Обезьяний процесс

Виорэль Ломов
«Обезьяний процесс»


«Обезьяний процесс» уникален в том смысле, что его можно рассматривать со многих сторон. Как развлечение двух тысяч жителей захолустного городка Дейтон, мечтавших прославиться в штате Теннеси, и в итоге позабавивших все Штаты. Или как мазохистский акт нескольких истцов, задумавших проиграть суд только для того, чтобы затем подать апелляцию. Или как длившееся еще со времен Г. Галилея противостояние науки и религии, вообще-то говоря несмешиваемых, как масло и вода. На этом процессе естественен был бы вопрос, заданный Дмитрием Карамазовым: «Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без Бога-то и без будущей жизни? Ведь это стало быть теперь все позволено, все можно делать?» (Ф.М. Достоевский). Но обошлись без этого вопроса.
«Обезьяний процесс» стал нарицательным прозвищем судебного процесса 1925 г., на котором школьный учитель был обвинен в незаконном преподавании дарвинизма (теории эволюции — о происхождении человека от обезьяны, в т.ч.).

Предыстория процесса такова.
В первой четверти XX в. в обойму влиятельных политиков США входил лидер Демократической партии, госсекретарь в кабинете В. Вильсона, трижды баллотировавшийся на пост президента У.Д. Брайан (1860—1925). Видевший в эволюционной теории «движущую силу антиамериканского по своей сути атеистического модернизма», Брайан свой скепсис против дарвинизма распространял и на школьное (государственное) образование. С 1922 г. политик ратовал за внесение изменения в законы штатов, запрещавшего в школьных программах присутствие эволюционизма или допускавшего его лишь в качестве гипотезы.

21 января 1925 г. на призывы Брайана оградить школьников от вредоносного воздействия дарвинизма откликнулся член нижней палаты законодательного собрания штата Теннеси Д.В. Батлер (1875—1952). Батлер предложил проект закона, запрещавший во всех государственных школах и университетах штата «преподавание любой теории, которая отрицает содержащееся в Библии учение о божественном творении и вместо этого утверждает, что человек произошел от низших животных». Нарушителю закона грозил штраф от 100 до 500 долл. Закон был подписан 21 марта губернатором О. Пэем, заметившим: «Вряд ли когда он будет применен».
Не прошло и 6 недель, как Американский Союз защиты гражданских свобод решил испытать судебную систему штата Теннеси на закон Батлера. В прессе появилось сообщение, что Союз готов предоставить юридическую защиту любому учителю, пострадавшему из-за этого закона.

4 мая в эту организацию обратились несколько дейтонцев, пожелавших инициировать судебный процесс. Сверхзадачей заявителей была реклама города. Да и приезд в Дейтон служителей разных ведомств и толпы ротозеев-туристов сулил местным бизнесменам приличный барыш и крупные инвестиции.
По предварительной договоренности, «на заклание» согласился идти школьный учитель математики, тренер футбольной команды 24-летний Джон Томас Скопс (1900—1970). Скопс один раз, 24 апреля, т.е. после введения закона Батлера, замещал заболевшего учителя биологии по теме дарвинизма, о чем было составлено формальное признание, зарегистрированное констеблем.

25 мая обвинение против Скопса выдвинул его знакомец С. Хикс, местный прокурор, который отлично знал подноготную этого дела. На руках у него было заявление 7 учеников (фактически лжесвидетельство), обвинивших учителя в том, что он обучал их эволюции. Чтобы никто не вздумал оспорить это заявление, о нем на процессе забыли — и прокурор, и адвокат, и судья.
После того, как на 10 июля был назначен суд, началась рекламная шумиха. Старались обе стороны — и истцы-креационисты, и ответчики-эволюционисты. Как у тех, так и у этих были свои сторонники во всех коридорах власти и СМИ. (Направлений креационизма много, но всех его адептов объединяет вера в то, что Вселенная и жизнь были сотворены Богом, как сказано о том в Библии).

До процесса никто не предполагал, что суд станет не только американской, но и международной сенсацией. И не потому только, что процесс коснулся академической свободы и независимости школы от церкви, но еще и потому, что вели его звезды политики и правосудия, а информацию давали лучшие журналисты, в т.ч. выдающийся прозаик и сатирик Г.Л. Менкен. Представитель Севера, писатель по традиции всласть поиздевался над «южанами». Он и запустил выражение «Обезьяний процесс».
В Дейтон съехались звезды политики, правосудия, журналистики, видные служители церкви, люди со всех уголков страны, все центральные газеты и журналы прислали своих корреспондентов. Суд над Скоупсом стал первым мероприятием, с которого велась радиотрансляция в прямом эфире.

По просьбе руководителя Всемирной ассоциации христианских фундаменталистов, баптистского пастора У. Райли прокурором на процессе выступил У. Брайан. Главному обвинителю помогали его сын (федеральный прокурор), генеральный прокурор штата Теннеси и его зам.
Группу защитников возглавил блистательный адвокат, антиклерикал К. Дарроу, прославившийся защитой обвиняемых в убийстве. Из сотни убийц лишь один угодил на электрический стул.
Присяжных выбрали по жребию, большей частью фермеров с начальным образованием, регулярно посещавших (кроме одного маловера) церковь.
Председательствовал местный судья Д. Раулстон.

Суд над Скопсом провели фактически без Скопса. Дарроу запретил подзащитному давать показания, поскольку тот, мало смысливший в биологии, мог все переврать. Оправдывать Скопса не было никакого резона. Напротив, его надо было осудить, чтобы потом подать апелляцию и решать вопрос с отменой закона Батлера в инстанции более высокого уровня.
Накануне суда в Дейтоне царила атмосфера карнавала. Улицы украсили плакаты, продавалась баптистская литература, перед зданием суда томились в клетках шимпанзе, — поговаривали, они будут главными свидетелями то ли со стороны эволюции, то ли креационизма.

В присутствии 1000 зрителей в доме суда скрестили шпаги красноречия прокурор и адвокат. Процесс получился острым и смешным. Брайан настаивал, в частности, на том, что реакционный эволюционизм породил еще более реакционные ницшеанство и социальный дарвинизм. Дарроу — на неконституционности закона Батлера, нарушавшего академическую свободу, и на абсурдности буквального прочтения Библии. Из последнего утверждения защитник делал вывод, что эволюционное учение совсем не противоречит Священному Писанию, если и к Библии подойти с умом. Дарроу хотел допросить свидетелей ученых, но судья возразил, и тогда защитник пригласил на их место Брайана. Последовал фейерверк остроумных пассажей, начиная от Адама и Евы. «Брайан… пытался отвечать патриотическими шутками, что американцы произошли даже не от американских обезьян, но от обезьян Старого Света»…

О Скопсе фактически позабыли. Вспомнили, когда нужно было выносить вердикт — 21 июля.
Поскольку даже сам Дарроу просил присяжных признать Скопса виновным, его таковым и признали, не определив, правда, меру наказания (никто не подсказал).
И хотя поединок обвинения и защиты проходил с переменным успехом, все аргументы защиты судья Раулстон признал неуместными, поскольку был нарушен закон штата, и наложил на Скопса штраф 100 долл.

Дарроу опротестовал приговор в Верховном суде Теннеси. Поскольку по законам штата штрафы более 50 долл имели право налагать только присяжные, Верховный суд штата в 1926 г. аннулировал приговор, чем прервал путь Дарроу к членам Верховного суда США, которых он хотел убедить в антиконституционности закона Батлера.
Скромный герой суда получил от Чикагского университета стипендию для изучения геологии и стал инженером-нефтяником.
Серьезней всех, как оказалось, отнесся к «Обезьяньему процессу» Брайан. От перенапряжения и волнений через 5 дней после суда политик скончался.

P.S. С 1925 г. эволюционисты «бомбили» суды 40 лет, требуя запретить в школах преподавание креационизма. В 1967 г. законодатели Теннеси отменили закон Батлера, который после дела Скопса ни разу не применялся на практике. В 1987 г. Верховный суд США признал преподавание в государственных школах креационизма «неконституционным и нарушающим закон, разделявший церковь и государство».


Рис. http://mtdata.ru/u12/photoA196/20625653955-0/original.jpg