10 любимых мужчин

Просто Валерия
           10 любимых мужчин. Размышления в год Российского кино

Кино, кино... Так много фильмов, так мало свободного времени, не успеваешь и десятой доли новинок увидеть. То ли дело в детстве! Фильмов снималось не так уж много, билеты в кино дешёвые, кинотеатр рядом с домом, а если что и не успела посмотреть, на это есть телевизор. Именно так получилось с двухсерийным фильмом "Чрезвычайное происшествие". Это сейчас в каждом фильме похищения, угрозы, шантаж... Тогда это было шоком. Захват советского танкера в мирное время, в нейтральных водах? Возможно ли такое? Увы, сюжет был взят из жизни, и финал оказался не таким благополучным, как в кино, но об этом я тогда не знала, а просто смотрела увлекательную историю. В центре событий был решительный, находчивый и необыкновенно обаятельный Виктор Райский, который вёл рискованную игру. Даже любимая девушка Рита не сразу поняла его и невольно выдала (как она могла? да я бы на её месте...) На титры я вначале не обратила внимание, лишь потом выяснила и запомнила имя исполнителя, которое ни о чём мне (и многим) тогда не говорило. Вячеслав Тихонов. Думаю, что перечислять его следующие роли не требуется. И каждый раз я ощущала свою причастность к его успеху (это я его заметила! ещё тогда...)  Наверно, что-то похожее чувствовали ещё несколько тысяч зрительниц... 

Сейчас это кажется смешным,  но тогда я вдруг осознала, что совершила предательство. Да, да... Помните, как пели герои оперетты Саша и Лёша? "Нельзя любить двух сразу, так не было ни разу..." А я уже четвёртый год любила Марка Бернеса. Сначала, как исполнителя песен, а потом и фильмы, в которых он снимался, не пропускала: "Дело№306", "Ночной патруль", "Цель его жизни"... Его довоенных героев я не знала, а этих воспринимала, как воплощение совершенства, и все их качества автоматически переносила на своего кумира. Ну, и что мне было с этим делать?

Вопрос решился неожиданно. Не прошло и года, как вышел на экраны фильм "Капитанская дочка" с Олегом Стриженовым, и... В общем, всё повторилось, и я смирилась с тем, что оказалась такой ветреной девочкой. Всего 13 лет - и уже третий мужчина... Единственным утешением было то, что я никого из них "не бросала", а продолжала любить всех.

Но, как говорится, лиха беда начало. Вслед за третьим появился четвёртый, потом пятый... И так всю жизнь. Вячеслава Шалевича в роли Швабрина я как-то не заметила. Он попал в число моих любимых мужчин лишь через несколько лет, в образе героя из "Янтарного ожерелья". Несколько напрягало, что герой-то был отрицательный, но я надеялась, что сам актёр "не такой", ждала его новой роли и дождалась фильма "Хоккеисты". Спорт вообще и этот его вид, в частности, меня не интересовал, но каков артист..! И какая песня! Вот только девушка его мне не понравилась. Хоть она и поняла его к концу фильма, но не то, не то (вот я бы на её месте...) Хоккеист Дуганов был чуть ли не единственным положительным героем Шалевича, потом он играл, в основном,  отрицательных (или не совсем положительных) героев, но я уже повзрослела и относилась к этому спокойно. Впрочем, среди его ролей есть и исторические личности - Даллес в "Семнадцати мгновениях весны", Брежнев в одном из недавних сериалов.

Но вернёмся в шестидесятые, когда, как вы уже догадались, в сердце любвеобильной девушки нашёлся уголок ещё для одного мужчины. "Щит и меч" Вадима Кожевникова я читала ещё до экранизации, ожидала от этого фильма многого и не ошиблась. Станислав Любшин был очень хорош в главной роли, но Генрих Шварцкопф - просто великолепен. Имя актёра ни о чём тогда не говорило, однако сразу запомнилось: Олег Янковский! Это была его первая роль, и мне совсем недолго пришлось ждать следующих, неоднозначных, отточенных, блистательных...

Дальше жизнь моя завертелась так, что несколько лет было не до кино. А когда всё мало-мальски утряслось, на экране появились новые фильмы и новые лица. "Дожить до рассвета" по повести Василя Быкова с Александром Михайловым в роли лейтенанта Ивановского. Почему-то сейчас об этом фильме редко вспоминают, и песню "Гремят, не смолкая, бои..." я давно не слышала. Может, потому, что всё теперь "переосмысливают": и приказ "Ни шагу назад!", и битву под Москвой, и Победу... А ведь фильм этот -  один из лучших о войне. А Александр Михайлов... Ну, в общем, вы понимаете... Впереди были "Мужики", "Змеелов", "Любовь и голуби", и всякий раз я с гордостью отмечала, что "ещё тогда" его заметила.

К моменту выхода на экран фильма "Розыгрыш" я была преподавателем у таких же мальчиков и девочек, как герои фильма. И "намётанным учительским взглядом" сразу выделила исполнителя роли Игоря Глушко. О, у этого мальчика с гитарой большое будущее! Надо запомнить: Дима Харатьян. Ну, что ж, поживём-увидим. Увидели...

В начале 90-х на экраны хлынул негатив: бандитские разборки, наркотики, проституция, похищение людей, изнасилования, убийства... Именно в этот период пришёл в кино Алексей Гуськов с его неповторимой харизмой отрицательных героев. Впрочем, назвать их отрицательными язык не поворачивается. Все они сложные, думающие, неоднозначные. Таков Шурик из "Волкодава", Никита из "Таёжного романа", да и другие, перечислять которых не хватит ни места, ни времени.

Ещё один актёр нового века - Дмитрий Дюжев. "Комедию строгого режима" и "Бригаду" знают все, а мне он почему-то больше запомнился в фильме "Путешествие с домашними животными", хотя сюжет довольно странный, и, адекватно ведут себя только два героя: Сергей в исполнении Дюжева и пёс Кощей в исполнении... (извиняюсь, имени этого пёсика не знаю). С удивлением прочитала потом восторженные отзывы о героине, на мой взгляд, женщине с психическими отклонениями. И чем только она привлекла Сергея..?

И, наконец, самый молодой в моём списке, Леонид Бичевин, успевший сняться во многих фильмах и сериалах. Если не считать его роли второго плана, дебютом стал фильм "Рябиновый вальс". Не совсем обычный сюжет о войне, и непростая роль, за которую актёр получил Премию Международного кинофестиваля "В кругу семьи" и стал Лауреатом Премии имени Александра Абдулова 8-ого международного фестиваля кинодебютов «Дух огня». Одна из последних его ролей - Марк Шагал в фильме Митты "Шагал - Малевич". Именно после этого фильма я окончательно определилась с десятым героем своего рассказа.

                Послесловие.
Перечитала я написанное и расстроилась. А где же Валентин Гафт, Александр Лазарев, Алексей Баталов, Александр Абдулов, Виталий Соломин..?  Где "батя" Олег Чернов, "водитель для Веры" Петренко, "стиляга" Максим Матвеев?  Ведь, по правде говоря, у меня не 10 любимых мужчин, а в несколько раз больше. И любовь эту можно выразить одной короткой фразой: "Я люблю кино". Знаю, что в своей любви не одинока, что есть тысячи женщин, влюблённых так же и в тех же. Может быть, потому и приходит к актёрам успех, что мы их вовремя замечаем, переживаем за них, вдохновляем и ждём новых встреч. 


На фотоколлаже: Марк Бернес в фильме "Цель его жизни", 1957 г.; Вячеслав Тихонов в фильме "Чрезвычайное происшествие", 1958 г. ; Олег Стриженов в фильме "Капитанская дочка", 1958 г.;  Вячеслав Шалевич в фильме "Хоккеисты", 1964 г.; Олег Янковский в фильме "Щит и меч", 1968 г.; Александр Михайлов в фильме "Дожить до рассвета", 1975 г.; Дмитрий Харатьян в фильме "Розыгрыш", 1976 г.; Алексей Гуськов в фильме "Волкодав", 1991 г.; Дмитрий Дюжев в фильме "Путешествие с домашними животными", 2007 г.; Леонид Бичевин в фильме "Рябиновый вальс", 2009 г.