Лыжная гонка

Анатолий Аргунов
Зимой у нас в школе начинались занятия по физкультуре на улице, мы все становились на лыжи. Лыжи были деревянные, крепления на тугих резиновых ремнях под валенки.  В те годы лыжи с ботинками можно было увидеть лишь в кино. Но, нужно отдать должное  директору школы, он сумел приобрести для ребят, а их в школе более трехсот человек, новые лыжи всех размеров:  от полутора метров - для первоклашек, до настоящих двух метровых - для старших ребят. Палки для лыж были из бамбука, очень удобные и легкие.  Конечно же, экипировка лыжника шестидесятых годов прошлого века не идет ни в какое сравнение с нынешним: специальные костюмы, пластиковые лыжи, ботинки, которые легко крепятся и легко снимаются.  Ну и палки соответствующие из легкого металла. Но, одно преимущество у нас было очевидное – массовость. Лыжами увлекались все: и взрослые и дети.
Для этого государство установило совершенно символические цены на лыжи и лыжные крепления с палками. Для взрослых это обходилось чуть больше пяти рублей. Поэтому доступность и пропаганда лыжного спорта сделали свое дело – лыжный спорт превратился в массовый.  И как результат появились первые олимпийские чемпионы и чемпионы мира в лыжном спорте из нашей страны.
Как-то Витька принес в школу книгу «Ход белой королевы» и показывает мне:
- Возьми, почитай.
- Да, я же Витек сказки не очень люблю.
- Сам ты сказка. Тут не сказка, а самая настоящая быль, как одна наша спортсменка стала чемпионкой мира. Ты знаешь, какие ей козни соперники строили, она все преодолела и победила!
Я ответил:
- Обязательно прочитаю. Но, Витек, мы же футболисты, причем тут лыжы?
- Притом, зимой в футбол, где играть? А на лыжах можно с октября по июль кататься. Нет, ты как хочешь, а я переключаюсь на лыжи. Во-первых, форму спортивную поддержать, а во-вторых, вдруг лыжи понравятся, и побеждать начну.  Соревнований по лыжам в разы больше, чем в футбол. Сейчас между классами, потом по школе. Победители поедут на районные.  Так можно до Москвы добраться. Вот что такое лыжи! – горячо стал убеждать меня Витька, идя со мной из школы.
Я не стал возражать.
Действительно футбол – летняя игра, а сейчас снег, и когда он растает и появится травка – целая вечность. Не сидеть же всю зиму в клубе в шашки играть или на салазках кататься. Скучно. Вот лыжные соревнования – дело стоящее, - решил я для себя.
- А, что Витек, давай  попробуем на лыжах посоревноваться, - после некоторого замешательства  согласился  я  сдругом.
- Когда?
- Что когда? – не понял я.
- Когда начнем соревноваться? – спросил Витька.
-Витёк, надо же лыжи подобрать, крепления посмотреть, смазать воском, палки по размеру найти. Без этого, какие соревнования, - возраил я.
- А давай сегодня, и начнем тренировку – предложил Витька.
- Хорошо! Вот только уроки сделаем и сразу же на лыжи, - согласился я.
- Какие уроки, Толян? Давай перекусим, берем лыжи и до Золкиного хутора. Туда и обратно километра четыре будет.  Вот тебе и тренировка.
Я всегда удивлялся Витькиной решительностью, а еще больше его энергией. Конечно, ребята нашего поколения ,жившие на селе,отличались, работоспособностью, в прямом смысле этого слова. В одиннадцать, двенадцать лет каждый из нас обязательно  должен был наносить дров для топки печей, а это  три четыре охапки, которые едва поднимаешь. Принести воды из колодца, не меньше шести ведер. Вода шла не только для питья и бытовых нужд, но и для приготовления  пищи семье и животным.  В каждом доме стоял бачок или кадушка, не меньше сорока-пятидесяти литров. Заполнить до краев, потом еще два целых ведра с водой оставить в коридоре про запас-дело нелегкое. Потом снег у дома почистить, летом – прополоть грядки и еще поливка огурцов,  капусты, моркови. Процедура была вечерней, после того, как солнце начинало ходить за горизонт и ты после всего выполненного шел гулять. Зато  ребята росли крепкими, физически готовые к любому труду.
Многие из нас  в этом возрасте  уже умели косить, метать стога сена,  колоть дрова, а девчонки запросто подоить корову или козу.  Наше поколение легко, с песнями строило заводы, возводило БАМ, электростанции, осваивало Северно-Ледовитый океан, тундру, тайгу. И все это благодаря  выучке, которую мы получили в детстве. Извините, отвлекся.
И так в этот же вечер мы с Витькой вышли на пробную лыжную тренировку. Раньше мы лыжи одевали от случая к случаю, с горы покататься, да на уроках физкультуры.
Витька вышел в широченных шароварах и телогрейке, подпоясанный отцовским ремнем, на руках варежки, на ногах валенки, привязанные бечевками к лыжам, причем одна лыжа меньше другой.
- Витька, а чего у тебя лыжи-то  разные? – спросил я.
- Не нашел других. Видно, Колька или  Нинка сломали. Вот из двух пар выбрал получше. Да, ладно Толян, это не имеет значения.
Я не стал спорить и мы по глубокому снегу сразу же направились вдоль железной дороги, а потом свернули на Угольник и медленно пошли к Золкиному хутору. Через километр ходьбы Витька стал расстегивать ватник.
- Не могу, весь взмок. Не знал, что по снегу так трудно ходить.
- Ты, Витек только не долго стой, прохватит так, что воспаление легких схватить. Теперь я пойду впереди тебя, а ты за мной последу.
Вот так мы друг за другом прошли три километра пути. После первого похода у меня напрочь отнялись ноги. Утром я едва поднялся с кровати и еле-еле, передвигая ноги, пошел умываться. В школе я встретил  Витьку.
- Ты как?
- Что как? – ответил он вопросом на вопрос.
- Ноги едва идут, хуже  чем после футбольного матча.запрчитал было я .  -Пройдет!Нужно потерпеть-сказал, как отреза друг.
И в этот же день мы снова вышли на тренировку. Со слезами на глазах,я преодолел эту дистанцию, и когда подходили к дому, едва шевеля ногами, я сказал Витьке:
- Всё! Сдаюсь или перерыв... Иначе ноги отнимутся. Что тогда?
- Тогда и будем лежать. А пока они не отнялись, будем тренироваться – упрямо ответил Витька.
Когда я пишу эти строки перед  моими глазами, так и стоит этот ершистый, с рыжеватыми  волосами, выбивающихся из под шапки-ушанки, но с решительным взглядом в глазах, паренек,мой друг- Витька Жбан. Стараюсь разглядеть эти черты у современного поколения мальчишек и девчонок, но так и не нахожу. Вроде бы и одежда -супер-пупер, айфоны в руках с проводами и наушниками, у некоторых пирсинг или «тату». Красивые, упитанные, но вот взгляд, взгляд не тот, отрешённый, в никуда, что-ли...
Но, так или иначе, мы с Витькой продолжали тренировки. Постепенно  втянулись и три километра стали пробегать за четырнадцати минут.  Наконец в школе объявили  долглжданные соревнования по лыжам. Мы с Витькой без особого напряга обставили всех. Первое и второе места были за нами. На первом месте оказался Витька, хотя я мог поднажать,и занять первое, но не стал. Решив, что соревнований будет много, еще себя покажу.
На районные соревнования от нашей школы отобрали трех человек: Витьку Жбана, меня  и еще одного старшеклассника с восьмого класса, Кольку Вересова, он стал победителем на пятиметровой дистанции.
В один из  мартовских дней, когда солнце светило,  как летом, а заморозки по утрам были такими, словно вновь вернулась зима, мы с учителем физкультуры, Игорем Варламовичем, приехали в Сосновку на лыжные соревнования.
Дня за неделю до начала  соревнований, Витька пришел ко мне и объявил, что для достижения лучшего результата, нужно увеличить тренировки, а главное есть больше шоколада.
- Почему шоколада? – задал я вопрос Витьке.
- Он хорошо усваивается, а потом вкуснее, чем простые конфеты, - с улыбкой ответил Витька.
- Да организму все равно, шоколад, конфеты-подучешки, сахарный песок, это все превращается в углеводы, попадает в кровь и питает все органы и ткани, - ответил я со знанием дела.
- Во даешь, откуда ты узнал?
- Учить надо биологию...
- А мы еще этого не проходили! – возразил Витька.
- Внеклассное чтение, ты забыл? А я нет. Взял учебник  и поинтересовался, что к чему – ответил я, без всякого желания обидеть Витьку.
Но, Витька надул губы.
- Тоже мне чтец!
Все  дни до соревнования мы с Витькой усиленно пили чай с сахаром и проводили тренировки  два раза  в день: утром и вечером. Но, накануне соревнований, я почувствовал себя как-то не очень хорошо: меня мутило и слегка подташнивало. Я даже отказался от любимого блюда на ужин, запеченной картошки с треской в сметане.
- Ты чего не ешь? И бледный какой-то – взволнованно спросила меня мать, прикладывая руку к голове. – Нет ли у тебя температуры дружок?
- Да, нет мама, голова холодная – ответил я.
- Может, перетренировался? – догадалась мать. – А потом ты  за эти дни почти пачку сахару съел.  Мыслимо ли дело столько сладкого потреблять. Вот оно тебе и дало по организму, - заохала мама.  Надо бы к фельдшеру сходить. Пусть Степан Андреевич посмотрит, может порошки, какие  пропишет.
Но, я воспротивился идти к Степану Андреевичу.
Утром встал и чувствовал гораздо лучше.
- Ну, вот, а я всю ночь бегала, смотрела, за голову щупала, не горишь ли ты?  Слава Богу все обошлось, - радовалась мать.
Она стала отговаривать меня от соревнований:
- Заболел сынок, с кем не бывает... Учитель и товарищи твои люди же  нормальные -поймут – отговаривала меня мать.
Но, я упрямо мотал головой.
- Поеду.
В поезде я старался ни о чем не говорить, весь сосредоточился на гонке, план составлял, где и как мне обойти соперников. Главное, чтобы организм не подвел.
- Ты, Толян, что-то совсем сегодня не такой? – заметил Витька.
- Да, нет, просто вчера съел что-то не то, вот и настроения нет.
- Ааа, это бывает – согласился Витька.
В Сосновке мы быстро добрались до стартовой площадки. Судьи и учителя уже занимались документами: сверяли, кому сколько лет, кто за какую школу бежит на лыжах...
Оказалось, что Кольке Вересову отказали в беге на пять километров, он старше установленного возраста  на 1,5 месяца. Учитель физкультуры, Игорь Варламович пытался уговорить судью, но тот был непреклонен.
- Могу сделать исключение, пусть бежит со старшеклассниками на десять километров.
Мы вместе с учителем собрались в кружок на совет.
- В общем, так ребята, я  подумал и решил, если вы конечно, согласитесь. Кириллов бежит три километра, как и было заявлено.  Ершов может бежать пятиметровку, судья не возражает. А вот Николаю придется идти на десять. Сможете-ли вы, ребята?
Колька Вересов однозначно согласился.
- Мне, что пять, что десять, я пробегу, результат не знаю какой будет, но пробегу. На охоте я за день с батей и больше проходил...
- То за день, а тут соревнования – ответил озабоченный учитель физкультуры.
- Постараюсь, Игорь Варламович.
- Постарайся, Николай. Ну, а ты, Виктор, что  скажешь?  - обратился Игорь Варламович к Витьке Жбану.
- Пять так пять. Где наша не пропадала, побегу, пусть записывают.
- А ты, Кириллов, один без друга сможешь справиться? На трехкилометровку бежит чуть ли не 50 лыжников. Не затолкают?
Я пожал плечами.
- Не должны.
- Ну, тогда давайте,в добрый час, я за вас буду болеть ,а вы не подведите . Сейчас номера на спину одену, и готовьтесь к старту.
И вот он долгожданный старт. Все рванули, толкая друг друга. Я совсеми ринулся вперед. Но, через несколько минут почувствовал  тошноту и вялость  во всем теле,сбавил скорость. И меня тут же стали обходить другие гонщики. После второго километра я едва плелся в сердце группы. Мне было  стыдно, но ничего поделать с собой не мог. Ноги, словно, ватные, в голове туман. Вот они мои ненужные тренировки. Говорил учитель, отдохни, а я не послушался - стучало у меня в висках. Потом вдруг вспомнил про книгу о Снежной Королеве и решил,чем я хуже...
На повороте, сделав над собой усилие, я прибавил скорости и медленно, но верно стал обходить одного за другим. На финиш я пришел третьим и упал на руки Игорю Варламовичу.
- Молодец, Кириллов! Из восьми школ – третье место! Это победа! Поздравляю и верю, что тебе присвоят  первый юношеский разряд.
- А как Витька? – устало спросил я,  поднимая голову.
- Он на трассе. Видел, что  в лидерах группы и дальше скрылись из виду в лесу,не знаю ,что сейчас...  – ответил учитель.
Витька Жбан  пришел вторым, и тоже вошёл в призеры и получил первый юношеский разряд. Колька Вересов занял пятое место. Судья его похвалил.
- Самый младший из старшеклассников, Николай Вересов ,занял пятое место и выполнил норматив  третьего взрослого разряда. Молодец!
P.S.  С тех пор я не жаловал лыжи. Предпочитал заниматься любимым футболом. В студенческие годы перешел в регби – настоящую игру для мужчин. Витька Жбан кроме футбольного увлечения, стал отменным наездником ,а потом куда-то исчез  из моего поля зрения. Где он тсейчас-загадка для меня. Но,о своих догадках ,я как-нибудь расскажу позже. Один Колька Вересов  не бросил лыжы, стал мастером спорта. Вот так нас расставила по жизни та лыжная гонка, которая прошла в далеком детстве.