Колодцы

Сергей Шило 4
КОЛОДЦЫ

В конце 1896 года инженер путей сообщения господин Шмелев обратился в городскую Думу с заявлением, в котором говорилось, что жители города Новороссийска, как и многих других городов России, страдают и болеют вследствие недостаточности и недоброкачественности употребляемой воды. А потому он принимает на себя в свободное от службы время, в продолжение зимы 1896-1897 года произвести изыскания для снабжения города водой. 14 декабря 1896 года Дума, выслушав это заявление, разрешила проводить исследования. Кроме господина Шмелева этим же занимался и горный инженер Войцлав, подавший заявление 3-го сентября 1898 года от имени « Бюро исследования почвы». Заявление было принято и с Войцлавом был заключен контракт. В апреле 1899 года Войцлав представил отчет из которого следовало, что он не нашел источников воды. Предлагал свои услуги городу и инженер Конрадий, который уже проводил исследования в Цемесской долине и по направлению к Пенайскому маяку еще в 1890 году, и городской архитектор Карлинский [38].
Все изыскания сводились к одному: в окрестностях города не было мощного источника, который мог бы дать городу достаточное количество питьевой воды. В конечном итоге остановились на проекте водопровода из Вербовой балки как крайней, временной и самой дешевой меры. Однако водопровод из Вербовой балки мог удовлетворить потребности населения только старого города.
Поэтому вопрос о снабжении города водой стоял очень остро и городская Дума, изыскивая средства на постройку водопровода, не раз склонялась к «необходимости для города произвести облигационный заем в 500 000 рублей». Отсутствие воды сказывалось и на растительности: « каждый посетивший Новороссийск поражался отсутствию в городе деревьев. Озеленение города совершенно было не возможно без обильного орошения» [39]. Решимость городского самоуправления изыскать источники воды, несмотря на проведенные ранее неудачные изыскания, не ослабевала, что и послужило к ходатайству Думы к Военно-медицинскому управлению в Тифлисе по проведению анализа источников воды. Комиссия военно-медицинского управления работала в городе с 7 по 10 февраля 1900 года и обследовала в Новороссийске и его окрестностях 32 колодца и один родник. 15 колодцев в самом городе, 4 колодца на Стандарте ( на базаре, около больницы, на Французской улице и на Ремесленной), 13 колодцев в окрестностях и родник в Вербовой балке. Исследования, проведенные в Военно-медицинской лаборатории в округе в Тифлисе, дали следующие результаты.
Вода как колодезная, так и родниковая, удовлетворяла физическим качествам. Органических веществ в родниковой воде содержалось мало, зато колодезная содержала обилие вредных веществ: « в некоторых колодцах была обнаружена азотная кислота, хлор в слишком большом количестве, серная кислота и щелочные земли». На основании полученных результатов комиссия пришла к следующему заключению: «колодезные воды в г. Новороссийске и его окрестностях принадлежат к числу недоброкачественных питьевых вод». Военно-окружной совет в заседании своем еще от 19 февраля 1898 года (журнал№9) постановил доложить депешей о результатах исследования всем начальникам воинских частей, входящих в состав новороссийского гарнизона, и городскому управлению. А также рекомендовал начальнику новороссийского гарнизона принимать меры к изъятию из употребления в питье и для варки пищи в воинских частях заведомо недоброкачественной воды [40].
Но даже такой воды в жаркие и засушливые годы не хватало. Зацемесская сторона пользовалась водой из родников, ручьев и колодцев. Жители Мефодиевского поселка страдали от недостатка питьевой воды, особенно в жаркие и засушливые летние месяцы. К колодцам выстраивались длинные очереди женщин и детей, и бывало, что вычерпывали всю воду до самого дна.
Изыскание источников питьевой воды было предметом особого внимания городского управления и в последующие годы. Не- смотря на старания гласных, дать городу воду не удавалось из-за отсутствия на это средств. Источником питьевой воды по- прежнему оставались колодцы.
Колодцы, как правило, строили на пересечении улиц, через один два квартала, так, чтобы с любой улицы до ближайшего колодца было не далеко. В большинстве случаев строили их сами поселяне. Вот одно из заявлений, сохранившееся в городском архиве.
«Господину городскому голове от жителей 1-го Мефодиевского отрезка.
Покорно просим мы городское управление прийти нам на помощь в крайне необходимой нужде питьевой воды и в углублении колодца. На углу Михайловской и Александровской улиц в квартале №57, участок № 5 вырыт и оборудован нами в числе 27 домовладельцев на собственные нами соединенные средства (180 р), при участии и согласии владельца участка Максима Васильевича Финогенова. Он же лично заявил о выделении из своего участка места под колодец господину заведующим этим отрезком лесничему Красовскому. Колодец сделали каменный на цементном срубе. Но средства наши не позволили нам углубить его, что дало бы возможность в изобилии пользоваться всему окружному населению хорошей и беспрерывной водой круглый год.
Покорно просим не отказать из ассигнованных Думою сумм на углубление и оборудование колодезей, углубить вышеназванный колодец на два аршина, а других расходов к нему не потребуется.
К этому прошению, поданному 26 мая 1904 года, подписались 28 домовладельцев» [41].