Она поцеловала весь мир

Галина Лагутина
«Но звучит из динамика голос нежно-певучий
Песней юности трепетной "Besame mucho" »
                «Besame mucho.Угли памяти»,  Валерий Ольгин.
               

                Память моего сердца.

Я слушаю мелодию «Besame mucho» и вспоминаю, как в пятидесятые годы прошлого века она, рождённая в далёкой Мексике и в короткий срок завоевавшая весь мир, появилась  в нашей стране. 

Первой исполнительницей  «Бесаме мучо» на русском языке  была великолепная   Ружена Сикора,  чей  изумительный голос  передавал  тончайшие нюансы  человеческих чувств и душевных движений.  Пение популярной певицы волновало, завораживало  и восхищало многочисленных поклонников её таланта.
Русский текст к  « Besame mucho», под названием «Песня сердца», написал поэт Гарольд Регистан. Причём,  известно два варианта песни: «В грустный час» и  «Гордый мой». Вот эти стихи:

В грустный час,
В час расставанья,
Слёзы сдержи, дорогой мой,
Не плачь, не тоскуй.
В грустный час
Ты на прощанье
Крепче целуй меня,
Крепче, родной мой, целуй.

Ночь ведь последняя
Скоро кончается,
Завтра я буду далеко.
Страшно терять тебя,
Сердце прощается,
Счастье забыть нелегко.

В грустный час
Ласковым взглядом
Сердце согрей мне, родной мой,
На долгие дни.
В грустный час
Плакать не надо.
Крепче, нежней
На прощанье меня обними!

Ночь ведь последняя
Скоро кончается.
Завтра я буду далеко.
Страшно терять тебя,
Сердце прощается,
Счастье забыть нелегко

 
***


Гордый мой, люди несмело
Мне говорят, на свадьбу созвал ты гостей.
Гордый мой, как я сумела
Слёзы сдержать и печали не выдать своей.

Помню, как сказку, я звёздные, ясные
Встречи, что в сердце берегу.
Слово прощальное, голос твой ласковый,
Знаю, забыть я не смогу.

Гордый мой, словно чужая,
Молча пройду я при встрече мимо тебя.
Гордый мой, ты не узнаешь,
Как я тоскую, сильнее, чем прежде, любя.

Гордый мой, люди несмело
Мне говорят, что связан навек ты с другой.
Гордый мой, что же мне делать,
Если люблю я, люблю я тебя, мой родной!


Но пора поговорить о « Besame mucho» и её авторе.

Судьба подарила этому произведению замечательную, яркую, долгую жизнь и вошла в репертуар многих известных исполнителей мировой сцены, среди которых Эмилио Туэро, Пласидо Доминго, Шарль Азнавур, Далида, Мирей Матье, Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Хулио Иглесиас, Андреа Бочелли.
Даже спустя много лет после  появления "Бесаме мучо", в 1999 году она была признана самой исполняемой и самой переводимой.
 

Я мысленно лечу за океан, в  страну, где под счастливой звездой явилась на свет прекрасная музыка, где однажды, в час  вдохновения, её написала юная девушка, начинающий музыкант, -  Консуэло Веласкес Торрес. 

                Детство будущей звезды.

Она родилась  на юго-западе Мексики, в городе  Сапотлан-эль- Гранде, а детство и юность провела в Гвадалахаре, в городе,  который мексиканцы называют своей культурной столицей, западной жемчужиной и городом роз.
 
Точная дата рождения Консуэло неизвестна. В одних источниках указывается 
1916 г., в других 1922г. и даже 1925г. По всей видимости, когда Веласкес стала знаменитой, некоторые моменты своей жизни, в том числе и  дату рождения, она окутала лёгкой вуалью  легенд.

Отец Консуэло, Исаак Веласкес, был профессиональным  военным и прирождённым поэтом. Он происходил из рода выдающегося испанского художника 17 –го века Диего Веласкеса. В семье очень гордились великим предком и свято чтили память о нём.

Консуэло плохо запомнила отца: он ушёл из жизни, когда она была совсем малышкой. Её мать, Мария Торрес, оставшись одна с пятью дочерьми,  окунулась в бездну материальных проблем и вынуждена была принимать помощь родственников. Чтобы сводить  концы с концами, самую младшую дочь, Консуэло, Мария определила в монастырскую  школу, надеясь, что в будущем та посвятит себя служению церкви.

Но суровые порядки  монастырской жизни, многочасовые чтения молитв так утомляли непоседливую девочку, что она быстро осунулась и часто теряла сознание во время занятий.  Мария Торрес забрала дочку  домой.

                Учитель музыки.

Тем временем, маленькая Консуэло заинтересовалась музыкой и  увлеклась игрой на пианино. 
Ей  было лет девять, когда на одном из народных  праздников её заметил  пианист, композитор и педагог Рамон Серратос  (1895-1973). 
Девочка бойко играла на инструменте и, наверное, очень неплохо, если Серратос предложил ей бесплатно учиться в своей музыкальной школе.

С этого момента жизнь Консуэло резко изменилась. Теперь занятия музыкой стали для неё самым главным и серьёзным делом. Она  училась с большим удовольствием и любила импровизировать знакомые мелодии.

В 1938 году Серратос покидает Гвадалахару ради работы в Мехико. Он предлагает своей ученице ехать с ним в столицу для продолжения образования. Юная  Консуэло с радостью соглашается на переезд. В Мехико она   заканчивает  музыкальную школу, какое-то время работает учительницей музыки и  поступает в консерваторию в класс любимого учителя.
Проявляя доброту и внимание к ученикам, Серратос был очень требовательным педагогом. Его студенты ежедневно работали за инструментом по 6-7 часов и должны были систематически  посещать концерты классической музыки.

                Озарение

Однажды,  по  рекомендации педагога, Консуэло отправилась слушать оперу «Гойески» выдающегося испанского композитора Энрике Гранадоса (1867-1916).   Музыка, особенно ария «Маха и соловей», обожгла трепетную душу Консуэло красотой и драматизмом, нежностью и богатством музыкальной палитры.
 
Оставаясь во власти услышанного, девушка возвращается домой, садится к инструменту  и в течение нескольких   часов   вдохновенно импровизирует, пока под её чуткими  пальцами не возникает  собственная мелодия. Глубокой ночью, когда были записаны все ноты и на каждую музыкальную фразу гармонично легли  слова новой песни, Консуэло, наконец, заснула с ощущением счастья. Так возникла чудесная «Бесаме мучо», что в переводе означает «целуй меня много».
               
                Сомнения

Но наутро плод ночного вдохновения показался Консуэло банальным, пошлым и не достойным высокого искусства. Девушку охватили сомнения и разочарование. Воспитанная в традициях строгой католической морали, целомудренная и неопытная в вопросах любовных отношений, она боялась прослыть распущенной, получить осуждение матери и презрение  друзей. 
Консуэло решила  не показывать песню никому, но не удержалась и поделилась ею со своей подружкой, Марией Фернанде.


                Выход в мир.

Песня очень понравилась Марии, она уговорила Консуэло послать её на радиоконкурс молодых дарований.
Ноты с текстом были переданы по назначению, но анонимно: таково было условие Консуэло.
Редактор  музыкальных программ Мариано Ривера Конде восхитился «Besame mucho“ и настоял на том, чтобы ему представили автора.   
Молодые люди встретились;  теперь Мариано  восхитился  и прелестной Консуэло.
 Поскольку девушка упорно не желала ставить своё имя под песней,  она  была объявлена народной,  но вскоре  истина восторжествовала, и общественность узнала автора «Besame mucho». 
Шёл 1940 или 1941 год, а Консуэло  было 16 лет или 18, или 24 года  – неизвестно: всё зависит от истинности  года её рождения…

             Вершина популярности и поездка в Голливуд.

Первым исполнителем  «Бесаме мучо» в Мексике был знаменитый певец, продюсер и актёр Эмилио Туэро. Он пожелал даже приобрести права на исполнение песни.

В течение нескольких месяцев «Бесаме мучо» была самым популярным шлягером в Соединённых Штатах, странах Европы, Азии и Латинской Америки.
Консуэло получает приглашение от Уолта Диснея посетить Лос Анджелес.
Поездка в Америку произвела на молодую мексиканку ошеломляющее впечатление.  Она была встречена там как звезда первой величины, окружена невероятной для неё роскошью и комфортом. Её песня звучала повсюду  как гимн первой любви.
Очарованный красотой Консуэло,  Дисней предложил ей роль в фильме «Три кабальеро».

Здесь же Веласкес знакомится с артистом Грегори Пеком, который назвал её «экзотическим цветком».
Грегори, любимец женщин, не на шутку влюбляет в себя Консуэло.  Ходила легенда, что  и «Бесаме мучо» она написала в период страстного увлечения Пеком. Но эта легенда противоречит действительности, ведь её пригласили в Голливуд уже как автора знаменитой песни.

Консуэло хотела навсегда остаться в городе вечного праздника и стать артисткой, но  мать, сопровождавшая её в поездке, увезла дочь  домой, не дав ей возможности осуществить мечты.
Навсегда в душе Консуэло остался тот  высокий эмоциональный взлёт, который она пережила в Лос Анджелесе.

                Дальнейшая судьба.

 Вернувшись в Мехико, Консуэло завершает образование в национальной консерватории; со временем становится известным композитором и  пианисткой высокого класса.
Она пишет много новой музыки, но, к сожалению, для публики остаётся прежде всего автором  и легендой первого юношеского  шедевра  - «Бесаме мучо».
Консуэло вышла замуж за Мариано Ривера Конде и вырастила двух сыновей.
После смерти Мариано в 1977 году жила одиноко в своём загородном доме. Одиноко, но не затворнически. Она много выступала с концертами, встречалась с поклонниками своего музыкального творчества.
В 1979-1982 годах избиралась депутатом Палаты депутатов Конгресса Мексики.
Умерла Веласкес в 2005 году из-за осложнений на сердце.

             
За свою активную деятельность в области искусства была удостоена многочисленных национальных и международных премий. 
Консуэло  Веласкес является почётным гражданином  города, в котором родилась.
Часто на концертах слушатели просили Консуэло рассказать  историю создания «Бесаме мучо».
«Этой песней,- говорила она,- я поцеловала весь мир».

27 сент.2016 г.

Информация:http://www.kommersant.ru/doc/2296230
Исполнители:https://www.youtube.com/watch?v=UO4VvslFm3U
https://www.youtube.com/watch?v=ShwA8GW3dIg