и здесь нет противоречия тому, что это послушание есть и достойная причина нашего оправдания, и суть нашей праведности такова, что то, что вменяется нам в праведность, в то же время и делает нас праведными. Бог смотрит на нас, как если бы мы сделали все, что сделал в Своей жизни и страдании Христос, и хотя это кажется очень твердым для некоторых, Бог смотрит на исполнение закона Христом так, как если бы мы сами исполнили его и оказали полное послушание ему, и это не более трудно представить себе, чем сказать, что Бог смотрит на нас во Христе как удовлетворившем Его справедливость, как если бы мы сделали это сами и, таким образом, Христос, будучи Вторым Адамом, является также нашим Поручителем. И посему Его правда оказывает такое влияние на нас, что у нас есть право на вечную жизнь, мы можем с дерзновением приходит к престолу благодати, у нас есть свобода предстать пред Богом, нет ничего, чтобы обвиняло нас, и мы можем не бояться кары и осуждения; о, какой язык людей или ангелов мог бы выразить счастье человека, имеющего эту праведность! Вменение есть то, что основано на поручительстве Христа, так что Бог смотрит на верующих в свете Его красоты. Эта истина не есть антиномизм, каковой можно вывести из нее.
В-седьмых, в этой праведности, как она задумана, совершается изменение от одного к другому, и в нем есть два аспекта, которые некоторые богословы называют отрицательным и положительным. Отрицательное вменение есть невменение греха, который не вменяется нам; положительное вменение – это признание нас праведными. Таким образом, некоторые считают, что эти вещи отличаются, хотя только отчасти, но мы утверждаем, что нет никаких причин рассматривать прощение грехов и вменение праведности как вещи, отдельные друг от друга.
В-восьмых, если эта праведность кажется абсурдной плотскому разуму, то это не повод отвергнуть ее, ибо она – истина Божия. Разве учение о Троице или воскресение мертвых не кажутся невероятными плоти и крови? Пусть же социниане не возмущаются вменением и удовлетворением на том основании, что их не может объяснить разум. Слыхано ли, говорят они, чтобы невинность или послушание человека были вменены другому человеку как его собственное? Они могут признать, что в гражданских делах деньги одного человека могут быть приписаны другому, но что может быть отнесено к другому наше достоинство – это они ненавидят. Но как Господь Иисус Христос называется Чудным (Ис.9), так все в Нем и все, что исходит от Него, прекрасно, Его природа дивна и Его служение исполнено всепревосходного великолепия. Поэтому, хотя социниане называют вменение абсурдом, на самом деле то, что нам открывается о спасении через Священное Писание, действительно способно потрясти наш разум, ибо весь путь нашего искупления осуществляется таинственным образом. На самом деле мы не должны изобретать тайн и чудес там, где Писание не говорит о них, но там, где они есть, нам следует твердо держаться их.
В-девятых, единство заслуг Христа и Его послушания столь необходимо, что оно в том или ином смысле признается всеми, кроме социниан. Со стороны папистов Беллармин и Беканус согласны, что в некотором смысле существует вменение нам праведности Христа, как и большинство арминиан, хотя они отрицают активное послушание Христа, вменяемое нам. Но то, что все они в определенном смысле допускают его, не уделяет ему в полной мере того достоинства и ценности, которые должны быть усвоены Христу именно потому, что для них это формальное и косвенное вменение, а не реальное. Паписты объясняют дело так, что достоинства Христа стали нашими таким образом, что мы получили благодать и силу, чтобы заслужить праведность. Поэтому они представляют вменение и приложение к нам праведности Христовой в этом косвенном смысле. Таким же образом арминиане представляют союз и общение со Христом и считают, что праведность Христа не может быть применена к нам ради нашего блага, но Его смерть и вера просто учитываются в качестве праведности, которая дается в прощении грехов. Но что Его праведность должна быть возложена на нас, чтобы стать нашей, и чтобы через Его послушание мы могли стоять совершенными пред Богом – это верблюд, которого никто из них не может проглотить. Но когда апостол в 2 Кор.5.21 и Рим.5.19 проводит сравнение между нашими грехами, возложенными на Него, и Его праведностью, сделанной нашей, как и сходство первого и Второго Адама, это не может быть лишь косвенным вменением.
В-десятых, когда мы говорим, что праведность Христа вменяется нам, это не следует понимать так, что она формально становится нашей таким образом, что мы не только названы праведными, как Христос, но и бесконечно совершенны, как Он; поэтому многие ученые воздерживаются от слова «формальное» применительно к вменению праведности Христа, ибо хотя в некотором смысле это будет подходящее слово, но оно связано с обилием клеветы, и многие неохотно используют его и называют праведность Христа, ставшую нашей, материальной причиной нашего оправдания; так что, когда мы говорим, что праведность Христа сделана нашей, это значит, что через нее мы становимся оправданы в глазах Бога. И поэтому
В-одиннадцатых, праведность Христа есть не должная форма нашего оправдания, а решение Бога о нем. Для оправдания нужно дело Божие, то есть прощение грехов и вменение праведности. Многие восстают против этой истины, но их слова мы рассмотрим среди возражений.
Давайте же, исходя из всего этого, со всей благодарностью восхищаться милостью Бога, Который не оставил нас без праведности и, что еще более благородно и достойно, вернул нам то, что мы потеряли. Наши сердца не всегда пламенеют размышлением об этом, но это потому, что мы суть плотские, проданы греху и не знаем, как страшно наше состояние, и пока не приходит благой час, когда Бог являет нам руины и ад, что находится внутри нас, мы никогда не сможем почитать эту праведность. Помолимся же о Духе, Который обличит нас в грехе и праведности!
Теперь сложим все это вместе, чтобы прояснить доктрину праведности. Рассмотрим аргументы, которые могут быть выдвинуты против нее.
Во-первых, настоящая глава, очевидно, подтверждает то, что там, где так часто говорится о праведности, Писание несколько раз говорит о ней как о нашей собственной или чужой. Праведность не может быть нашей собственной по следующим причинам.
1. Потому что эта праведность, вмененная без дел, если бы она стала нашей собственной, должна была бы стать праведностью по делам, тогда как мы не активны, а пассивны в нашем оправдании, и мы не должны искать ее в нас самих, но во Христе вне нас.
2. Она не может быть нашей собственной праведностью условно, так как это противоречит самой природе прощения грехов, которое не есть наше дело, но милость и дело Бога.
3. Вмененная праведность по сути не может быть нашей, поскольку субъект оправдания назван нечестивым человеком (Рим.4.5), ибо он не имеет той совершенной и полной праведности, которой требует закон, и если он не имеет ее как своей, она должна быть передана ему от другого.
4. Вмененная праведность не может быть нашей, ибо тогда она вменялась бы условно и по долгу, а не по благодати. Таким образом, апостол говорит в Рим.4.4: «Делающему награда по долгу, а не по благодати». Ибо хотя дела совершаются благодатью в освященном человеке, но он до сих пор имеет долг, так как это не его дела. Здесь апостол приписывает все благодати Того, Кто есть Альфа и Омега, начало и конец всего. Поэтому, если она не наша, но вмененная, то чьей она может быть, если не Христа, как сказано: «Послушанием одного сделались праведными многие» (Рим.5.19), а в Рим.5.24, что это должно быть отнесено к нам, «если мы верим в Того, Кто воскресил Иисуса, Господа нашего, из мертвых». Таким образом, эта глава проливает ясный свет на сказанное. Что же касается тех, кто считает, что сама вера есть дело, через которое нам вменяется праведность, то это мы уже достаточно опровергли. Давайте послушаем, что имеет в виду Социн, говоря, что слово ;;;;;;;;; используется здесь в простом смысле (simpliciter) и само по себе. Если это так, то оно означает не более чем связь вещей, то есть Бог говорит, что Он не вменяет греха таким образом, что не обращает на него внимания и, стало быть, не наказывает его. Это легко понять именно так, ибо употребленное здесь на иврите слово то же самое, что в Пс.8.4: «Что такое человек, что Ты помнишь его?».
Но далее становится ясно, что это слово с предлогом ;;; может быть понято соотносительно, в смысле «обьявить» (праведным), в противном случае оно не было бы переведено на латынь как imputata, но reputata. Тогда возникает просто словопрение, ибо мы понимаем вменение и наше положение в одном и том же смысле, хотя вменение здесь понимается четко и абсолютно, как в Рим.6.11: «Почитайте себя мертвыми для греха», или в 1 Кор.4.1: «Разуметь нас как служителей Христовых». Иезуит Сандерус («Книга об оправдании», 50) отвергает этот перевод, считая, что апостол использует его в более сложном смысле, как в Флм.18: «Если он обидел тебя, считай это на мне». Таким же образом в Рим.5.13 грех не вменяется (;;; ;;;;;;;;;;) без закона, но это наблюдение не является общим, ибо простой смысл используется тогда, когда он очевиден: «и к злодеям причтен» (Мк.15.28). Или «необрезание вменилось в обрезание» (Рим.2.26); здесь употреблено ;;;;;;;;;;;;.
Возможно возражение, согласно которому можно вменить праведность, но не праведность Христа. «Пусть приведут хотя бы одно место, - говорит Беллармин, - где праведность Христа названа вмененной». На это мы ответим, что смысл, в котором праведность называется вмененной и не может быть нашей, зависит от контекста и, кроме того, должно иметь в виду, что послушанием Христа мы становимся праведными именно потому, что в Нем мы сделались праведными пред Богом (Рим.5.19, 2 Кор.5.21), и, следовательно, не может быть никакой другой праведности, кроме этой. И когда нам говорят, что будет своего рода кощунством утверждать, что праведность Христа вменяется нам в праведность, поскольку наша праведность не может быть совершенной и полной, но нуждается в милости и вменении, - это ошибка, ибо мы говорим, что праведность Христа не вменяется нам таким образом, что мы сами по себе не совсем праведны и нуждаемся в некотором милостивом снисхождении со стороны Бога, чтобы Он принял нас; но мы говорим, что она вменяется нам в праведность потому, что мы нуждаемся в правде, и здесь нет ничего нашего, сделанного нами самими, но все Христово.
Второй аргумент выводится из ясной параллели, которую апостол проводит между Христом как Вторым Адамом и первым Адамом (Рим.5.12-18), где Павел, таким образом, утверждает, что как все люди стали грешниками через Адама, так все верующие становятся праведными через послушание Христа. Каким образом грех Адама становится нашим? Разве не через вменение? Действительно, мы сами грешим в силу присущего нам растления, и это распространяется на каждого, что называется originale peccatum originatum, но фактический грех Адама лишь вменяется нам, и это называется originale peccatum originans. Поэтому в ст.13, где Павел говорит: «в котором все согрешили» или, точнее, через которого согрешили, речь идет о грехе Адама, который становится нашим по вменению, и ни по какой другой причине, ибо он не просто передается от родителей к детям, но завет заключен с Адамом, и в нем со всем человечеством. На самом деле Беллармин приводит этот аргумент, настаивая при этом на том, что как через Адама все стали грешниками по своей природе в силу растления, так во Христа все становятся праведными по сути через обновление ума. Это содержит часть истины, но мысль апостола должна быть понята шире, ибо он не только говорит о грехе в нас как о вине в неповиновении Адама, сколько имеет в виду две личности или представителей в завете, к которым относится все, что делают те, кого они представляют. Таким образом, как вмененный грех Адама является причиной всего присущего нам растления, так праведность Христа является источником всего нашего блаженства.
В-третьих, праведность Христа отнесена к нам, как наши грехи отнесены к Нему, и это и есть вменение. Этот аргумент построен на скале 2 Кор.5.21: «Он стал грехом за нас, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом». Он мог «стать грехом за нас» только по вменению, ибо никак иначе Бог не мог возложить на Него грехи всех нас. Сам Он не совершил никакого греха, ибо Он есть незапятнанный Агнец Божий, но как наш Поручитель Он понес наши грехи, так что они были вменены Ему, и Он понес Божий гнев за них.
Если нам скажут, что стать грехом значит быть предназначенным в жертву за грех, в соответствии с обычным словоупотреблением в Писании, мы ответим, что, во-первых, нет необходимости понимать это выражение в таком смысле, ибо в другом контексте оно употребляется другим способом, ибо в том же отрывке сказано: «не знавшего греха сделал грехом», то есть, как это должно понимать, поставил на место греха, ибо выражение потеряет свой смысл, если его не понять именно таким образом. Опять же, в тексте грех противопоставлен праведности: Он стал грехом, чтобы мы могли стать праведными, но это грех именно как грех, а не жертва, грех в своей собственной природе, выступающей против праведности, и не зазорно говорить о том, что именно он был возложен на Христа, ибо, как сказал пророк, Бог возложил на Него беззакония наши, которые несомненно должны быть поняты как грех или грехи, и чем более Христос был унижен этими, чем большую любовь к нам Он явил и тем более возвышено Его посредничество.
Во-вторых, если и можно сказать, что здесь грех – это жертва за грех, весь аргумент будет стоять по-прежнему, ибо нельзя сделать жертвой за грех никого, кроме Того, Кому грех не вменяется. Когда совершались жертвы Ветхого Завета, возложение рук на животное означало перевод грехов человека на предлагаемое в жертву животное, и таким же образом совершилась жертва Христа, по слову апостола. Поэтому, хотя и можно понимать это место так, что Христос стал жертвой за грех, это не только не исключает, но обязательно включает в себя то, что наши грехи были вменены Ему, и в самом деле, как иначе могло произойти, что Христос был избит и изранен, и умер такой позорной смертью? Именно потому, что грех был возложен на Него, и Он умер за грех, Его праведность может быть возложена на нас, хотя у нас нет ничего своего, а не потому, что Христос выразил в Себе возложенное на грешника, ибо Он взял наши грехи, чтобы понести их.
В-четвертых, праведность Христа становится нашей, потому что только в Нем мы можем быть приняты. Примечательно, что апостол говорит в Еф.1.6: «В Котором Он сотворил нас в Своей любви» (;;;;;;;;;;), так что это не может быть нашей обязанностью, ибо наше принятие возможно лишь потому, что Бог смотрит на нас во Христе, ибо Он есть Жертвенник, освящающий все (Откр.8.3), и благоухание этого золотого жертвенника пребывает на всех святых. Поэтому будет весьма унизительно для славной полноты Христа думать, что Он только заслужил и приобрел для нас благодать, в которой и посредством которой мы должны стоять оправданными. Нет, удовлетворение и послушание Христа должны быть нашими потому, что мы рассматриваемся Богом как Его люди. Верующий и Христос должны рассматриваться как одно мистическое целое, ибо Бог смотрит на нас и на Христа как на одно, и если не так, то горе нам. Все наши милость и благоволение в Возлюбленном.
В-пятых, то, что мы оправданы, часто упоминается как то, что мы названы праведными пред Богом; поэтому у нас нет никаких других способов оправдаться, кроме как по вменению. Это часто называется правдой Божией (Рим.1.17, 10.3, 2 Кор.5.21, Фил.3.9). Мы должны быть праведны перед Богом, и если это противоречит нашей собственной праведности, то мы должны быть праведны правдой Божией. Праведность в этом смысле правды Божией может оспариваться, но почти все (кроме Осиандера, имевшего лишь несколько последователей и защищавшегося два года, при том, что он противился попыткам оправдать его и считал, что верующие не прерывали общения с ним, думая, что ересь у него больше на словах, чем в уме) согласны, что она не является сущностной правдой Божией, которой Бог праведен Сам, но это праведность Божия просто в причинном смысле, ибо Бог является Автором нашей первородной праведности, Им созданной, так что нас нельзя назвать праведными пред Богом в том же смысле, в каком праведен Он Сам; и мы имеем, как сказано также, правду Божию во Христе, ибо она не в нас самих, и она всегда против правды закона. Праведность от Бога в том смысле, что Он был ее Автором в Адаме и начал открывать ее верующим, и завершит ее на небе, а также отчасти потому, что без нее никто не сможет выдержать Его взгляд, ибо Писание говорит: «в глазах Бога не оправдается ни один человек», подразумевая тем самым, что праведность Божия такова, что ни один человек сам по себе не выдержит Его сурового суда, и Сам Бог не может отказаться от этого, иначе Он был бы не совершенным и не вседостаточным. Но в особенности она названа правдой Божией потому, что это праведность, которой Он сделал для нас Христа (1 Кор.1), ибо Он сделал Его Божьей праведностью. Этот момент нельзя толковать, как некоторые, в том же смысле, что Христос стал для нас мудростью, ибо Он является также Автором праведности и совершает Свое дело праведности в нас; и это заключено также в выражении, что Христос стал для нас освящением, ибо праведность здесь нечто иное, чем внутренняя святость и если это так и не может быть иначе, то Христос соделан для нас праведностью, ибо в Нем и через Него мы признаны праведными. Это настолько очевидно, что в этом пункте с нами согласны даже наши противники, кроме социниан, ибо они признают, что мы праведны не в нас самих, ибо не можем исполнить закон Божий, но в Другом, Который есть Христос Поручитель. Праведность есть Божия поэтому в том же смысле, что и Кровь Христа – Божия, а именно это праведность Того, Кто есть Бог и Человек и потому стал нашей полнотой и Посредником, и принес ту правду, какой не было в мире, ибо праведность Адама и ангелов правды нельзя назвать правдой Божией, как Христову, и если это правда Божия, она не может быть нашей путем наделения.
Наконец, в-шестых, праведность, которая возложена на нас и которой мы оправданы, такова потому, что мы несовершенны и нам присущи многочисленные осквернения, которые, будучи рассмотрены всерьез, могут лишь разгневать и оскорбить Бога. Это правда, что у нас есть внутренняя праведность, которую можно так назвать, и даже в каком-то смысле совершенство, но мы никогда не будем настолько совершенны, чтобы это обеспечило наше оправдание и чтобы мы могли опираться на это перед Богом. Итак, если наша собственная праведность не может послужить нам, мы нуждаемся во вмененной.
Я не буду далее возвращаться к тому, о чем уже сказал в рассуждении об активном послушании Христа, взявшего его на Себя; поэтому я продолжу отвечать на возражения против вмененной праведности, и обращу внимание на то, что социниане выступают против любого рода праведности через удовлетворение или повиновение закону; так что они выступают не только против вменения активного послушания Христа, но и против вменения Его пассивного послушания; и когда мы подходим к этому вопросу, мы должны привести аргументы, с которыми они выступают против вменения активного и пассивного послушания.
В Писании есть много мест, столь бесчисленных, что мне не нужно повторять их, в которых верующие названы праведными, и говорится, что Бог принимает их и вводит в вечную славу в силу их праведности, как если бы Бог связывал эти вещи, а не только обвинял нас. Но если есть места, где, как мы спокойно признаем, говорится, что все оправданные люди вновь становятся праведными, ходят по путям праведности, отрекаются от самих себя как рабы праведности, и что Бог дает им славное обетование жизни будущего века за их благочестие и преданность, которыми они изобилуют – то что вытекает из этого? На основании чего они оправданы пред Богом? Разве это правда закона? Священное Писание и опыт против этого. Рассмотрим сказанное: «Как человек может стоять пред Богом? Если Он будет бороться с ним, не ответит Ему ни один из тысячи» (Иов 9.2-3). Для человека думать по-другому или возноситься пред Богом называется ожесточением, и такой человек не будет успешен (ст.15): «Хотя я был праведен (мы же ничего подобного не знаем о себе), я не отвечал, но умолял» (ст.20-21).
Те рассуждения, которые нам здесь приводят, похожи на яблоки Содома, они ярки, но при прикосновении рассыпаются в пыль. И это большая скорбь для нашего сердца, ибо если раньше вмененную праведность отрицали только противники реформированных Церквей, то теперь среди нас самих появляются люди, которые с большим усердием выступают против нее. Какая страсть движет одним писателем, который выступает против доктрины праведности и называет ее непонятной мыслью, пустыми и ложными словами и фантазией (Clendon T. Justification Justified. L.,1643. P.20). Конечно, столько богословов и столпов Церкви во множестве книг пустословили и описывали непонятные фантазии. Но давайте посмотрим, откуда берется эта ложь.
Возражение 1. «Если праведность Христа формально становится нашей, то мы так же совершенны, как и Христос, и нам не нужно больше веры и покаяния, как и Христу». Точно так же самые рьяные паписты, как Беллармин и особенно Сандерус, твердят при этом, что мы тогда должны стать равными Христу. Но разве даже самый слабый и расстроенный глаз не увидит слабость этого вывода? Праведность Христа не приемлется нами, как будто она субъективно присуща нам, как если бы существовала такая связь праведности Христа с нами, как признают лютеране, считая, что такие Божии атрибуты, как бесконечность, всеведение и т.д. передаются человеческой природе, насколько она в них нуждается. Но как Бог не сделал нас бесконечными, так мы не можем сказать, что мы праведны и совершенны, как Христос, но мы как люди получили от полноты Его, а Он уделяет от Своей полноты нам. Будем ли мы говорить, что планеты столь же славны, как солнце, если они сияют его светом? Но поскольку антиномисты утверждают, что это естественно вытекает из доктрины вмененной праведности, и усваивают это своим ортодоксальным противникам как ее неизбежное следствие, я должен возразить им еще в большей мере, когда мы должны отстаивать активное послушание Христа, вмененное нам.
Возражение 2. Нам возражают, что если праведность Христа становится нашей, это делает суд Божий противоречащим истине. Вмененная праведность, говорят они, делает нас полностью праведными, когда мы находимся еще в несовершенном состоянии, и потому Бог должен смотреть на нас и как на совершенных, и как на несовершенных, что весьма удивительно.
1. Не свергает ли этот аргумент также доктрину удовлетворения во Христе, считая его из-за неверного истолкования тоже формальным? Как можно одновременно рассматривать Бога как признающего, что наш долг выплачен нашим Поручителем, и все же считающего нас самих виновными? Как Он может изгладить наши грехи так, что грех все же остается в нас?
2. Но если невозможно считать, что мы несовершенны в святости и все же совершенны в оправдании, то возникает одна из двух нелепостей: либо, что наше оправдание несовершенно, и тогда мы можем иметь лишь несовершенный мир и радость, и наше прощение и праведность также несовершенны, либо же наше освящение является совершенным, что автор сей проповеди прямо отрицает. Это необходимо потому, что Бог смотрит на наше освящение как на несовершенное, хотя наше оправдание совершенно.
3. Если Божий суд по правде и истине объявляет нас праведными во Христе, но грешниками самими по себе, ибо нет правды, посредством которой мы сами стали бы праведными, есть лишь праведность Бога нашего, если мы находимся среди тех, за кого Христос взял на Себя обязательства как Поручитель – то мы не должны считать все это только мыслью Бога без всякого основания истины, ибо как истинно и достоверно, что Христос умер и воскрес, так реальны и преимущества, которым причастен верующий. То, что совершил для нас Христос, действенно, и если ни черта из закона не пропадет (Мтф.5.18), то гораздо менее могут исчезнуть Его преимущества. Однако невозможно представить себе другой способ, каковым преимущества Христа могут быть получены нами, кроме вменения.
Кастеллио заявляет: «Эта доктрина праведности очень приятна для плоти и крови, и каждый плотской человек будет радоваться тому, что раз мы свободны от закона, то мы не должны заботиться о нашей праведности, и не очень важно, что мы делаем, потому что Христос сделал все за нас. Но паписты возражают против оправдания верой, ибо, говорят они, эта доктрина является основанием всякого рода плотской самонадеянности, так что пусть человек живет как хочет, просто верит, и он будет спасен».
Теперь мы можем ответить на это, что путь праведности через веру и вменение наиболее противоречит плоти и крови, как мы видим из Рим.10.3, где сказано, что евреи, не представляя правды Божией, стремились поставить собственную праведность, и это естественная склонность всех, кто говорит: что мы можем сделать, чтобы спастись? Прошло немало времени, прежде чем Павел отказался от этого и стал рассчитывать только на праведность Христа. Это не то учение, что приятно для плоти и крови, но оно противно им, ибо лишает человека самоправедности и самостоятельности, и требует самоотречения, чтобы Христос был для нас всем во всем. По фарисейству и папской доктрине мы видим, что ставить на свои особые дела и делать из них свою праведность перед Богом наиболее приятно для плоти и крови. В дальнейшем мы еще остановимся на том, что это означает для доктрины праведности.
Энтони Берджесс (1606-1664) - английский пуританский священник, плодовитый проповедник и писатель. Сын учителя из Уотфорда, с 1623 г. учился в Кембридже, позже член Эммануил-колледжа и наставник Джона Уоллиса. С 1635 г. ректор в Саттон-Колфилде. В Гражданскую войну служил в Ковентри, будучи сторонником Парламента. Член Вестминстерской Ассамблеи. В 1662 г., несмотря на заступничество Джона Хакета, потерял должность ректора. Последние годы жил в Темворте. Важнейшие труды - "Оправдание морального закона против антиномистов" (1646), "Духовное освежение" (1652), "Учение о первородном грехе" (1659). Об оправдании написал две книги - "Истинное учение об оправдании" (1 изд. 1648) и "Трактат об оправдании" (1654).К.Кохи в новой работе причисляет к наиболее влиятельным противникам антиномизма Берджесса, Рутерфорда, Бакстера и Бейли (Caughey C. Antichrists and Rumours of Antichrists // Prophecy and Eschatology in the Transatlantic World, 1550;1800. Ed.A.Crome. Dordrecht,2016. P.115)
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn